Благодаря усилиям западных стран по ограничению торговли российской нефтью, на рынке старых нефтяных танкеров царит необычайное оживление.
В последние месяцы греческие и норвежские владельцы массово продавали старые танкеры по рекордным ценам крупным покупателям с Ближнего Востока и Азии, желающим поставлять российскую нефть в Индию и Китай.
Например, компания Fractal Shipping менее чем за год ю собрала флот из 23 танкеров, купленных владельцами в Дубае. Большинство из них по данным Refinitiv Eikon перевозят российскую нефть из портов Балтийского и Черного морей в Азию.
Исполнительный директор Fractal Матье Филипп, создавший компанию год назад, сообщил в интервью Reuters: “В августе и сентябре нам предоствили много танкеров, так как наши владельцы оценили возможности торговли российской нефтью".
Крупные западные нефтяные компании обычно списывают танкеры старше 15 лет. Между тем флот Fractal полностью состоит из старых судов возрастом от 13 до 19 лет.
Цены на подержанные нефтяные танкеры резко выросли, особенно на суда Aframax, которые могут перевозить до 600 000 баррелей — стандартный размер, используемый для погрузки сырой нефти в российских портах. По данным компании VesselsValue, цена на 20-летние Афрамаксы подскочила на 86% с $ 11,8 млн до $ 22 млн.
На данный момент в этом году было зарегистрировано 148 продаж Aframax, что на 5% больше, чем за аналогичный период 2021 года, сообщает VesselsValue.
Исследование судового брокера Clarksons показало, что за первые 11 месяцев 2022 года было продано больше танкеров, чем за весь предыдущий год, а продажи в октябре установили новый месячный рекорд в 76 единиц.
Судовой брокер Braemar подсчитал, что около 120 из 212 танкеров, проданных вероятным российским покупателям в этом году, ориентированы на перевозку российской нефти.
Этот «сумеречный флот», на долю которого, по данным Trafigura и других источников судоходной отрасли, приходится около 10% мировых нефтяных танкеров, на протяжении 10 лет помогал Ирану обходить эмбарго США, а затем и Венесуэле.
Новые владельцы этих судов сегодня получают колоссальные прибыли от перевозки российской нефти.
По словам аналитика инвестиционного банка Jefferies Омара Нокта, владельцы танкеров могут зарабатывать более 100 000 долларов в день на некоторых рейсах.
en.portnews.ru/news/339669/