Как влияет крупный бизнес на выборы в США. Маск против Трампа.
Многие американские миллиардеры явно выражают свои политические пристрастия.
Так, Илон Маск поддерживает губернатора штата Флорида Рона ДеСантиса в качестве республиканского кандидата в президенты США в 2024 году.
Группы интересов в США влияют на политическую систему, в том числе и через выборы.
С первой половины XX века Республиканская партия считалась выразительницей интересов крупного американского бизнеса, в то время как демократы больше отражали чаяния рабочего класса.
Но в последние десятилетия идеология и социальная база обеих партий претерпели определенные изменения.
За республиканцев все чаще стал голосовать белый рабочий класс, а представители партии все чаще стали призывать к снижению влияния большого бизнеса. Пока это в основном касается социальной повестки — можно вспомнить, например, противостояние республиканцев с компанией Disney во Флориде.
С другой стороны, электоральная база Демократической партии все больше пополняется за счет голосов более зажиточных жителей пригородов, а по тем же социальным вопросам партия куда более солидарна с бизнесом, чем раньше.
Одним из традиционных механизмов относительно публичного влияния бизнеса на политику является финансирование избирательных кампаний.
Американское законодательство ограничивает так называемые жесткие деньги, то есть индивидуальные финансовые пожертвования в размерах не более $3000 в год одному кандидату и до $35 000 — федеральному отделению партии.
Корпорациям запрещено напрямую давать деньги кандидатам или партийным комитетам. Однако существует множество лазеек для «мягких денег», которые позволяют обходить эти ограничения.
Можно больше жертвовать партии, если она в агитации не упоминает имени своего кандидата. Также существуют политические комитеты (political action committees — PACs), для которых потолок финансирования гораздо выше. Им могут давать деньги как частные лица, так и корпорации. Последним также разрешается регистрировать собственные комитеты. Помимо того, что они могут передавать деньги кандидатам и партиям, политические комитеты и сами могут вести агитацию в их пользу.
В 2010 году Верховный суд США постановил, что законодательные ограничения на суммы политических пожертвований со стороны корпораций нарушают свободу слова, в том случае если речь идет о пожертвованиях организациям, напрямую не координирующим свою работу с избирательными кампаниями кандидатов и партий (так называемые SuperPACs).
А в 2014 году суд отменил ранее действовавшее ограничение на максимальную сумму общих индивидуальных пожертвований (тогда эта сумма составляла $123 000 в год).
Результатом этих судебных решений стал галопирующий рост финансирования избирательных кампаний и связанных с выборами политических организаций, а также увеличение доли пожертвований со стороны корпораций и наиболее богатых американцев.
С 2014 года каждый избирательный цикл как на промежуточных, так и на президентских выборах ставит рекорд по объему пожертвований.
Кампания 2020 года стала самой дорогой в истории, а прошедшие в ноябре 2022 года выборы — самыми дорогими промежуточными: на них потратили $8,9 млрд.
При этом растет внешнее финансирование партий со стороны различных политических комитетов: в 2022 году его объем достиг рекордных $2,1 млрд.
Кандидаты, партии и политические комитеты обязаны раскрывать источники финансирования, но и здесь есть лазейка.
Во-первых, эти требования распространяются только на финансирование, непосредственно связанное с избранием кандидата, но не с продвижением политических идей, конкретных мер или законов.
Во-вторых, разрешается не раскрывать данные о пожертвованиях со стороны НКО.
В США подобные средства называют темными деньгами, а их доля растет с каждой избирательной кампанией (в 2020 «втемную» было пожертвовано более $1 млрд).
Исследования показывают, что лишь относительно небольшая доля американцев регулярно дает деньги на избирательные кампании. Интересно, что финансовые доноры обеих партий в своих политических взглядах гораздо радикальнее не только среднего избирателя, но и рядовых сторонников демократов и республиканцев. А среди бизнес-групп наиболее щедро финансируют кандидатов представители отраслей, имеющих негативный образ в обществе, например банкиры или нефтяники. Считается, что с помощью воздействия на кандидатов они пытаются решить эту проблему.
К октябрю 2022 года 465 миллиардеров потратили рекордные $881 млн на финансирование избирательных кампаний и политическую агитацию.
Это в 27 раз больше суммы, потраченной на промежуточных выборах 2010 года. На долю нескольких сотен миллиардеров пришлось около 15% политических пожертвований, а всего 1% самых зажиточных американцев перевел 38% всех ушедших на кампанию денег. Наконец, из $881 млн, потраченных наиболее состоятельными американцами, почти 75% были пожертвованы всего 20 семьями миллиардеров.
Среди наиболее щедрых можно выделить известного филантропа Джорджа Сороса и директора недавно разорившейся криптобиржи FTX Сэма Бэнкмана-Фрида — оба активно поддерживали демократов.
Однако в основном богатейшие американцы предпочитают финансировать республиканцев: среди крупных доноров партии можно назвать сооснователя PayPal и инвестора Питера Тиля и главу инвестиционной группы Blackstone Стива Шварцмана.
Илон Маска, то до сих пор не был замечен в большом интересе к выборам: за последние 20 лет он пожертвовал около $1,2 млн, которые примерно в равных пропорциях пошли демократам и республиканцам.
Однако, судя по последним заявлениям миллиардера, у республиканцев есть шанс к выборам 2024 года заполучить самого богатого человека мира в качестве крупного донора партии.
P.S. Zen https://zen.yandex.ru/id/6228a9bdb2ff024222e4cab2 Подписывайтесь, оставляйте, пожалуйста, в Дзен комментарии. Это сейчас, наверно, единственная платформа, которая платит авторам за активность аудитории.
Youtube https://www.youtube.com/channel/UCrTyPO-n1ccPnf2mjMsUaJAp.s
Подпишитесь — будем на связи и в курсе происходящего.