Обновим взгляд на экономику России. В начале апреля мы писали о вероятном сценарии для российской экономики на 2022 год, самое время проверить, как соотносится прогноз с реальностью. Поговорим об одной из ключевых отраслей — нефтяной.
Самая большая потенциальная проблема — падение экспорта нефти, нефтепродуктов и газа в страны ЕС. На сегодняшний день риск эмбарго не реализовался. По теме экспортного эмбарго ведутся дискуссии между странами ЕС, но согласовать параметры эмбарго у них не получилось.
При этом поступило новое предложение от США — обложить пошлинами российскую нефть, чтобы таким образом изымать сверхприбыли. Мы предполагаем, что итоговый вариант санкций может быть комбинацией эмбарго и пошлин, в результате которого отказ Европы от российской нефти будет плавным, а не резким, при этом из-за пошлин объемы получаемой экспортной выручки могут упасть очень быстро.
В этой ситуации есть позитивная сторона — раз экспорт нефти и нефтепродуктов сохраняется, то и добыча нефти, и производство нефтепродуктов, связанные со сбытом в страны ЕС, не будут резко «обнуляться», а будут работать, по крайней мере в ближайшее время. И отрасли, связанные с обслуживанием этого экспорта, сохранят свой бизнес. За счет этого не будет такого резкого падения доходов компаний и потери рабочих мест, как это могло бы произойти в сценарии резкого отказа Европы от российской нефти.
Постепенный отказ от российской нефти уже в процессе, это видно по данным: производство нефтепродуктов в мае снизится на 9% г/г по прогнозу «Петромаркета» (за первую половину мая среднедневное производство снизилось на 5% г/г). Добыча нефти в апреле снизилась на 8.7% к марту, экспорт нефти в апреле при этом вырос на 2% к марту. Экспорт нефти в дальнее зарубежье по системе Транснефти в первой половине мая снизился на 4,1% к уровню апреля.
Скорее всего, рост экспорта нефти в апреле был вызван желанием западных компаний нарастить запасы перед будущими проблемами с закупками российской нефти (с 15 мая вступили в силу санкции против Роснефти и Газпромнефти, что создает сложности с оплатой их продукции для западных покупателей).
Однако стоит отметить, что в мае добыча нефти выросла по сравнению с уровнями апреля (+1,7% к апрелю), что говорит о некоторой подстройке отрасли под новые условия. Судя по продолжению снижения экспорта в мае, рост объемов добычи связан с дополнительными поставками на внутренний рынок.
Мы считаем, что постепенно запад согласует параметры пошлин и эмбарго, и это будет приводить к дальнейшему снижению объемов экспорта нефти и нефтепродуктов до конца года. Таким образом, основное падение доходов нефтяной отрасли мы можем увидеть в 2023-м, а не 2022-м.
Статья написана в соавторстве с аналитиком Александром Сайгановым