Страны G7 объявили о планах ввести запрет на импорт российского золота, не исключено, что к эмбарго присоединится и Евросоюз. Как повлияют очередные рестрикции на российскую экономику и на мировые цены на золото, пострадают ли российские золотодобытчики — размышляет аналитик «Открытие Инвестиции» по товарным рынкам Оксана Лукичева.
Итак, одной из самых громких новостей стали планы стран G7 запретить импорт золота из России в ЕС. Этот вопрос поднят на фоне сообщения, что Швейцария в мае импортировала из России золото в размере 3,1 тонн (около 2% от общего объема импорта в страну в мае) после полной остановки поставок в марте-апреле 2022 г. До этого максимальные объемы были завезены из России в декабре 2021 г. (4,6 тонн) и январе 2022 г. (4,0 тонны). Почти все золото было зарегистрировано таможней как предназначенное для аффинажа или другой обработки, что указывает на то, что поставка производилась на один из аффинажных заводов страны.
Пострадать могут аффинажные предприятия в Германии и потенциально в Швейцарии, в которой находятся крупнейшие европейские заводы. Впрочем, пока неизвестно, каким именно локациям будет запрещено завозить российский металл для переплавки в собственные слитки.
Надо сказать, что отзыв статуса Good Delivery у российских аффинажных заводов и санкции к крупнейшим банкам-экспортерам золота ранее лишил возможности поставлять российские слитки напрямую в Лондон. Для России переориентация поставок вызовет определенные сложности, так как во многих государствах-потребителях импорт золота регулируется законодательно и связан с необходимостью соответствия требованиям Good delivery, которым в настоящее время аффинажные заводы РФ не обладают.
Возможно, удастся найти подходящие аффинажные заводы для переплавки металла, здесь вопрос упирается в размер дисконта к мировой цене и возможности оплаты поставок.
Если Банк России активизирует закупку золота в резервы, вряд ли эмбарго окажет значимое влияние на отрасль. Сейчас Банк России покупает золото в резервы с дисконтом 15%. Сложившаяся ситуация располагает к подобному развитию событий, и она не изменяется в пользу золотодобывающих компаний т.к. экспорт, по сути, закрыт. Дисконт при закупке золота в резервы также работает на развитие внутреннего розничного спроса в России.
В самом негативном сценарии, если вдруг Банк России не подставит плечо, добыча золота в России может сократиться на объем нереализованного экспорта. Однако высокая цена золота на мировом рынке ограничит снижение, т.к. маржинальность бизнеса остается значительной — себестоимость производства металла значительно ниже (минимум на 500$/унция) текущей мировой цены.
В ближайшем будущем мы не увидим существенного эффекта от запрета российского экспорта на мировые цены, так как сейчас цена золота больше зависит от сезонно низкого спроса и ужесточения денежно-кредитной политики ФРС США.
Однако в долгосрочном периоде сокращение российского экспорта все же может сыграть позитивную роль для рынка физического золота, особенно, если спрос начнет расти на фоне ухода экономики в стагфляцию, а на рынке образуется дефицит.
Эмбарго вряд ли существенно затронет российских золотодобытчиков. Золотодобывающая отрасль в России была и остается одной из самых перспективных отраслей. Добыча металла с 2001 по 2021 г. выросла в 2,2 раза – от 152 тонн до 330 тонн. В 2022 г. ожидается снижение добычи до 301 тонны.
Возможно, на фоне эмбарго сократится работа небольших артелей. Крупные компании со временем смогут найти способы поставки золота за рубеж и пережить этот неприятный период низких продаж.
В любом случае, акции крупных золотодобывающих компаний (Полюс, Полиметалл) останутся интересными для инвестиций до тех пор, пока мировые цены находятся гораздо выше себестоимости производства. В настоящее время, напомню, разница составляет минимум 500$ на унцию.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией