Финансовая война между Россией при молчаливой поддержке Китая с одной стороны и Америкой и ее союзниками по НАТО с другой стремительно обостряется. Похоже, что президент Путин думал на несколько шагов вперед, когда начал нападение России на Украину.
Мы видели, что санкции не сработали. Мы видели, как Россия достигла рекордного профицита экспорта. Мы видим, что рубль стал самой сильной валютой на иностранных биржах.
Мы видим, как Запад вступает в новый раунд европейской монетарной инфляции, чтобы оплатить счета за электроэнергию. Евро, иена и стерлинг уже рушатся — доллар будет следующим. С точки зрения Путина, пока все хорошо.
Россия укрепила свое влияние в отношении азиатских стран, включая густонаселенные Индию и Иран. Она убедила ближневосточных производителей нефти и газа, что их будущее связано с азиатскими рынками, а не с Европой. Она субсидирует промышленную революцию в Азии, предоставляя энергию по сниженным ценам. Благодаря санкциям Запада Россия находится на пути к подтверждению предсказаний Хэлфорда Макиндера, сделанных более века назад, о том, что Россия является истинным геополитическим центром мира.
В путинском пазле еще предстоит вставить один элемент: новую валютную систему, которая защитит Россию и ее союзников от приближающегося западного валютного кризиса. В этой статье утверждается, что, прикрываясь геополитической неумелостью Запада, Путин сейчас собирает новую мультивалютную систему, обеспеченную золотом, объединяя планы по созданию новой азиатской торговой валюты с новым московским мировым стандартом золота.
Западные СМИ не сообщают о некоторых интересных событиях, происходящих в Азии в отношении будущего валют. Ранее этим летом стало известно, что Сергей Глазьев, высокопоставленный российский экономист и министр, ответственный за Евразийскую экономическую комиссию (ЕАЭС), возглавил комитет, планирующий новую торговую валюту для Евразийского экономического союза.
Как утверждается в российских СМИ и СМИ ЕАЭС, новая валюта должна состоять из смеси национальных валют и товаров. Было предложено установить некий весовой коэффициент, отражающий относительную важность валют и товаров, торгуемых между ними. В то же время, новая валюта для торговых расчетов должна быть доступна для любой другой страны Шанхайской организации сотрудничества и расширяющегося членства БРИКС. Цель состоит в том, чтобы она стала общеазиатской заменой доллара.
Более конкретно, цель состоит в том, чтобы отказаться от доллара для торговых расчетов по трансграничным сделкам между участниками. Стоит отметить, что любая долларовая транзакция отражается в банках США через систему банков-корреспондентов, что потенциально дает властям США нежелательную экономическую информацию, а также информацию о нарушении санкций и других видах деятельности, которые власти США считают незаконными или нежелательными. Кроме того, любая сделка с долларами США становится делом американской правовой системы, что дает американским политикам право вмешиваться везде, где используется доллар.
Помимо устранения этих недостатков, включение корзины товаров, по-видимому, означает признание того, что новая торговая валюта должна быть более стабильной с точки зрения покупательной способности, чем доллар [США]. Но мы можем сразу же обнаружить недостатки в предлагаемом проекте. Предполагаемое включение национальных валют в корзину — это не только ненужное усложнение, но и риск того, что любая страна, присоединившаяся к корзине, предположительно вызовет массовую ребалансировку состава валюты.
Включение национальных валют является абсурдным предложением, как и любое предложение о том, что товарный элемент должен быть взвешен по объемам торговли между странами-участницами. Вместо этого более разумно использовать средневзвешенное значение энергоносителей, драгоценных и цветных металлов, но даже этого недостаточно. Причины этого иллюстрируются двумя графиками на рисунке 1.
