Этот год запомнится тем влиянием, которое геополитические и экономические события оказали на все отрасли, в то время как некоторые части мира все еще боролись с Covid-19.
Торговля алмазами не является исключением. Только что после бампера 2021 года, в котором наблюдался звездный рост во всех сегментах трубопровода, рынок испытал на себе последствия российско-украинской войны, экономической осторожности США и замедления в Китае.
Эти факторы повлияли на спрос и предложение, нарушив рост, наблюдавшийся в 2021 году. Цены на бриллианты снизились, а индекс алмазов RapNet (RAPI™) для 1-каратных камней снизился на 9,9% за год до 15 декабря (см. Рисунок 1).
Рисунок 1Индекс RapNet Dimond Index снизился на 3,1% в ноябре и еще на 0,6% за бриллианты размером 1 и 3 карата в первые две недели декабря (см. Рисунок 2).
Рисунок 2Снижение резко контрастировало с достижениями, достигнутыми в 2021 году, когда RAPI для 1-каратных бриллиантов вырос на 17,4%. Мировые продажи ювелирных изделий с бриллиантами выросли на 27% до $87 млрд в этом году, согласно последнему отчету De Beers Diamond Insight. Звездные показатели в розничной торговле стимулировали остальную часть торговли, причем сильные цифры наблюдались в полированных и грубых секторах в 2021 году (см. Рисунок 3).
Рисунок 3Торговля алмазами началась в 2022 году с уверенностью в том, что импульс сохранится. Производители агрессивно покупали сырье в течение 2021 года, когда началось восстановление после Covid-19, и они продолжали делать это в первом квартале этого года, что отразилось на данных по грубому импорту Индии (см. Рисунок 4).
Рисунок 4Но экономические и политические условия сильно изменились в 2022 году. Пандемия сместила внимание потребителей с услуг на товары, что наряду с более ранним закрытием заводов, проблемами с доставкой и нехваткой рабочей силы в США, привело к нехватке основных продуктов.
Это вынудило поставщиков поднять цены, в то время как начало российско-украинской войны 24 февраля вызвало скачок цен на нефть и повлияло на более осторожные экономические перспективы в глобальных настроениях. Федеральная резервная система и другие центральные банки начали повышать процентные ставки, чтобы обуздать инфляцию.
Домохозяйства должны были меньше тратить на дискреционные предметы в 2022 году. Личные сбережения в процентах от располагаемого дохода выросли до более чем 30% в разгар пандемии, когда домохозяйства тратили меньше на поездки и получали стимулирующие чеки, чтобы увидеть их в трудные времена. С более полными кошельками в 2021 году произошел выброс отложенного спроса, что привело к тому, что потребители тратили больше на ювелирные изделия и другие виды деятельности.
Этот рост личных сбережений сократился в 2022 году. Фактически, он упал до многолетнего минимума в октябре, согласно последним данным, опубликованным Бюро экономического анализа США (см. Рисунок 5).
Рисунок 5Домохозяйства больше не получали стимулирующих выплат. Они также были вне дома и стремились снова путешествовать, поскольку пандемия утихла, что привело к сдвигу обратно к расходам на услуги и опыт, а не на продукты, одновременно борясь с более высокими ценами. Кроме того, неудачи на фондовом рынке снизили благосостояние, а S&P 500 снизился на 16,7% за год до 15 декабря.
Все это сжимало бюджеты потребителей и влияло на тенденцию отхода от дискреционных расходов на роскошь.
Это более слабое экономическое настроение оказало явное влияние на алмазный рынок в 2022 году. Продажи ювелирных изделий вряд ли будут соответствовать уровням 2021 года, даже несмотря на то, что розничные продажи демонстрируют смешанные тенденции.
В первой половине года наблюдался положительный рост, особенно среди брендов роскошных ювелирных изделий, в то время как более коммерческие, ориентированные на невесту ювелиры сообщили о более консервативных результатах. Продажи Signet Jewelers в тех же магазинах снизились на 7,6% в третьем финансовом квартале и на 4,4% за девять месяцев, закончившихся 31 октября.
В целом, ожидается, что продажи в США упадут немного ниже уровня 2021 года, но все равно должны превзойти показатели до Covid-19.
В то время как розничная торговля ни в коем случае не находится в тяжелом положении, американские ювелиры с осторожностью относятся к покупке инвентаря, поскольку экономическая неопределенность стала более очевидной. Они смогли сделать это, сосредоточив больше внимания на памятных товарах и используя онлайн-инвентарь поставщиков в режиме реального времени, требуя более быстрой доставки.
Между тем, китайские покупатели также были менее распространены на рынке, а розничная и оптовая активность там замедлилась из-за продолжающихся локдаунов для сдерживания вспышек Covid-19, особенно во второй половине года. На долю Китая пришлось около 11% мирового спроса на полировку в 2021 году, что соответствует его доле в мировых продажах ювелирных изделий с бриллиантами, согласно отчету De Beers Diamond Insight.
Снижение дилерской активности на Дальнем Востоке оказало серьезное влияние на настроения в среднем течении, особенно в Индии, которая является крупнейшим центром производства алмазов. В результате спрос на алмазы замедлился, оставив алмаз в середине потока с большим объемом полированных запасов — результат всех необработанных материалов, купленных в 2021 году. По состоянию на 15 декабря общий объем алмазов на RapNet составил 1,85 млн камней — рост на 4% в годовом исчислении (см. Рисунок 6).
Рисунок 6Во второй половине года катера проявили большую осторожность, чем дилеры. Им нужно было генерировать ликвидность, чтобы покупать сырье и поддерживать работу своих заводов, поэтому они снизили цены, чтобы увеличить продажи и уменьшить свои раздутые запасы — даже несмотря на то, что De Beers поддерживала стабильные приблизительные оценки. Чувство паники в производственном секторе было заметно в октябре, когда компании стремились увеличить продажи до праздника Дивали в Индии.
Напротив, дилеры имели больше гибкости для удержания товаров и поддержания уровня цен за счет замедления рынка, поскольку они покупают и продают только отполированные и не имеют давления, которое производители оказывают, чтобы покупать сырье для поддержания своей деятельности. Поставщики крупным американским ювелирам преуспевали, в то время как компании, полагающиеся только на дилерскую торговлю, также нервничали из-за снижения цен.
Рынок сырья прошел через несколько циклов в течение года.
В первом квартале наблюдались сильные продажи, за которыми последовало замедление в период с апреля по июнь, прежде чем спрос вырос в третьем квартале. Но в середине потока было много полированного, и это повлияло на возобновление осторожности на рынке грубой продукции в последние три месяца года.
De Beers предоставила сайтхам больше гибкости, чем обычно, в ноябре и декабре, учитывая неопределенность на рынке.
Тем не менее, компания сохранила цены относительно неизменными, предпочитая продавать меньше товаров, а не снижать цены, чтобы стимулировать спрос по более привлекательным оценкам. Горнодобывающие компании сталкиваются с более высокими затратами, учитывая влияние инфляции на их деятельность. Тем не менее, цены на сырье снизились на вторичном рынке и на аукционе, и покупатели остаются осторожными, учитывая избыток доступного отполированного предложения и общую неопределенность.
Дикой картой на рынке стала Россия. Помимо влияния войны на настроения в мире, санкции США в отношении АЛРОСА и ограничения, наложенные на международные денежные каналы в Россию, ограничили доступ к крупнейшему в мире производителю алмазного сырья.
Ограничивая только прямой импорт из России, но разрешая импорт алмазов, полученных в России, но отполированных в других центрах, санкции имеют лазейки. Кроме того, другие страны не вводили санкций — в частности, Бельгия, крупнейший торговый центр алмазов АЛРОСА; Индия, которая обычно производит их; и китайский потребительский рынок.
Российские товары по-прежнему имели четкий путь на рынок. Первоначальные прогнозы повсеместного дефицита, который возникнет в результате ограничений, наложенных на АЛРОСА, еще не оправдались. Сообщается, что российский алмазододобывающая компания продолжал продавать свое сырье, хотя и на более низких уровнях, чем раньше. Тем не менее, санкции повлияли на некоторые категории алмазов. На рынке наблюдался дефицит более мелких алмазов лучшего качества, для которых АЛРОСА является доминирующим поставщиком, а также флуоресцентных товаров, которые также типичны для ее производства.
В то время как санкции имели свои ограничения, все больше розничных ювелиров и брендов ввели свой собственный «этический» запрет на покупку российских бриллиантов. Война вдохновила компании ускорить свои программы отслеживания, в то время как все больше ювелиров требуют, чтобы их поставщики предоставляли доказательства происхождения в своих счетах-фактурах.
Это также побудило отраслевые органы и крупные бренды поднять планку в отношении их экологических, социальных и управленческих полномочий (ESG). Устойчивость стала центральной темой в маркетинге и обмене сообщениями в отрасли, играя на растущей чувствительности потребителей к этим проблемам.
Растущая конкуренция, с которой сталкиваются природные алмазы и выращенных в лаборатории, также способствовала этому подходу. Все больше ритейлеров продвигают синтетику, как в качестве «этической» альтернативы, так и в качестве той, в которой они могут получить больше отдачи от своих денег.
Действительно, потребительский ландшафт поставил новые задачи для алмазной промышленности в 2022 году. Клиенты покупают, но у них более жесткие бюджеты и другое мышление, которое задерживается от пандемии. Это, в сочетании с глобальными событиями, которые влияют на спрос и предложение, подчеркивает, насколько сильно изменился рынок за год.
Торговля, вероятно, показала застойный рост в 2022 году по сравнению с прошлым годом. Это можно считать достижением, поскольку оно демонстрирует, что уровни, достигнутые в 2021 году, являются устойчивыми. Но отрасль сталкивается с некоторыми трудностями: некоторые из них находятся под ее контролем, но более распространенные макроэкономические и геополитические факторы в меньшей степени.