Отмывание денег и мошенничество в ЕС упростилось. Верховный суд ЕС усложнил раскрытие грязных денег. Нарушители санкций ликуют.
Международное отмывание денег процветает.
Количество дел об отмывании денег в Евроюсте, органе юстиции ЕС, за последние шесть лет удвоилось.
Одна из причин заключается в том, что отследить грязные деньги очень сложно. Преступники и клептократы создают сети подставных компаний с фиктивными владельцами и должностными лицами в поисках стран с нестрогими правилами.
Хорошим инструментом для борьбы с этим являются реестры конечных бенефициарных владельцев (UBO), в которых корпорации должны заявлять, какие люди контролируют их и получают свою прибыль.
ЕС требует регистры ubo с 2018 года, а Америка — с 2020 года.
Лучшие из них, такие как британские, созданные в 2016 году, доступны любому.
Позже ЕС также сделал это требованием.
Но 22 ноября Европейский суд (ECJ) решил, что это зашло слишком далеко. В деле, возбужденном анонимным истцом в Люксембурге, он постановил, что UBO с открытым доступом нарушают право владельцев на неприкосновенность частной жизни, и отменил директиву ЕС, открывающую их для публики.
Европейские страны с открытыми реестрами быстро приостановили доступ.
Крупные международные расследования, такие как Pandora Papers, в значительной степени зависят от государственных реестров, говорит Павла Холцова из Investigace, группы, которая составила карту сети фирм, контролируемых Андреем Бабишем, бывшим премьер-министром Чехии.
Решение суда не отменяет реестры, но вынуждает правительства изменить правила, чтобы только стороны с «законным интересом» могли запрашивать информацию.
Если исследователям приходится обосновывать каждый запрос, они могут быть не в состоянии обнаружить связи.
«Обычно мы рассматриваем тысячи компаний одновременно, — говорит Росс Хиггинс из Bellingcat, исследовательской группы с открытым исходным кодом.
Отследить незаконные виллы российских чиновников в Европе станет «почти невозможным».
Открытый доступ сам по себе может сдерживать мошеннические сделки. Исследование о шотландских товариществах с ограниченной ответственностью показало, что многие из них использовались для сокрытия грязных денег, таких как 1 миллиард долларов, украденный из молдавских банков в 2014 году. вверх (см. график).
Отмывание денег — не единственная проблема.
Реестры ubo являются важнейшим инструментом обеспечения соблюдения международных санкций против России и других стран.
Теперь осуществление санкций полностью передано частному сектору.
Фирмы, которые совершают сделки с организациями, внесенными в черный список, даже по незнанию, рискуют получить огромные штрафы.
Теперь, когда право собственности скрыто, они могут просто избегать любого, кто удаленно связан с секретными областями.
С уклонением от уплаты налогов также может стать сложнее бороться.
Фирмы, созданные для перенаправления прибыли в юрисдикции с низкими налогами, могут продолжать оставаться незамеченными. Правительство отдает привилегии сложным международным компаниям по сравнению с местными, которые не могут скрыть свою собственность: «Если вы посмотрите, кто счастлив, в основном это тресты и люди, работающие на состоятельных людей».
Любая новая система, вероятно, позволит банкам использовать реестры ubo, и суд говорит, что правительства должны рассмотреть вопрос о предоставлении доступа журналистам и организациям гражданского общества.
Но это решение наносит удар по глобальным усилиям по искоренению грязных денег.
P.S. Zen https://zen.yandex.ru/id/6228a9bdb2ff024222e4cab2
Подписывайтесь, оставляйте, пожалуйста, в Дзен комментарии. Это сейчас, наверно, единственная платформа, которая платит авторам за активность аудитории.
Поддержать канал: https://boosty.to/kolesnikov
Telegram https://t.me/kudaidem2
Youtube https://www.youtube.com/channel/UCrTyPO-n1ccPnf2mjMsUaJA
Подпишитесь — будем на связи и в курсе происходящего.