Согласно данным Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА), коллекторы стали чаще взыскивать долги россиян через суд. Если в начале года до суда доходило чуть больше 40% дел, то сейчас — почти 60%. О том, почему так происходит, а также о практике взаимодействия МФО с заемщиками, допустившими просрочку, Boomin поговорил с руководителем департамента судебного взыскания МФК «Лайм-Займ» Игорем Кирилловским.
— По данным Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА), стоимость продажи портфелей долгов банками и МФО коллекторским компаниям упала. С чем связана данная тенденция?
— Действительно, на фоне экономической турбулентности размер и стоимость портфелей долгов заметно снизилась. Если до пандемии портфели достигали 300-400 млн рублей, то сейчас — 50-150 млн рублей. Еще недавно можно было купить портфель по цене от 15% до 19% от суммы долга, а в настоящее время это только 10-13%. Ряд клиентов столкнулись с финансовыми трудностями, и на фоне прироста объемов просроченной задолженности увеличились сроки процесса взыскания. Это связано, во-первых, с временными техническими проблемами при перечислении денежных средств от ФССП в первом полугодии и, во-вторых, с государственными мерами поддержки заемщиков (например, кредитными каникулами). Как следствие, работать с портфелями стало сложнее и спрос со стороны коллекторских агентств уменьшился.
— С февраля на рынке наблюдается тенденция роста востребованности судебного взыскания. В связи с чем, по вашим наблюдениям, это происходит?
— В условиях экономической неопределенности и ускорения инфляции должники склонны проявлять осторожность в финансовых решениях и как можно дольше сохраняют денежные средства у себя: выполнение обязательств перед кредиторами становится вторым приоритетом. На этом фоне более эффективным инструментом возврата задолженности становится судебное взыскание.
— Как упрощение судебных процедур по взысканию долгов повлияло на внутренние процессы компании?
— Пока упрощения собственно самих судебных процедур мы еще не успели заметить на практике, поскольку были сосредоточены на автоматизации внутренних процессов в компании за счет оптимизации программного обеспечения. Это позволило нам сократить время, затрачиваемое сотрудниками на отправку пакета документов в суд и приставам, увеличив тем самым их объем. Однако в скором времени планируется использование в работе сервиса «Цифровое исполнительное производство», который дополнительно ускорит и упростит процесс взаимодействия с ФССП.
— По статистике, приведенной НАПКА, за перевод разбирательств в судебную плоскость чаще выступают сами должники. Как к такому формату взаимодействия относятся клиенты «Лайм-Займа»?
— Большинство должников, чье взаимодействие с компанией уже перешло в судебную плоскость, выступают за продолжение разбирательств в таком формате. Причина — их неготовность погасить задолженность прямо сейчас и надежда на увеличение срока, в который можно не погашать задолженность, за счет затягивания судебного разбирательства. Некоторые должники не соглашаются с суммой задолженности и надеются, что суд по какой-либо причине снизит сумму взыскания. Кроме того, должники активно пользуются законодательными нововведениями, например, правом на сохранение прожиточного минимума при взыскании долга.
При этом каждый десятый направляет предложения о решении вопроса с уплатой задолженности до суда или до привлечения к работе службы судебных приставов. Обычно подобное происходит уже после того, как клиент получает копию искового заявления либо судебный приказ, и связано это с нежеланием принимать участие в судебных процедурах или взаимодействовать с судебными приставами по вопросам погашения задолженности.
— Известно, что МФК «Лайм-Займ» ориентирована на досудебное взаимодействие с должниками. Каких принципов придерживаетесь, чтобы урегулировать вопрос задолженности? Усложнился ли этот процесс на фоне сложившейся тенденции?
— При взаимодействии с должниками в досудебном порядке следует учитывать два основных нюанса. Во-первых, в ходе взыскания просроченной задолженности сотрудникам необходимо соблюдать требования действующего законодательства, в частности — федерального закона № 230, а также требования внутреннего стандарта по работе с просроченной задолженностью СРО «Мир». Во-вторых, в ходе общения с должником наши коллеги из департамента досудебного взыскания должны соблюдать принципы деловой этики: использовать вежливый официальный стиль общения, избегать негативных оценок личности собеседника.
Сотрудники должны учитывать эмоциональное состояние человека и своевременно предотвращать негативное развитие диалога. Согласно поправкам в ФЗ-230 «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности», им запрещено как-либо взаимодействовать с третьими лицами.
Эффективность судебного взыскания может быть повышена за счет использования процедур мирного урегулирования спора в суде: заключение мировых соглашений, в которых будет установлен график погашения просроченной задолженности. Мировое соглашение будет выступать гарантом для клиентов, что задолженность не будет взыскана в принудительном порядке через службу судебных приставов или банк. Правда, на практике мировые соглашения нередко нарушаются заемщиками, и тогда долг взыскивается через службу судебных приставов.