Так, стартапы с российскими основателями столкнулись с серьезными трудностями в американском штате Делавэр, который считается одной из наиболее популярных юрисдикций для регистрации компаний.
Тогда из-за санкций с ними отказались иметь дела местные регистраторы, а некоторые стартапы даже попали под блокировку штата, что фактически лишало их возможности продолжать работу.
Под ограничения штата попали все компании, у которых был хотя бы один основатель или директор с указанным российским адресом проживания. Часть регистраторов отказывалась работать со всеми компаниями, чьи фаундеры были россиянами — вне зависимости от их текущего места проживания.
Развивалась эта история для всех по-разному, рассказывают теперь пострадавшие в США предприниматели.
Некоторые из тех, кто оказался под блокировками в Делавэре, решили открыть новые юрлица.
Если на старые компании не было зарегистрировано важной интеллектуальной собственности и на счетах не лежали деньги клиентов, найти новые банки и юридические фирмы, оказалось проще, чем вступать в многомесячные разбирательства со штатом.
Так поступил, например, один из предпринимателей, он учредил новое юрлицо и отправлял заявки регистраторам, указав в качестве своего постоянного места проживания не Россию, а другую страну.
«Мне сейчас сложно найти какую-то центральную локацию для себя. Большая часть команды у меня сейчас живет в Баку, другая — в Казахстане, я сам — где попало», — говорит он.
Так что он решил открыть новое юрлицо и счета в Делавэре — на это потребовалось почти полгода, в течение которых шесть регистраторов, по его словам, работать с ним отказались.
Другие предприниматели, столкнувшиеся с той же проблемой, стали срочно оформлять ВНЖ в разных странах, чтобы снять вопросы американских властей.
Но сделать это оказалось не так просто.
С начала СВО некоторые страны не выдают россиянам даже краткосрочные визы.
Сооснователь стартап Green Growth Евгений Савин рассказывает, что получил испанскую стартап-визу, которая в итоге позволила снять блокировку с американского юрлица его компании.
Но это потребовало много времени и денег. И главное, что это — не конец.
«Ты вообще не можешь предсказать, что случится завтра, — говорит Савин. — Каждый день обновляешь банк и думаешь: а вдруг снова забанили?»
Горизонт планирования для всех проектов с основателями-россиянами, покинувшими страну, с нескольких лет сократился до пары месяцев, что будет потом — никто не знает. Каждый раз происходит что-то, что обнуляет все планы.
К тому же никогда не знаешь, как отреагируют новые клиенты и партнеры, когда узнают, что ты — русский.
Это большая нагрузка для всех в команде, отнимает больше сил, чем технические проблемы с документами.
Вся команда в проекте другого проекта покинула Россию, сейчас они разбросаны по разным странам СНГ. И надежд на то, что получится в ближайшем будущем собрать всех в одном месте, — нет.
Если сами основатели еще могут получить визы в ЕС, то легализовать своих сотрудников с российскими паспортами они, как правило, не могут.
Есть два варианта: либо россиянина может перевезти европейская компания, либо он сам может подаваться на стартап-визу.
Сейчас Green Growth пытается привлечь новый раунд от инвесторов — и делает это одновременно в Европе и в США.
Из-за российского паспорта основателей стартапам никто не отказывает, «но первое, с чего начинается разговор, — есть ли команда в России, выручка в России, клиенты в России».
Если такие связи есть, то разговор на этом и закончится. В США ситуация похожа, но отношение другое: если ты делаешь бизнес в США и физически там находишься, то к тебе относятся нормально.
Конечно, есть ряд инвесторов и компаний, которые не работают с русскими из принципа, и тут ничего не поделать. Но так поступают не все.
Другой предприниматель отказался от идеи искать инвестиции: «Мы решили идти по пути классического бизнеса и жить на заработанное, потому что на поиск раунда мы сожжем время, а результат не получим. Проходить всей командой вот эту историю с „вы русские, мы в вас вкладываться не будем“ — мы не хотим», — объясняет он.
Всем переехавшим стартапам нужно быть готовыми к тому, что даже базовые операции будут вызывать много проблем.
«Ты открываешь банковский аккаунт в Европе, даешь в банке паспорт, а тебе отвечают: ой, с таким паспортом мы не работаем», — говорит Савин. Или говорят, что нужен дополнительный KYC, а он стоит дополнительных денег.
Плюс надо понимать, что даже если теоретически открыть счет можно, вам может отказать лично менеджер. Но сейчас такие случаи встречаются реже.
Лучше иметь запасные варианты: всегда есть вероятность, что банк вас заблокирует, и тогда понадобится два-три месяца, чтобы проблему решить.
Так что в Европе нужно открывать не один счет, а три, в США — два.
По словам венчурных инвесторов разорвать связи с Россией — путь, по которому сейчас могут идти компании, решившие строить бизнес или поднимать инвестиции в Европе или США.
Российский паспорт — повод провести дополнительную проверку.
У стартапа могут быть российские фаундеры — само по себе гражданство не мешает вести бизнес в ЕС и поднимать там деньги.
Здесь дело не в русофобии, это история про правила работы с разными территориями.
Для того чтобы нормально работать на европейском рынке, у стартапа (и у его инвесторов) не должно быть ни операций в России, ни команды, ни инвесторов.
Например, само наличие вакансий с меткой «Россия» или геотег «Москва» в LinkedIn, как было в случае Immigram, точно станут проблемой при проверке стартапа любым европейским инвестором.
Все неоднозначные моменты, которые нельзя ни доказать, ни опровергнуть, могут стать проблемой.
Поэтому лучше, если у стартапа есть четкие доказательства, что он не ведет бизнес в России, не имеет там сотрудников и не платит налогов.
Главная причина этого в том, что это создает невенчурные риски: например, из-за санкций невозможно в такой проект нанять юристов или бухгалтеров. Российским компаниями американские не могут оказывать юридические консалтинговые или трастовые услуги.
Также им нельзя передавать технологии.
Самое частое решение — вывозили всех сотрудников и продавали российскую компанию тем, кто остается. Оптимисты делали опцион на обратный выкуп через 10 лет.
Но сам по себе российский паспорт не добавляет проблем с инвестициями.
Выручка и клиенты в России — это теперь проблема.
Инвестор Avito Иван Таврин, у которого были большие планы на глобальные инвестиции, от них отказался — «инвесторам с российскими корнями это делать стало сложно или практически невозможно»к.
«Яндекс» на прошлой неделе подтвердил планы по разделу активов, а его нидерландская материнская компания Yandex N.V. во главе с Аркадием Воложем сообщила о намерении в будущем продать долю в российском бизнесе.
Сервис кикшеринга Whoosh, который планирует IPO на Московской бирже, отказался от выхода в европейские города.
#технологии #предприниматели #санкции #стартапы
P.S. Открытие компании и сопровождение бизнеса под ключ в ОАЭ, Казахстане и др. Получение резидентства.Напишите FRONT.OFFICE@PALMINA-INVEST.COM и Вам помогут.
Поддержать канал: https://boosty.to/kolesnikov
Telegram https://t.me/kudaidem2
Zen https://zen.yandex.ru/id/6228a9bdb2ff024222e4cab2
Youtube https://www.youtube.com/channel/UCrTyPO-n1ccPnf2mjMsUaJA
Подпишитесь — будем на связи и в курсе происходящего.