Мария Шагина
Эмили Килкриз
Масштабный экспортный контроль введенный Соединенными Штатами и другими странами в ответ на вторжение России в Украину должен был иметь долгосрочные негативные последствия и его влияние на Россию уже стало ощутимым. Особенно это касается полупроводниковой отрасли. Попытки Москвы запустить собственное производство полупроводников и электронных компонентов начатое в 2021 году дали скудные результаты, а западные технологии необходимые для запуска местного сектора чипов теперь недоступны. Таким образом Китай может сыграть решающую роль в будущем российского технологического сектора Хотя геополитические симпатии Китая связаны с Россией, активная её поддержка сегодня скорее всего пойдет вразрез с собственными амбициями Китая в области чипов
Плохая история импортозамещения
Стремление России к самообеспечению началось в 2014 году, но импортозамещение высокотехнологичных товаров дало скудные результаты. Страна по прежнему сильно зависит от иностранных технологий. Согласно базе данных Comtrade Организации Объединенных Наций в 2020 году Россия импортировала полупроводниковых устройств на сумму около 400 миллионов долларов и электронных интегральных схем примерно на 1,25 миллиарда долларов. В результате ключевой стратегией стала диверсификация поставщиков. В 2018 г. ключевыми поставщиками электронных компонентов, ранее закупавшихся в странах НАТО (Германия, Италия и Франция), стали Китай, Тайвань и Малайзия. Три азиатские страны также были ведущими поставщиками в Россию интегральных схем, диодов, транзисторов, резисторов и конденсаторов.
Попытки Москвы запустить отечественное производство полупроводников и электронных компонентов запоздали. В январе 2020 года правительство утвердило «Стратегию развития электронной промышленности» до 2030 года. Она направлена на создание конкурентоспособной отрасли на основе развития научных, технических и человеческих ресурсов, оптимизация и техническое перевооружение производственных мощностей и создание и развитие новых промышленных технологий. Стратегия направлена на увеличение доли электронной продукции российского производства на внутреннем рынке (по выручке) до 59 процентов.
Неудивительно, что запоздалое начало работ по импортозамещению, скромная государственная поддержка и нехватка квалифицированных специалистов не привели к каким либо значимым результатам. «Байкал Электроникс» и Московский центр SPARC-технологий (МЦСТ) — единственные российские производители отечественных процессоров, которые призваны стать реальной альтернативой двум американским компаниям — Intel и AMD. Однако «Байкал» и МЦСТ в значительной степени полагаются на западную архитектуру, импортные комплектующие и иностранных производителей. Оба были внесены в список Министерства торговли США, что запрещает им получать какие либо американские технологии. Из за технических ограничений и сложности процесса производство российских процессоров до недавнего времени было вынесено на Тайвань. Российские аналоги тоже отстают по производительности— они слишком энергоемки и способны выполнять только легкие задачи.
Ведущий производитель чипов в стране группа «Микрон» также зависит от иностранных компонентов и производителей. Для иллюстрации уровня технологической отсталости России в этой области Микрон освоил локальное производство полупроводников с 180 нм схемотехникой и 90 нм схемотехникой но не для серийного производства, а тайваньская TSMC приступает к выпуску полупроводников 2 нм. Тем не менее Mikron Group продает такие продукты как микросхемы управления питанием, микросхемы радиочастотной идентификации и микроконтроллеры для банковских карт.Последние санкции усугубили ситуацию, так как компания лишилась доступа к зарубежному оборудованию.
В марте 2022 года Европейский союз включил российских производителей в санкционный список ЕС, запретив европейским компаниям экспорт любых включенных в список товаров двойного назначения или оказание любой соответствующей технической или финансовой помощи Baikal Electronics и МЦСТ. Великобритания ввела аналогичные ограничения, добавив в свой список компаний «Микрон», «Байкал Электроникс» и «МЦСТ». Запрет Великобритании фактически остановил производство новых процессоров, поскольку российские производители полагались на архитектуру британского разработчика чипов Arm
Единственная российская попытка запустить завод, способный производить полупроводники провалилась «Ангстрем-Т» специализирующийся на полупроводниках и микросхемах обанкротился после того, как в 2018 году попал под прицел Министерства торговли США.
После февраля 2022 года стало ясно, что российскую промышленность по производству микросхем и полупроводников придется создавать с нуля, исключив всякую зависимость от иностранных производителей. Правительство России изменило свою стратегию и расширило меры поддержки отрасли за счет снижения налогов, увеличения финансирования и предоставления более крупных субсидий. Обновленный план направлен на реинжиниринг иностранных технологий и перенос производства в Россию и Китай, а также производство всех компонентов, которые в настоящее время импортируются к 2024 году. Правительство также планирует увеличить количество российских проектных центров с 70 до 300 к 2030 году и направить на развитие электронной промышленности 2,7 трлн руб.
После последнего раунда санкций российское правительство включило и «Байкал Электроникс», и МЦСТ в список «системно значимых» компаний. Этот статус позволяет им претендовать на льготные субсидии и гарантии из государственного бюджета. Однако увеличение финансирования — это не конец проблем России. Подход правительства не предлагает комплексного решения охватывающего разработку материалов, оборудования, строительство заводов и создание конечной продукции. Сотрудничество с другими странами необходимо, но обеспечить его будет трудно, учитывая широкую поддержку экспортного контроля Запада.
