История краха империи SBF весьма познавательна, но совсем не в той части, что лежит на поверхности. Громкие заголовки “Ах-ах, еще одна криптобиржа оказалась неплатёжеспособной!” для криптоскептиков послужат лишь рефлекторным поводом укрепиться в своих убеждениях: “Я так и знал, что вся крипта — скам! BTC to zero!” Но здесь есть как минимум три момента, которые амер источники обходят вниманием или касаются вскользь:
— Первое. Почему крах произошёл именно после промежуточных выборов в США, а не до них? Почему вполне работающая бизнес-модель вдруг оказалась нежизнеспособной? C чьей, так сказать, финальной отмашки цена токенов/акций внезапно падает в несколько раз, притом что вся критическая инфа/компромат ещё летом была известна всем, кому надо.
— Сам типаж криптобизнесмена. Оказывается, совершенно недостаточно родиться в семье профессоров из Cтэнфорда, мало иметь доступ к новейшим ноотропам, мало встречаться с дочкой главы департамента экономики MIT, мало быть кошельком донором Демократической партии. Для полного успеха в cамых вкусных областях американской цифровой экономики нужно прежде всего иметь ментора из авторитетных людей.
— и наконец моральные аспекты шортселлинга или крипторегуляции. Империя SBF рухнула отнюдь не по своей инициативе, а только после заботливо организованной утечки, которую могли устроить как конкуренты по криптобизнесу, так и Демократическая Партия США, заметающая следы, так и шортселлеры, либо все заинтерeсованные лица одновременно. Примечательно, что опасаясь шортить сам криптотокен FTT, шортселлеры cтавили на падение акций криптобанка SI на нью-йоркской бирже, прикрываясь высокопарными рассуждениями: «Мы спасали клиентов биржи FTX от кидалова и никоим образом не запятнали рук заработком на чужой беде!» Хотя на деле именно утечка баланса FTX в прессу и вызвала домино реакцию и последующую потерю средств всех хомяков-трейдеров, державших на бирже свою крипту.
Любопытно и как активист-шортселлер Marc Cohodes (профессиональный типаж, полностью отсутствующий на российском ''фондовом рынке'') cтроит аргументацию: "Откуда мол у какого-то там 30 летнего Сэма Бэнкмана-Фрида деньги? Что он вообще сделал хорошего?" Так вот, если подходить ровно с той же меркой, ну, например, к Джастину Сану или и вовсе к основателю Binance. Означает ли это, что возглавляемые ими проекты следующие в очереди на обнуление?
Во-первых, в период ужесточения монетарной политики крипта не имеет ни каких шансов на рост, а долго не расти она не может.
Во-вторых, в этом заинтересованы почти все большие ребята — крипта конкурент других активов, которые надо спасать.
Тут как живой организм: в условиях нехватки ресурсов и истощения он избавляется по порядку от самых ненужных систем и элементов
Чувак Кинул своих клиентов на 8 ярдов,
Это честных криптанов обанкротили, а у Сэма все отлично.
Он натырил больше 60ярдов, часть занёс дерьмократам, спектакль продолжается…
По поводу всего остального: то, что бизнес-модель FTX была ущербна, было очевидно более-менее любому профессионалу. Когда они накроются — был только вопрос времени, ну так случилось, что это случилось недавно.
но верно и то, что амер фининдустрия является фабрикой по производству фин звёзд мирового уровня, что в общем-то и является её основной функцией, в то время как в менее счастливых странах такая задача в принципе не рассматривается. (Зато в них очень популярны олимпиады математиков, программистов и прочие ЛЧИ)
а то что там было очевидно любому профессионалу никак особо не отражалось в торгах на Private Derivatives платформах типа Caplight