На верхнем графике показаны корзины различных категорий товаров, индексированных и оцененных в долларах. Между собой они представляют широкий спектр товаров и сырья. Эти корзины значительно менее волатильны, чем их отдельные компоненты. Например, с апреля 2020 года нефть выросла с отрицательного значения до максимума в 130 долларов, тогда как энергетическая корзина выросла только в 6,3 раза, потому что другие компоненты не выросли почти так же сильно, как сырая нефть, и некоторые компоненты могут расти, а другие — падать. Сельскохозяйственное сырье состоит из хлопка, древесины, шерсти, каучука и шкур — это не сырье, подверженное нежелательной сезонности. Но среднее значение этих четырех категорий значительно более стабильно, чем его компоненты (черная линия).
Мы движемся к ценовой стабильности. Однако цены на все товары устанавливаются в долларах США, что нежелательно, но избежать этого невозможно. Ценообразование в золоте, которое является законными деньгами, в конечном итоге решает эту проблему, поскольку его можно зафиксировать по отношению к участвующим валютам. Результат ценообразования товарных категорий в золоте и их среднее значение показаны на нижнем графике.
С 1992 года средний показатель (черная линия) колебался между 0,37 и 1,66 и в настоящее время составляет 0,82, или на 18% меньше, чем в январе 1992 года. Это настолько стабильно, насколько это возможно, и даже такая низкая волатильность, вероятно, была бы меньше, если бы доллар сам по себе не был настолько волатильным, а цена на золото не манипулировалась скептически настроенными западными властями. Для дальнейшей иллюстрации этих моментов на рисунке 2 показана волатильность доллара в пересчете на сырую нефть.
До отказа от Бреттон-Вудского соглашения в 1971 году цена на нефть почти не менялась. С тех пор в пересчете на золото доллар потерял 98% своей покупательной способности. Более того, график показывает, что именно доллар, а не нефть, чрезвычайно волатилен, потому что цена нефти в золоте относительно постоянна (снизилась всего на 20% с 1950 года), в то время как в долларах она выросла в 33,6 раза с некоторыми дикими колебаниями цен по пути. Критики измерения цен в золоте игнорируют тот факт, что законные деньги — это золото, а не бумажные валюты или банковские кредиты: попытки правительств и их эпигонов убедить нас в обратном являются лишь пропагандой.
Поэтому Глазьев должен полностью исключить валюты из предлагаемой корзины и стремиться либо установить цену корзины несезонных товаров в золоте, либо в качестве альтернативы организовать ежедневный привязку курса новой валюты к золоту. Как подтверждают приведенные выше графики, нет смысла использовать корзину товаров по цене в долларах или золоте, когда гораздо проще для стран ЕАЭС и для всех остальных, желающих участвовать в новой торговой валюте, использовать торговую валюту, напрямую привязанную к цене золота. Это было бы равносильно новой азиатской версии Бреттон-Вудского соглашения и не нуждалось бы в дальнейшей корректировке.
Из недавних заявлений президента Путина становится ясно, что он лучше западных экономистов разбирается в валютах и инфляционных проблемах Запада, обращая внимание на их чрезмерную закредитованность. Интеллектуально он уже давно продемонстрировал понимание взаимосвязи между деньгами, то есть только золотом, и валютой и кредитом. Еще одним подтверждением его знаний стало его настойчивое требование к «недружественным» странам платить за энергоносители в рублях, передав контроль над средствами обмена энергоресурсами в руки России, а не ее врагов.
Короче говоря, Путин, похоже, понимает, что золото — это деньги, а все остальное — ненадежные кредиты, которые можно использовать в качестве оружия. Так почему же он просто не прикажет создать новую торговую валюту, обеспеченную золотом?
Логика подсказывает, что валюта, обеспеченная золотом, все-таки станет итогом обсуждения торговой валюты комитетом Глазьева ЕАЭС, из-за последующего заявления из Москвы о новом российском рынке слитков.
В соответствии с западными санкциями Лондонская ассоциация рынка драгоценных металлов (LBMA) отказалась принимать российское добытое и переработанное золото. Поэтому для России было логично предложить создать новый рынок золота в Москве со своими собственными стандартами. Не менее разумно, что Москва создала комитет по установлению цен, аналогичный комитету LBMA. Но вместо того, чтобы стать основой для гораздо более крупных нераспределенных золотых депозитных счетов, предлагаемых российскими и другими банками, это будет преимущественно физический рынок.
Расположенный в Москве, новый рынок будет называться Московской международной биржей драгоценных металлов, Московский золотой стандарт будет включать некоторые особенности LBMA, такие как хорошие списки поставок с ежедневными или дважды в день фиксингами. Поэтому новая биржа продвигается как логическая замена LBMA.
Не может ли это быть отвлекающим маневром, в то время как реальной целью является обеспечение связи золота с новой торговой валютой, запланированной комитетом Глазьева по ЕАЭС? Судя по хронологии, это действительно может быть так, но точно мы узнаем только по мере развития событий.
Если она [новая валюта] будет обеспечена золотом, то соображения, лежащие в основе создания новой торговой валюты, довольно просты. Существует китайский стандарт «четыре девятки» в одном килограммовом слитке, который широко распространен, уже принят во всей Азии и торгуется даже на бирже Comex. Учитывая, что Китай является долгосрочным партнером России, именно этот стандарт, скорее всего, и станет стандартной единицей. Принятие китайского стандарта на новой московской бирже логично: это упростит отношения с Шанхайской золотой биржей и упростит взаимозаменяемость контрактов, арбитраж и поставку.
Геополитики полагают, что простое предложение, стоящее за созданием новой московской биржи, впишется в более масштабный трансазиатский план и вряд ли будет двигаться в медленном темпе развития событий между Россией и Китаем, к которому мы уже привыкли. Золотой вопрос оказался связанным с более стремительными событиями, вызванными воинственным поведением России в отношении Украины и последовавшими за этим санкциями.
Можно не сомневаться, что это должно привести к сейсмическому сдвигу в золотой политике российско-китайского партнерства. Китайцы, в частности, продемонстрировали невозмутимое спокойствие, которое подобает нации с осознанием своей долгой истории и судьбы. Путин больше похож на человека, действующего в одиночку. Приближаясь к семидесяти годам, он не может позволить себе быть столь терпеливым и демонстрирует решимость еще при жизни обеспечить себе наследие великого российского лидера. В то время как Китай сделал первый шаг в отношении золотой политики, Путин сейчас более решительно продвигает повестку дня.
До вторжения России в Украину стратегия заключалась в том, чтобы позволить Западу совершить все геополитические и финансовые ошибки. Для Путина, возможно, уроком истории стал поход Наполеона к воротам Москвы, его пиррова победа при Бородино и поражение, вызванное русской зимой. Гитлер совершил ту же ошибку с операцией «Барбаросса». С точки зрения Путина, урок был ясен: враги России побеждают сами себя. Это повторилось в Афганистане, где враг НАТО во главе с американцами был побежден собственным самонадеянным высокомерием безо всякого участия Путина. Вот почему Россия — это «Опорная зона мирового острова» Макиндера. На нее не могут напасть военно-морские силы, а необходимость снабжения армий делает поражение России практически невозможным.
После вторжения в Украину финансовая стратегия Путина стала более агрессивной и потенциально противоречит экономической политике Китая. Будучи отрезанным от западных рынков, Путин стал действовать активно, в то время как Китай, экспортирующий на них товары, вероятно, остается более осторожным. Но Китай знает, что западный капитализм несет в себе семена собственного разрушения, которое будет означать конец доллара и других основных фиатных валют. Экономическая политика, основанная на экспорте в капиталистические страны, будет лишь преходящим этапом.
Политика Китая в отношении золота всегда была страховкой от краха доллара, поскольку он понимал, что его невозможно будет обвинить в финансовом крахе Запада, и заблаговременно объявил о введении золотого стандарта для юаня. Это было бы ядерным эквивалентом финансовой войны, но только на крайний случай.
