По итогам полугодия, вышла довольно интересная презентация от консалтингового отдела PwC (PricewaterhouseCoopers) по рынку электромобилей.
Давайте посмотрим, насколько успешно себя чувствует рынок электромобилей и какие прогнозы его роста от всемирно известного аналитического издания.
Несколько слов о принятый аббревиатурах в секторе и принципах работы
Первыми эко автомобилями ставшими в серийное производство были гибриды. Данный тип транспорта нельзя назвать прародителем электрических автомобилей (прототипы существовали и ранее гибридов), но с уверенностью можно окрестить первопроходцем эко сегмента.
На электрической зарядке такие автомобили способны проехать очень ограниченное расстояние, в современных реалиях практически ничтожное. В отличие от плагин-гибридов, аккумуляторы гибридных авто даже не подключаются в розетку, заряжаясь исключительно от вырабатываемой двигателями внутреннего сгорания энергией, запас электрического хода очень невелик. Поэтому нотка экологичности в автомобилях такого рода звучит лишь отчасти, выражаясь в уменьшенном расходе топлива, благодаря тому, что часть крутящего момента ложится на плечи электродвигателя работающего в тандеме с ДВС.
Плагин-гибридные автомобили, часто сравниваемые со своими предшественниками гибридами, но в то же время кардинально от них отличающиеся.
Во-первых, автомобили PHEV оснащаются более мощными (большими) аккумуляторами и как результат могут проехать на электрической тяге гораздо большее расстояние.
Во-вторых, плагин-гибридные автомобили можно заряжать от сети.
В зависимости от модели плагин-гибриды способны проехать на электричестве, как правило до 150 км, при этом скорость использования электротяги ограничена, поскольку при ее увеличении до определенных значений или резком старте обязательно подключается ДВС.
Вершиной в цепочке экологически чистого транспорта, считаются полноценные электромобили, которые приводятся в действие исключительно электромотором с питанием от аккумуляторных батарей. Отсутствие двигателя внутреннего сгорания определяет их главное отличие от всех вышеописанных автомобилей. Электромобили просты в обслуживании, не имеют «лишних» деталей, требующих смазки маслом, замены и ремонта.
Ну и общая картинка текущих «зеленых» авто с принципами работы
Глобальные продажи всех электрических авто (BEV+PHEV+Hybrid), что в июне этого года, что суммарно за полгода, приросли довольно значительным объемом в районе +40% к прошлому году.
Полностью электрические авто (BEV) выросли на сумасшедшие +82% к прошлому 1 полугодию и огромный рост в Китае.
Цифры впечатляют сами по себе, но еще больше, если учесть, что общие мировые продажи всех автомобилей в мире упали на 12% в первом полугодии к прошлому году.
Продажи BEV в Китае более чем удвоились в первой половине 2022 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили более двух миллионов штук, что особенно характерно, что такие цифры образовались на довольно депрессивном автомобильном рынке Поднебесной.
Изменения в доле рынка за последние пару лет свидетельствуют об устойчивом и агрессивном восходящем рынке BEV. Сравнивая 2020 год с 1 полугодием 2022 года, доля рынка BEV в Китае вырос с 4% до 17%, в Европе (ТОП-10 стран) с 7% до 13%.
Гибридные авто (PHEV), совмещающие, как бензиновый, так и электрический вариант, выросли +41% к цифрам 1 полугодия прошлого года.
Рост продаж PHEV был еще более сильным в Китае, чем BEV, увеличившись на 170% в 1 полугодии 2022 года по сравнению с 1 полугодием 2021 года, хотя абсолютное количество продаж PHEV (гибридов) было значительно ниже, чем BEV.
Более высокие темпы роста PHEV могут быть частично объяснены сохраняющейся высокой стоимостью более крупных батарей для автомобилей BEV, а соответственно большей доступностью гибридов по цене.
Рынок PHEV в Европе движется в противоположном направлении, поскольку производители оборудования уделяют приоритетное внимание продажам BEV, чтобы достичь целевых показателей по выбросам и растущему потребительскому спросу.
В первой половине 2022 года общий объем продаж PHEV в Европе снизился на 14% на десяти проанализированных европейских рынках по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
ТОП-10 аккумуляторных автомобилей (BEV) по продажам в Европе, США и Китае
Если посмотреть на основные рынки продажи BEV, видим глобального лидера в лице «Тесла», что в Европе, что в США, что в Китае модели «Tesla Model 3» и «Tesla Model Y» на всех рынках в ТОПе
Что в Европе, что в Китае сильны позиции и тенденции к покупкам локальных брендов. Европейских брендов (Фиат, Рено, Пежо, Фольксваген) совсем нет в Китае и США, Китайских авто, кроме Поднебесной пока тоже нигде не встретишь.
В первом полугодии на рынок вышли BEV от Cadillac, Toyota, Ford, новые модели китайских брендов BYD, Li Auto.
В 3-4 квартале этого года, ожидается выход довольно широкой линейки BEV на всех рынках, что безусловно также придаст импульса для роста сегмента. Toyota, Xpeng, Nio, BYD, BMW, Citroen, Volkswagen, не говоря уже о совсем локальных и мало кому известных брендов, все порадуют полностью электрическими моделями.
Ждем безусловно новинок и в следующем году. Основные ожидания по моделям Tesla Cybertruck и Roadster, 2-х моделей от KIA и запуск ожидаемого многими европейцами VW ID.7
Европейский топ-5: Франция, Германия, Италия, Испания и Великобритания
+5: Швеция, Норвегия, Швейцария, Нидерланды и Австрия
Суммарно в Европе продали более 2-х млн электрических авто
Несмотря на сравнительное замедление роста в течение первого полугодия из-за сохраняющихся проблем с поставками запчастей, продажи BEV в топ-5 странах выросли на 27% по сравнению с прошлым годом 2021 года.
Самый высокий рост за этот период был зарегистрирован в Великобритании, увеличившись на 56% в 1 полугодии 2022 года. Доля рынка BEV в Великобритании в настоящее время составляет 14%. В качестве шага, свидетельствующего о том, насколько популярными стали BEV, правительство Великобритании даже отменило денежные субсидии в размере 1500 фунтов стерлингов на покупку электромобилей.
Рост в Германии замедлился до 13%, в основном из-за проблем с поставками автозапчастей. Тем не менее, Германия по-прежнему может похвастаться самым высоким абсолютным количеством продаж BEV в топ-5 европейских стран с приличнным отрывом.Германия также сокращает денежное стимулирование покупки BEV в 2023 году, стимулирование покупки PHEV истекает в конце этого года и продлено не будет.
Показатели продаж BEV во Франции в первом полугодии также были высокими, увеличившись на 29% по сравнению с 1 полугодием 2021 года.
Рынок электромобилей в США продолжает стремительный рост, +31% к 1 полугодию прошлого года, но все еще более чем в 2 раза меньше европейского.
Продажи BEV в США увеличившись на 78% в 1 полугодии 2022 года по сравнению с аналогичным периодом 2021 года. Доля рынка BEV утроилась за 18 месяцев, по сравнению с 1,6% за год 2020 года до 4,8% в первом полугодии 2022 года.
Tesla лидирует на рынке BEV с очень значительным отрывом, другие ведущие производители в США, такие как Ford и General Motors, продолжают бороться за второе место и значительно отстают. Начинается значительный рост продаж среди небольших стартапов по линии BEV, таких как Lucid и Vivian.
Китай.Продажи BEV в Китае достигли отметки в два миллиона в первой половине 2022 года, увеличившись более чем вдвое (+107%) по сравнению с аналогичным периодом 2021 года
Рост PHEV в этот период был еще более сильным, увеличившись на 170%, и, как ожидается, будет еще более усилен появлением в этом году нескольких новых моделей PHEV.
Япония. Хотя рыночная доля японского рынка электромобилей в настоящее время составляет более 50%, он почти исключительно зависит от продажи гибридов. Продажи BEV выросли на 76% в 1 полугодие 2022 года по сравнению с 1 полугодием 2021 года, но с относительно низкой базы. Доля рынка BEV в настоящее время составляет всего 1%.
Южная Корея. Продажи BEV в Южной Корее выросли на 68% в первом полугодии 2022 года по сравнению с аналогичным периодом 2021 года, Текущая доля рынка BEV сейчас составляет 10% по сравнению с всего лишь 2% в 2020 году.
Рынок электрических авто продолжает стремительно набирать обороты. Вот так довольно быстро, электрические авто из инвестиционных перспектив и потенциальных проектов перешли в обыденность на улицах Европы, США и Китая.
