После начала СВО и объявления нового раунда санкций крайне актуальным стал вопрос: какое будущее ожидает экономику нашей страны? В данном контексте чаще всего обращают внимание на Иран. На примере Ирана за последние месяцы написали много хороших текстов про экономику в условиях санкций, например. Нам тоже пример Ирана кажется самым близким и корректным в текущих условиях, при неизменности статус-кво.
При этом в чатах инвесторов часто упоминается «Венесуэльский сценарий» – возможно самый яркий крах экономики в 21 веке. Нам бы хотелось кратко выделить факторы, которые привели Венесуэлу к шестизначной инфляции, дефициту и падению ВВП на десятки процентов и показать, почему мы не считаем «Венесуэльский сценарий» реалистичным для нашей страны, по крайней мере пока.
Серьёзный экономический кризис начался в Венесуэле задолго до введения действительно сильных санкций и вызван в первую очередь с ужасной экономической политикой и ограничением частного бизнеса. Политика так называемого боливаризма и социализма, которая началась в стране в начале 21 века с приходом к власти Уго Чавеса и привела к фактическому уничтожению бизнеса и разрушению страны. Исследователи выделяют три основных фактора, приведшие к кризису, среди которых нет экономических санкций:
• Широкая национализация, коснувшаяся практически всех отраслей экономики
• Массовый контроль цен, приведший к дефициту
• Неограниченная эмиссия от Центрального Банка
Никакой из указанных трёх факторов не характеризует современную экономическую политику России. Конечно, мы видим высокую долю государства в экономике, периодически президент и Правительство вводят регулирование цен на некоторые категории товаров. При этом масштабы указанных процессов кратно меньше, чем в Венесуэле. А главное, ЦБ проводит адекватную монетарную политику и не является кошельком для Правительства.
Пока Правительство хотя бы на словах поддерживает развитие предпринимательства, цены на большинство товаров и услуг являются рыночными, а Центральный Банк проводит адекватную ДКП и не занимается бездумным печатанием денег, частный бизнес сможет продолжать работать даже в очень сложных условиях. В таком случае мы не столкнёмся с «Венесуэльским сценарием».
Санкции сами по себе не могут свести экономику к нулю, какой бы ориентированной на экспорт и импорт она не была. Безусловно, санкции — это огромные издержки: нарушаются устоявшиеся связи, сужается возможность для любой деятельности, экономика в целом проигрывает, но не в ноль.
Частная инициатива, если за неё не сажают в тюрьму как врага народа и коммерсанта, всегда будет поддерживать экономику, даже в ситуации максимальных внешних ограничений. В данный кризис максимально важно, чтобы для предпринимателей сохранялись хотя бы удовлетворительные условия.
Для иллюстрации происходящего в Венесуэле мы решили использовать не только график ВВП и инфляции. Нам кажется, что очень хорошо причины кризиса может отразить место Венесуэлы в рейтинге лёгкости ведения бизнеса. (всего в рейтинге Doing Business участвовало 190 стран, чем ниже место страны в рейтинге, тем хуже условия для введения бизнеса.) В 2020 году Венесуэла заняла 188 место из 190 стран, набрав 30,2 очков, у первого места в рейтинге было 86,8, а у Ирана 58,5.
Автор: Марк Савиченко, главный аналитик ИК «Иволга Капитал»
Источник фото
TELEGRAM t.me/probonds
YOUTUBE https://www.youtube.com/c/PRObonds
https://ivolgacap.ru/
www.probonds.ru
Не надо окончательно превращаться в Венесуэлу, чтобы стало здесь жить исключительно больно. Я думаю, где-то на полпути к Венесуэле уже люди будут бросать открытыми свои квартиры в Москве/Питере и бежать через границу по принципу «куда примут».
Вы же поймите, они тоже были очень богатой страной, и у них тоже к власти пришёл несменяемый лидер, у них тоже власть чекистов, у них тоже подрезали ЗВР, и даже аналог Навального у них имеется.
P.S. наблюдаем как щас на слово «Навальный» сбежится лахтинская бригада.
Нефть в Венесуэле очень вязкая, из нее сложно делать бензин.
Санкции против этой страны как раз сработали и отрасль сильно пострадала, включая просто отсутствие бензина на заправках.
Как тут сравнивать?)
Я к тому, что бенз там есть и это один из самых доступных товаров.
Это не кисель который чем гуще — тем вкуснее)
PS
И как у меня написано — вопрос в сложности переработки этой нефти.
А с особенностями Венесуэльского раздая сложности в переработки приходят к недофинансированию переработчиков.
Ни Венесуэлой не станем, ни Ираном -
только Северной Кореей — только хардкор!!!
Слишком много параметров для идентификации событий.
Не надо впихивать невпихуемое.
мск пару раз в неделю инет падет по часу-два
электричество вырубает
лифт неделю стоит
шлагбаумы не открывают и подобное
Все «щастье» Венесуэлы началось тогда, когда к власти пришли «сапоги» с манией «социальной справедливости». «Все коммерсанты — жулики», «Средний класс — 17 тысяч», «Нахлобучивание и „контроль цен“ на внутреннем рынке» — это уже не Венесуэла.
Все аналитики как то «забывают» еще более эпический экономический провал. В основном по причине отсутствия рынка перед обвалом.
Была такая одна огромная, сильная Империя. В ней много было разного, но и экономически, и политически и в военном плане она вполне могла бороться с остальными мировыми державами. Правда, за счет населения. Но это везде так — более-менее.
Но безносая является без приглашения. И она начала прибирать ЛПР этой Империи. Молодой конкурентной смены не было подготовлено по разным причинам.
И вот настал момент, когда старая «елита» вымерла, а новой сильной — не было. И власть выпала в руки тому, кто остался. Результаты их деятельности, даже по сравнению с Венесуэлой и Ираном — невэпический косяк. Разве что с результатами С. Кореи можно сравнивать.
Все совпадения случайны. История высмешленная.
Да здравствует все и вся кому положено!