Нефтяные рынки продолжают обдумывать итоги заседания ОПЕК+ 5 октября, на котором было принято решение сократить добычу нефти (фактическое сокращение будет порядка 1,1–1,2 млн баррелей в сутки во многом за счет Саудовской Аравии). В частности, обсуждается то, как США могут отреагировать на решение ОПЕК+ сократить поставки в условиях растущей инфляции цен на энергоносители. Администрация Байдена и американские законодатели осудили данный шаг, повысив вероятность ответных действий.
Белому дому может потребоваться некоторое время, чтобы принять какое-либо решение до окончания выборов в Конгресс США, и никаких ответных действий пока не ожидается, однако рассматриваемые варианты варьируются от попыток высвободить больше стратегических запасов, отобрать контроль над рынком у ОПЕК, ограничить экспорт энергоносителей из США и ослабить санкции в отношении Ирана и Венесуэлы.
Эти предложения представляют собой еще одно непредсказуемое вмешательство на рынок, когда формирование цен на нефть уже искажено множеством накладывающихся друг на друга санкций и эмбарго, многие из которых остаются неясными. Глобальные энергетические рынки становятся чрезвычайно сложными и волатильными.
Администрация США по-прежнему имеет возможность использовать стратегические запасы нефти в ближайшие недели и месяцы по мере необходимости для борьбы с высокими ценами на нефть. Данный вариант является наиболее вероятным действием со стороны США. Мы предполагаем, что оставшиеся экстренные продажи в размере 25 млн баррелей (из первоначальных 180 млн) будут осуществлены в 4 квартале 2022 года, при этом 10,15 млн баррелей уже подтверждены на ноябрь, а последние 15 млн баррелей, вероятно, будут проданы и поставлены в декабре. При этом дополнительные санкционированные Конгрессом 26 млн могут быть также перенесены с 2023 года на конец 2022 года. При таком сценарии запасы сырой нефти в стратегических резервах к концу года могут составить 348 млн баррелей, что станет самым низким показателем с июля 1983 года и будет почти вдвое меньше запасов годом ранее.
Также, администрация все еще рассматривает возможность введения временного запрета на экспорт нефтепродуктов. Хотя сроки принятия решения не установлены, резкий рост цен на топливо в преддверии промежуточных выборов 8 ноября может увеличивает шансы осуществления данного решения. Министерство энергетики утверждает, что топливо можно было бы лучше использовать для восполнения внутренних запасов в США, которые ниже средних сезонных значений. В данном сценарии запрет на экспорт топлива может повысить цены на бензин для среднестатистического американского водителя и, безусловно, повысит все цены на топливо в Европе и особенно в Латинской Америке. Из-за вероятного скачка цен на нефть и нефтепродукты мы предполагаем, что администрация не будет вводить запрет на экспорт.
Другим вариантом, способным оказать воздействие на баланс, является изменение политики США в отношении Венесуэлы. Потенциально данное решение может высвободить до 2 млн баррелей дополнительных поставок в долгосрочной перспективе. Привлечение Венесуэлы могло бы послужить долгосрочной стратегией для администрации США, но сделка, вероятно, будет иметь ограниченные выгоды в ближайшей перспективе, поскольку общий объем поставок, вероятно, увеличится с сегодняшних 0,6 млн баррелей в сутки до 1,0 млн баррелей в сутки примерно через три месяца. Чтобы увеличить добычу в Венесуэле до уровня выше 1 млн баррелей в сутки, потребуются годы и значительные инвестиции в новую инфраструктуру, реструктуризацию долга, многосторонние займы и повторные переговоры по существующим контрактам. Мы предполагаем, что до конца 2023 года объем поставок страны на рынок может составить 650 тыс. баррелей в сутки.
В свете нынешних многочисленных событий, многие из которых противоречат друг другу, мы придерживаемся прогноза цен на уровне 100 долларов за баррель в 4 квартале 2022 года и 98 долларов за баррель в 2023 году. Если же ЕС введет потолок цен на нефть в отношении России, цены могут быть значительно выше ожидаемых уровней.
Цена на нефть.
Источник: Bloomberg