Эксперты предсказывают сложности с импортом комплектующих и экспортом собственных товаров автогиганта. На самом предприятии прогнозы дают осторожно и ожидают сокращения рынка грузовиков на 30-40% к концу года.
В начале мая власти Великобритании расширили список санкций против России. В новый перечень попало более 1,6 тысячи физических и юридических лиц. В частности, ограничения коснулись КАМАЗа, следует из данных, опубликованных на сайте министерства иностранных дел Британии. Новые санкции ограничили возможности автогиганта в части взаимодействия с британскими специалистами в сфере бухгалтерии, консалтинга в области менеджмента и пиар-услуг. Если рассматривать бизнес-плоскость, то санкции ограничат возможность компании привлекать финансирование из иностранных источников. Однако без финансирования КАМАЗ не останется. Не останутся без финансирования также перспективные и инвестиционные проекты. Соответствующее соглашение о стратегическом сотрудничестве на том же Петербургском форуме было подписано между КАМАЗом и ВТБ.
Уже тогда казалось, что у челнинского автогиганта могут возникнуть сложности с экспортом своей продукции. С другой стороны, цифры подсказывают, что для КАМАЗа все же более значимым был внутренний рынок.
— В 2021 году экспорт продукции КАМАЗа осуществлялся в более чем 50 стран. Суммарный объем экспорта вырос в 2021-м на 33,6%. Выручка от экспортных продаж составила почти 23 млрд рублей. Однако это всего около 9% от всей выручки компании. Остальное — внутренний рынок.
Другой вопрос — насколько в условиях укрепления рубля выгоден тот самый экспорт. Как отмечал сам Когогин, данное направление точно не станет доходной частью, а в лучшем случае — позволит выйти в ноль. Однако останавливать продажи нельзя. Во-первых, необходимо исполнять контрактные обязательства. Во-вторых — конкуренты не дремлют. И освободившийся рынок с радостью займут.
Прогнозы гендиректор КАМАЗа дает осторожно, замечая, что в нынешней ситуации сложно рассчитать самое главное — «отрезок времени проблемы». Однако отмечает, что в основном сегменте компании в России — грузовики полной массой от 14 до 40 тонн — до конца года ожидается сокращение рынка на 30-40%. Главным образом, за счет ухода западных компаний. Но необходимости снижать производственный план на 2022 год пока нет. А это 45 тысяч автомобилей.
После ухода с российского рынка недобросовестных партнеров КАМАЗа их ниши теперь занимают отечественные компании. Причем речь идет о поставках комплектующих не только для традиционных моделей завода, но и для перспективных серий, магистральных транспортных и тяжелых автомобилей, — на том же ПМЭФ упоминал процесс импортозамещения на КАМАЗе президент России Владимир Путин.
Запрет на продажи автомобилей в ЕС — не критичная санкция. Доля экспорта в компании не превышает 10% от общего производства, а основными импортерами являются страны СНГ и Азия. А вот разрыв с «Даймлером» — более значительная проблема.
Разработка тяжелых перспективных автомобилей группы компаний КАМАЗ производилась совместно, и для их производства необходимы импортные автозапчасти. Так что теперь необходимо искать альтернативных поставщиков, на что может уйти много времени, тем более в сегодняшних условиях, когда имеется огромный дефицит на рынке электронных автокомпонентов. Это сильно снизит объёмы производства, а при исчерпании иностранных запчастей возможна полная остановка конвейера.
если вы продаете за реалы, то на вашей стороне лежит задача с этими реалами мучиться.
Продажи китайских грузовиков идут на обгон европейских. Китайские марки почти заместили европейские грузовики на российском рынке: их доля в июне достигла 31%, а за две недели июля и вовсе выросла до 44%, превысив объемы российских игроков. КамАЗ признает экспансию китайских самосвалов
— На коммерсанте первоисточник☝