События в России изменили ситуацию. Русским и, скорее всего, китайцам ясно, что кредитная инфляция сейчас толкает доллар к валютному кризису в ближайшие год-два. Подготовка к защите рубля и юаня от окончательного краха доллара, который долгое время преподавался в марксистских университетах как неизбежность, должна приобрести новую актуальность. Логично было бы начать с новой валюты для торговых расчетов в качестве испытательного стенда для национальных валют в Азии, и чтобы она была создана таким образом, чтобы позволить странам-участницам принять золотые стандарты для своих собственных валют.
Переход от западных фиатных валют к азиатским валютам, обеспеченным золотом, требует, по меньшей мере, значительного владения золотыми слитками. Единственными членами, ассоциированными лицами и партнерами по диалогу Шанхайской организации сотрудничества и ЕАЭС, чьи центральные банки не увеличили свои золотые резервы после краха Lehman, когда кредитная экспансия долларов началась всерьез, являются второстепенные государства. С тех пор они добавили к своим резервам 4645 тонн, в то время как на все остальные центральные банки приходится всего 781 тонна дополнительных золотых резервов.
Но резервы центральных банков — это только часть истории, поскольку у стран есть и другие, часто секретные национальные хранилища слитков, не включенные в резервы. В приложении к этой статье показано, почему и как Китай почти наверняка накопил незадекларированное количество слитков, вероятно, в районе 25 000 тонн к 2002 году и, вероятно, еще больше с тех пор.
С 2002 года, когда открылась Шанхайская золотая биржа и гражданам Китая впервые разрешили владеть золотом, объем золота, поступившего в частные руки, превысил 20 000 тонн. Хотя большая часть этого золота — ювелирные изделия, а часть была возвращена на Шанхайскую золотую биржу в качестве лома для повторной переработки, очевидно, что власти поощряют китайских граждан оставлять себе золото, которое традиционно является настоящими деньгами в Китае.
По данным Саймона Ханта из Simon Hunt Strategic Services, помимо объявленных резервов в 2 301 тонну, Россия также хранит золотые слитки в Госфонде (Государственный фонд России), доведя свои запасы до 12 000 тонн. Это значительно больше, чем 8 133 тонны, заявленные Казначейством США, в отношении которых существуют широко распространенные сомнения относительно достоверности их истинного количества.
Очевидно, что члены Азиатского партнерства имеет совершенно иное отношение к золоту, нежели американский гегемон. Более того, в последние месяцы подтвердилось то, о чем все время заявляли «золотые жучки»: Банк международных расчетов и крупные операторы слитков, такие как JPMorgan Chase, прибегли к схеме подавления цен, чтобы отбить желание владеть золотом и перенаправить спрос на слитки на синтетические нераспределенные счета.
Секретность, которой окружена отчетность о золотых резервах перед МВФ, вызывает дополнительные подозрения относительно истинного положения дел. Кроме того, существуют договоры аренды и свопы между центральными банками, Банком международных расчетов (BIS) и дилерами слитков, что приводит к двойному учету, и слитки, записанные как находящиеся во владении правительств и их центральных банков, на самом деле принадлежат другим сторонам.
Еще в 2002 году, когда цена на золото составляла около $300 за унцию, Фрэнк Венеросо, который как известный аналитик потратил много времени и усилий на выявление свопов и лизингов между центральными банками, пришел к выводу, что от 10 000 до 15 000 тонн золотых запасов правительств и центральных банков были сданы в аренду или обменены — то есть почти половина всех официальных мировых золотых запасов на тот момент. Вся его речь доступна на сайте Комитета антимонопольного контроля за золотом, но вот вступление к его рассуждениям:
«Давайте начнем с объяснения золотого банкинга и золотых деривативов.