На удивление для меня, рынок в Европе самый зрелый и развитый, по количеству электрических авто он в 2 с лишним раза превосходит американский и не так много уступает китайскому, практически каждое второе покупаемое авто в Европе является электрическим в какой-то форме.
Рынки США и Китая все еще довольно небольшие и с уверенным и огромным потенциалом роста, как в количественном отношении, так и в доле от всех произведенных. Учитывая довольно жесткий протекционизм, как в Китае, так и США, традиционным автопроизводителям из Европы, Юж.Кореи и Японии, вряд ли удастся занять хоть какую-то существенную долю местных рынков.
От Tesla жду продолжения завоевания мировых рынков, активное появление новых моделей, рестайлинг и обновление текущих. От Ford и General Motors уверенное наращивание электрофикации и активность по замене двигателей внутреннего сгорания на электрические варианты.
Китайский рынок, все еще вещь в себе, которая активно пытается прорваться на рынок в Европе. Огромный внутренний потенциал роста, здесь нужно разбираться отдельно, ну и ждем появления компаний из сектора среди доступных эмитентов на Гонконгской бирже.
Другие рынки, Россия в частности, совсем к сожалению практически в данном направлении не развивается и в ближайшем будущем здесь вряд ли чего-то стоит ожидать.
Ну и хотелось бы полноценного ухода из статистики, т.н гибридов (Hybrid), особо ничего «зеленого» в них нет, а доля на рынке все еще большая и учитывается, как экологичная, мягко говоря искажая действительность. Без них будет думаю гораздо репрезенативнее все цифры.
Если понравился обзор, подписывайтесь на канал на удобных для Вас площадках (Телеграм, Вконтакте, Смартлаб, Тинькофф Пульс) делайте репосты, оставляйте комментарии и реакции, свои пожелания и предложения.
Следующий обзор будет в ближайшие дни, по европейскому газовому рынку, его промежуточному итогу за 8 месяцев этого года. Посмотрим, что удалось достичь в весенне-летнее межсезонье и с чем подходят к устрашающему осенне-зимнему периоду.
После чего полноценно продолжу разбирать фундаментально бизнес российских компаний, после паузы первым будет Новатэк.
С уважением, Руслан.
ну и посмешила фраза «На удивление для меня, рынок в Европе самый зрелый и развитый, по количеству электрических авто он в 2 с лишним раза превосходит американский и не так много уступает китайскому»
так самый развитый? или все таки уступает китайскому то ? «зрелость», «развитость» — это что за аналитические термины? или вы попутали свои шаблоны и нормальную аналитику?
короче — меньше булшита, больше цифр, особенно в разрезе подготовки инфраструктуры то было бы интересно, поскольку такой процент машин в той же европе уже начинает создавать неслабую дополнительную нагрузку на электросети — но это узкое горлышко все инвесторы забывают рассматривать — тут могут быть как ограничения для роста, так и возможности для инвесторов
Китай да. Прогрессивная нация! Они уже в одиночку опережают Штаты+Европу по количеству продаваемых электро в год.
Двигаются в Будущее! Главный Рынок Мира. Прямо у нас под боком! Надо за ними наблюдать и двигаться следом.
Кроме того, нас там хотя бы уважают. Принимают за Белых Людей (по форме морды, и надеюсь, это не изменится). Не могу себе представить наших либерастов, преклоняющимися перед Китайцами! Да их перекрутит от такого.
Таким образом вижу надежду на дальнейшее взаимовыгодное сотрудничество!
Ну почему же, нам сказки рассказывают регулярно. То про Зетту, то про Каму, теперь вот еще Evolute, но это китайский клон, может и сделают www.kommersant.ru/doc/5459874
А тем временем из России ушла АВВ, например, в СПб подавляющее большинство зарядок от них. Ну а шоу от украинских зарядок было эпичным.
При наличии паркинга, с зарядкой на три фазы это просто космос. Налогов нет ( пока ), едет 4,7 до ста. Запас дожа по трассе 530, по городу 350-400. Вчера сел в крузак и вообще не понял, что это за телега
Маску респект, хотя на его темах я пролюбил 3 млн )
Комплектация лонг Рейндж. На хорошей резине и дисках 500 точно едет по трассе. Правда скорость не более 105-110