Даже если Россия успешно решит все три проблемы — падение импорта, утечку мозгов и недостаточное финансирование — достижение самодостаточности в такой сложной области как чипы и полупроводники непростая задача. Глубокие структурные изменения требуют щедрого финансирования, достаточного времени, чтобы догнать технологический прогресс и широкого международного сотрудничества для стимулирования инноваций. Все это пока невозможно, поскольку Россия достигла уровня изоляции Северной Кореи.
На самом деле ни одна страна не имеет полного контроля над поставками полупроводников поскольку эти сложные цепочки их создания многократно пересекают границы, сырье превращается в конечный продукт в процессе проектирования, производства, упаковки и сборки микросхем.
Тайваньская TSMC является крупнейшим производителем микрочипов на долю которого приходится 50 процентов мирового рынка, а программное обеспечение для проектирования схем производится в Германии и США
В производственном оборудовании преобладают Соединенные Штаты и Нидерланды, при этом один ключевой компонент (современные машины для фотолитографии в экстремальном ультрафиолете) производится исключительно голландской компанией ASML
Поворот в Азию
Поскольку внутреннее производство в России отстает, разворот на Азию, а именно на Китай, может в определенной степени ослабить давление со стороны ограничений экспортного контроля. В 2021 году почти треть импортируемых в Россию чипсов пришлась на Китай. Малайзия, Тайвань и Вьетнам также имели значительные доли— 14%, 12,6% и 11% соответственно, хотя экспорт из Малайзии и Вьетнама скорее всего, отражает роль этих стран на этапе окончательной упаковки производства чипов, а не их собственные возможности по производству чипов которые могли бы удовлетворить потребности России. В течение нескольких недель после введения нового экспортного контроля Соединенные Штаты предупредили Пекин о недопустимости экспорта технологий в нарушение экспортного контроля и на сегодняшний день не было свидетельств попыток сделать это
В краткосрочной перспективе Китай имеет ограниченный потенциал для вытеснения западных компонентов высокого класса. Снижение зависимости Китая от западных полупроводников было национальным приоритетом на протяжении более десяти лет и усилия активизировались с запуском крупных инвестиционных фондов в 2010 х годах и более широкой промышленной политикой «Сделано в Китае 2025», направленной на достижение глобального доминирования в критически важных технологических областях. Однако достижение самодостаточности было сопряжено с трудностями. Китайские технологические гиганты, такие как SMIC, Xiaomi и Lenovo, продолжают полагаться на американский дизайн, оборудование и технологии. SMIC отстает от своего тайваньского аналога на несколько поколений.
Пекин потенциально может поставлять в Россию чипы более низкого качества. Однако удовлетворить спрос России на чипы высокого класса будет сложно, учитывая глобальную нехватку электроники и отсутствие пока у Китая передовых возможностей в этом секторе чипов. Переход на китайских поставщиков потребует времени и денег для адаптации российских пользователей. Западные и азиатские компоненты различаются по качеству и дизайну.
Другим способом для России обойти ограничения экспортного контроля может быть перенос производства российских внутренних переработчиков из тайваньской TSMC в китайскую SMIC, но маловероятно, что SMIC захочет напрямую нарушать санкции США или экспортный контроль. Китайская полупроводниковая компания продолжает использовать американское оборудование для производства микросхем даже после того как в 2020 году она была лишена возможности получать уникальные товары для производства полупроводников на передовых технологических узлах (10 нанометров и ниже включая технологию экстремального ультрафиолета). SMIC не захочет попасть под дальнейшее расследование со стороны США.
Исключительно исходя из геополитических симпатий Китай вероятно был бы готов воспользоваться изоляцией России и нажиться на ней продавая ей такую продукцию, но нарушения санкций США не отвечают национальным интересам Пекина, поскольку они вероятно, поставят под угрозу его собственный доступ к зарубежным технологиям на которые он по прежнему опирается. Поставка в Россию любой технологии подпадающей под санкционные правила поставит под угрозу собственные технологические амбиции Китая.
В долгосрочной перспективе усиленное стремление Пекина к технологической независимости может в достаточной степени отделить страну от западных технологий. Политика «Сделано в Китае к 2025 году» направлена на реструктуризацию экономических и технологических цепочек поставок которые служат интересам Китая. План предусматривает огромные субсидии и инвестиции для продвижения вверх по цепочке создания в полупроводниках, телекоммуникациях, искусственном интеллекте и квантовых вычислениях. К 2025 году Пекин планирует разместить у себя в стране до 70 процентов производства полупроводников, так же и китайские производители микросхем тестируют производственные линии без использования американских технологий.После достижения этих целей китайско российское сотрудничество в области высоких технологий может активизироваться.
Китаец сейчас радостно потирает руки от СВО, все попадает к нему задарма, и он не отказывался от своих территорий на дальнем востоке
www.reuters.com/technology/russia-limits-exports-noble-gases-key-ingredient-making-chips-2022-06-02/