Это простая и понятная идея. Центральные банки хранят слитки золота в хранилище. Это их собственное хранилище, это хранилище Банка Англии, это хранилище ФРС Нью-Йорка. Они тратят деньги на его страхование — тратят деньги на хранение — и золото не приносит никаких процентных доходов. Они зарабатывают проценты на своих суверенных облигациях, таких как казначейские облигации США. Они хотели бы получить доход и от своего бесплодного золота, поэтому они забирают слитки из хранилища и ссужают их банку слитков. Теперь банк слитков должен центральному банку золото — физическое золото — и платит проценты по этому займу в размере, возможно, 1%. Что делают эти банкиры слитков с этим золотом? Сидит ли оно в их хранилище и обходится им в расходы на хранение и страховку? Нет, они не собираются платить 1% за золотой кредит от центрального банка, а затем иметь отрицательный спред в 2% из-за дополнительных расходов на страхование и хранение своего физического золота. Они являются посредниками — они зарабатывают деньги на финансовом посредничестве. Поэтому они берут физическое золото, продают его на спот-рынке и получают за него наличные. Они кладут эти деньги на депозит или покупают казначейские облигации. Теперь у них есть финансовый актив — не реальный актив — на активной стороне их баланса, который платит им проценты --6% против 1% стоимости процентов по золотому займу центральному банку. Что случилось с физическим золотом? Ну, это физическое золото было слитками Центрального банка, оно отправлялось на аффинажный завод, а там его очищали, улучшали и разливали в различные виды слитков, например, килограммовые слитки, которые шли на ювелирные заводы, которые затем делали из них украшения. Эти украшения продаются частным лицам. Вот где эти физические слитки оказались — украшая женщин всего мира...
Мы получили, хотя и грубые, оценки заимствований золота в официальном секторе, вероятно, более чем от 1/3 всех банков, торгующих слитками. Мы обратились к торговцам слитками и спросили: „Являются ли эти парни крупными слитковыми банкирами, средними слитковыми банкирами или мелкими слитковыми банкирами?“. Мы классифицировали их соответствующим образом и на основании этого экстраполировали общий объем кредитования золотом из нашей выборки. Это упражнение привело к точно такому же выводу, как и все остальные наши доказательства и умозаключения — т.е. что-то около 10 000 — 15 000 тонн заемного золота».
Выводы Венеросо были ошеломляющими. Но два десятилетия спустя мы не имеем ни малейшего представления о текущем положении дел. Рынок существенно изменился с 2002 года, и сегодня считается, что свопы и лизинг часто осуществляются по бухгалтерским документам, а не путем физической поставки слитков на рынки. Но последствия очевидны: если Россия или Китай решат заявить о своей истинной позиции и сделают шаг в сторону подкрепления своих валют золотом или надежной привязки их к золоту, это будет катастрофой для доллара и западных фиатных валют в целом. Это было бы равносильно массированному «медвежьему удару» по давно проводимой Западом политике «золото против фиата». И помните, золото — это деньги, а все остальное — кредиты, как сказал Джон Пирпонт Морган в 1912 году, выступая в Конгрессе. Он высказал не свое мнение, а юридический факт.
В условиях финансового кризиса накопленные с 1970-х годов манипуляции с рынками слитков подвержены значительному риску оказаться невостребованными. Дисбаланс в запасах слитков между российско-китайским лагерем и Западом породит эквивалент финансового ядерного взрыва. Вот почему так важно понять, что вместо того, чтобы быть долгосрочной страховкой от марксистского предсказания окончательного краха капитализма, похоже, что сочетание планирования новой торговой валюты для азиатских стран, в центре которой находятся члены ЕАЭС, совпадающее с введением нового московского стандарта слитков, в настоящее время упреждает финансовые события на Западе. Таким образом, финансовая ядерная бомба близка к срабатыванию.
Китай фактически сделал первый сознательный шаг к окончательному доминированию на рынке золота еще в июне 1983 года, когда Государственный совет принял постановления о контроле над золотом и серебром. Следующие статьи, извлеченные из английского перевода, очень четко определяют цели:
Статья 1. Настоящее Положение разработано с целью усиления контроля над золотом и серебром, обеспечения потребностей государства в золоте и серебре для его экономического развития, а также для запрета контрабанды золота и серебра, спекулятивной и наживной деятельности.
Статья 3. Государство проводит политику единого контроля, монопольной покупки и распределения золота и серебра. Общие поступления и расходы золота и серебра государственных органов, вооруженных сил, организаций, школ, государственных предприятий, учреждений, коллективных городских и сельских хозяйственных организаций (далее — внутренние подразделения) включаются в государственный план поступления и расходования золота и серебра.
Статья 4. Народный банк Китая является государственным органом, ответственным за контроль золота и серебра в Китайской Народной Республике.
Статья 5. Все золото и серебро, находящееся в распоряжении внутренних органов, за исключением сырья, оборудования, домашней утвари и памятных вещей, которые Народный банк Китая разрешил хранить, должно быть продано Народному банку Китая. Запрещается лично распоряжаться золотом и серебром или хранить их без разрешения.
Статья 6. Все золото и серебро, законно нажитое частными лицами, переходит под защиту государства.
Статья 8. Все сделки по покупке золота и серебра осуществляются через Народный банк Китая. Ни одна организация или частное лицо не могут приобретать золото и серебро, если они не уполномочены или не доверены Народным банком Китая.
Статья 12. Все золото и серебро, продаваемое физическими лицами, должно быть продано Народному банку Китая.
Статья 25. На количество ввозимого в Китайскую Народную Республику золота и серебра не налагается никаких ограничений, однако при въезде в Китайскую Народную Республику необходимо декларировать и регистрировать его в таможенных органах Китайской Народной Республики.
Статья 26. Досмотр и оформление таможенными органами Китайской Народной Республики золота и серебра, вывезенного или перевезенного за границу, производится в соответствии с количеством, указанным в сертификате, выданном Народным банком Китая, или в оригинале декларации и регистрационной форме, оформленной при въезде. Все золото и серебро, не имеющее сопроводительного сертификата или превышающее сумму, заявленную и зарегистрированную при въезде, не разрешается вывозить из страны.
Эти статьи ясно дают понять, что только Народный банк был уполномочен приобретать или продавать золото от имени государства, без ограничений, и что граждане, владеющие или покупающие золото, не имеют права делать это и должны продавать любое золото, находящееся в их собственности, Народному банку.
Кроме того, Китай целенаправленно развивал добычу золота, невзирая на затраты, став крупнейшим производителем в мире [После ковида производство в Китае сократилось с более чем 400 тонн в год до почти 300 тонн]. Принадлежащие государству аффинажные заводы перерабатывают это золото вместе с изделиями Доре, импортируемыми из других стран. Практически ничего из этого золота не покидает Китай, так что золото, принадлежащее сегодня государству и частным лицам, продолжает накапливаться.
Вышеупомянутые правила формализовали монополию государства на все золото и серебро, которая осуществляется через Народный банк, и разрешили свободный импорт золота и серебра, но держат экспорт под очень жестким контролем. Цель этих правил не в том, чтобы установить или разрешить свободную торговлю золотом и серебром, а в том, чтобы контролировать эти товары в интересах государства.
