Но давайте вдумаемся глубже.
Дефицит бюджета возникает по совокупности двух процессов – уменьшения доходов бюджета (меньше собранных налогов), увеличения расходов бюджета. Но если бюджет собрал меньше налогов, значит у предприятий и населения осталось больше денег на счетах. Такая же картина с расходами бюджета. Если госбюджет профинансировал больше расходов, выплатил больше довольствия учителям и военным, построил больше дорог и другой инфраструктуры, то эти деньги из бюджета попали на счета населения и предприятий.
Таким образом, оба процесса, которые приводят к дефициту бюджета, одновременно приводят к росту объема денег на счетах населения и предприятий.
В каком-то смысле можно ставить знак равенства между понятиями «дефицит бюджета» = «рост денежной массы».
Конечно, рост денежной массы может происходить и в ситуации, когда бюджет в профиците. Иногда из-за экономических волн, экономика растет так быстро, что денег хватает и на рост денег на счетах предприятий, и на их избыток в бюджете, так что даже появляется возможность их накапливать/откладывать на завтрашний день.
Но в обычной ситуации, или тем более в кризисные моменты, «бюджетная система» и экономика «предприятий и населения» работают как два сообщающиеся сосуда. Если у одного убывает, то у другого прибывает, и наоборот.
Сегодня мы как раз находимся в той «обычной» ситуации, когда дефицит государственного бюджета приводит к пополнению денег во внебюджетной сфере, приводит к росту денежной массы, а значит поддерживает экономику, и даёт возможность расти.
На середину сентября структурный профицит банковской системы составил 3.66 трл рублей, превысив цифры годовалой давности. Это очень большая цифра, особенно если иметь ввиду, что в марте, сразу после начала сво, когда люди ринулись в банки за деньгами, структурный профицит перевернулся в структурный дефицит ликвидности, достигнув цифры в -5трл руб. За апрель-май дефицит ликвидности постепенно уменьшался и опять перешел в профицит. А за последний месяц в системе началось быстрое накопление ликвидности, вернув цифру профицита к максимальным значениям годовалой давности.
Этот приток денег в банковскую систему (в июле-августе) прежде всего объясняется именно «дефицитом» бюджета, когда быстрыми темпами идут расходы бюджета, и деньги из Минфина приходят на счета населения и предприятий, и одновременно происходит падение объема собранных налогов, а значит больше денег остается на счетах.
А структурный профицит ликвидности – главный залог устойчивости системы.
Если у населения и предприятий больше денег на счетах – у них больше желания что-либо купить, или что-нибудь новое произвести.
В общем, «дефицит бюджет», это не плохо, а хорошо! Именно с постоянным, хроническим дефицитом бюджета живет экономика США, экономики европейских стран.
Теперь с дефицитом бюджета будем жить и мы.
t.me/SVasiliev
Не хватает денег в бюджете — а ты сократи расходы на бюрократический аппарат, продай доли в публичных компаниях, и убери прочие щупла от экономики.
«Но если бюджет собрал меньше налогов, значит у предприятий и населения осталось больше денег на счетах.»
Пятерка Вам по фискальной политике :)