Таким образом, рост китайского импорта золота, регистрируемый как поставки населению с 2002 года, когда была создана Шанхайская золотая биржа, и населению было разрешено покупать золото, является лишь недавним свидетельством преднамеренного политического акта, начатого тридцать девять лет назад. Китай накапливал золото в течение девятнадцати лет, прежде чем разрешил своим гражданам покупать его, когда частная собственность была наконец разрешена. Более того, слиток был в свободном доступе, поскольку семнадцать из этих лет золото находилось в состоянии жесткого медвежьего рынка, подпитываемого сочетанием предложения от отчуждения центральным банком, лизинга и растущего производства на шахтах, что, по моим оценкам, составило в общей сложности около 59 000 тонн. Двумя крупнейшими покупателями всего этого золота на протяжении большей части времени были частные покупатели на Ближнем Востоке и правительство Китая, а дополнительный спрос был выявлен со стороны Индии и Турции. Разбивка по этим источникам и вероятный спрос представлены в таблице ниже:
В другом контексте стоимость 25 000 тонн золота, накопленных Китаем, равна примерно 10% его экспорта за этот период, а в восьмидесятые и начале девяностых годов, в частности, наблюдался огромный приток капитала, когда транснациональные корпорации строили заводы в Китае. Однако цифра накопления золота Китаем — это в лучшем случае взвешенная спекуляция. Но учитывая решимость государства приобретать золото, выраженную в постановлениях 1983 года, и его последующие действия, очевидно, что к 2002 году Китай сознательно накопил значительный незадекларированный запас.
На сегодняшний день долгосрочные планы Китая по приобретению золота, похоже, достигли некоторых важных целей. На сегодняшний день дополнительные поставки населению через SGE составляют более 20 000 тонн.
Мотивы Китая для установления контроля над рынком золотых слитков почти наверняка изменились. Постановления 1983 года имеют смысл как часть перспективного плана по обеспечению накопления части выгод от индустриализации в качестве безрискового национального актива. Это рассуждение схоже с тем, как десятью годами ранее арабские страны извлекли выгоду из нефтяных цен, что заставило их накапливать свои запасы, хранящиеся в основном в частных, а не государственных руках, на благо будущих поколений. Однако с течением времени мир существенно изменился как в экономическом, так и в политическом плане.
2002 год стал знаменательным для Китая, когда в дело вступили геополитические соображения. Народный банк не только учредил Шанхайскую золотую биржу для облегчения поставок частным инвесторам, но и в этот год был официально принят устав Шанхайской организации сотрудничества. Это слияние интересов безопасности и экономики с Россией связало Россию и Китай вместе с рядом богатых ресурсами азиатских государств в экономический блок. Когда к ней присоединятся Индия, Иран, Монголия, Афганистан и Пакистан (как они уже сделали или намерены сделать), ШОС охватит более половины населения планеты. И неизбежно члены ШОС ищут систему торговых расчетов, альтернативную использованию доллара США.
На определенном этапе Китай и его партнер по ШОС, Россия, могут поднять цену на золото в рамках своей валютной стратегии. Вы можете аргументировать это с экономической точки зрения, исходя из того, что обладание золотом по надлежащей цене даст ей финансовое доминирование в мировой торговле в то время, когда мы уничтожаем наши фиатные валюты, или, проще говоря, нет смысла владеть активом и вечно подавлять его стоимость. С 2002 года появился геополитический аргумент: и Китай, и Россия, которые изначально хотели принять американский и западноевропейский капитализм, больше не стремились к этому, видя в нас мягких врагов. Тогда китайскую общественность поощряли, даже с помощью социальной рекламы, покупать золото, помогая лишить Запад оставшихся запасов слитков и обеспечить ликвидность рынка в Китае.
По-настоящему удивительно то, что западный экономический и политический истеблишмент отверг важность золота и проигнорировал все предупреждающие сигналы. Похоже, они не осознают, какую силу они дали Китаю и России, чтобы создать финансовый хаос в результате подавления цен на золото. Если они это сделают, а это, похоже, лишь вопрос времени, то лондонская система дробного резервирования нераспределенных золотых счетов просто рухнет, оставив Шанхай в качестве единственного крупного физического рынка.
Вероятно, это последнее звено в давней стратегии Китая в отношении золота, а через нее — в планируемом доминировании в мировой экономике в партнерстве с Россией и другими странами ШОС. Но, как отмечалось выше, последние события отодвинули этот исход.
театр боевых действий — экономика.