PaulPurifoy
PaulPurifoy личный блог
21 апреля 2022, 14:13

ЭКОНОМИКА РОССИИ: ПРИЧИНЫ ПЛАЧЕВНОЙ РЕАЛЬНОСТИ

Автор — приглашенный научный сотрудник Stanford Institute for Economic Policy Research (Stanford University), портфельный менеджер BlackRock (UK)

Преамбула: перепост перепоста автора — по причине еще более возрастающей актуальности. )))


ВЫДЕРЖКА ИЗ ПОСТА АВТОРА ОТ НОЯБРЯ 2021 ГОДА. АКТУАЛЬНОСТЬ ВОЗРАСТАЕТ.


1. Социальный контракт в автократиях и тоталитарных диктатурах характерен, по-мимо прочего, тем, что на вершине треугольника: государство — бизнес — общество — всегда находится власть, а номинальный вес двух остальных компонент соответственно всегда меньше веса государства, и может разниться между собой. В частности, такой паттерн социального устройства характерен для России: общество и бизнес находятся в подчиненном положении к власти. Этому есть очевидные причины, определяемые метисом, в частности исторически высокой дистанцией власти, низким уровнем индивидуализма и низкими коэффициентами терпимости во временных предпочтениях, т.е. неприятием изменений и неготовностью к рискам в связи с негативными ожиданиями и низким уровнем социального доверия. В числе прочих эти факторы порождают эффект колеи, закрепляемый, в свою очередь, современной авторитарной властью, поскольку такое положение вещей является оптимальным для удержания равновесия режима. 



2. Россия имела несколько типов социальных контрактов за последние время. Нулевые годы начались с реформ Грефа, где основной идеей общественного договора было упорядочивание социально-политических и экономических процессов для стимуляции экономического развития и роста доходов  в обмен на дисциплинированную уплату налогов и политическую лояльность. Эти реформы были, в известной степени, либеральными и позитивными в отношении формирования благоприятной среды для бизнеса и предпринимательской инициативы и безусловно дали положительный эффект.
Такой социальный контракт можно назвать потребительским, и он заключался в следующем: государство «наводит порядок», т.е ужесточает условия в политической сфере, но одновременно с этим создает адекватные регулирующие, судебные и арбитражные институты для индивидуальной гражданской, в первую очередь, предпринимательской инициативы, поощряет рост доходов населения и экономические свободы — и все это в обмен на постоянство и открытость в налоговых платежах со стороны общества и бизнеса, а также лояльность более сильной, чем была до этого, руке власти (необходимость в сильной руке  была вполне логична, поскольку процесс реформ и упорядочивания, особенно в транзитном состоянии, в каком пребывала Россия в конце 90-хх — начале нулевых,  требовал снижения этической и идеологической эластичности государства, т.е. его ужесточения). Политические ужесточения того времени, во-первых, касались преимущественно оппозиционных, но системных элит (история  с «Мостом» и трансформациями в структуре олигархии) и элит бюрократических (например, отмена губернаторских выборов и прочие шаги в укреплении вертикали власти). Одновременно с этим гражданская инициатива, какой бы характер она не имела, в целом не преследовалась, а в некоторых случаях (предпринимательство, потребительская активность, гражданская самоорганизация и развитие интернета, общая информационная открытость) системно и активно поощрялась.
В целом можно сказать, что социальный контракт был равновесным и размен был равноправным: лояльность в обмен на обеспеченность и общественную открытость. 



3. Постепенно по мере ухудшения внешнеэкономических условий, с одной стороны, и возрастающей потребности новых аффилированных элит в преумножении и разделении новых активов через контроль и распределение бюджета, с другой стороны,  этот контракт претерпевал изменения. Изменения исходили, в основном, со стороны власти, где требования лояльности все возрастали, а былые бенефиции для общества все убывали, где возможности власти расширялись, а возможности общества сжимались. Одной из новых и главных бенефиций модернизируемого контракта для общества государство предложило метафизическую ценность -  чувство национального величия и соответствующий нарратив: патриотизм, вставание с колен, великая страна, возрождение империи, особый путь, обман и потребительское отношение со стороны западных демократий, логично возникшая концепция внешнего врага и пр. Очевидно, что такой новый продукт социального контракта был способом для власти продолжать максимизировать собственную полезность и снизить одновременно с этим потенциальные сопутствующие издержки в виде социального недовольства и угрозы свержения. По сути власть вместо роста благосостояния и поощрения «хорошей жизни» предложило обществу идеологию по причинам как эндогенным (желание упрочить положение и возможности контроля рентного ресурса — бюджета), так и экзогенным (внешние экономические шоки).

Для того, чтобы общество смогло согласиться с такой заменой в условиях и выгодах контракта, власть предприняла два стратегических шага: 1) курс на консервативную денежно-кредитную и фискальную политику во избежание инфляции, как основного экономического триггера социального недовольства и 2) многослойное информационное манипулирование для максимальной пролиферации новой имперской-изоляционистской  идеологии в общество. В качестве инструментария были выбраны полный контроль СМИ, всеобъемлющая пропаганда на грани противоречия здравому смыслу, но имеющая сильный национальный посыл, усиление репрессивных механизмов и расширение репрессивных ведомств, открытое неприятие и преследование оппозиционной активности. Общество в целом согласилось с внесением поправок в предыдущий контракт.


4. К 2014 году вновь под влиянием внешних (продолжение ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры) и внутренних условий (экономическая стагнация и падение доходов населения как следствие ухудшения бизнес климата и снижения конкуренции, усиления бюрократических институтов и галопирующего роста коррупции, расширение государственной собственности, а также значительный рост репрессивного давления на общество, а не на  системные элиты) государство, ощущая растущий навес социального недовольства, как главный риск-фактор,  приняло решение  обновить социальный контракт… и усилить предлагаемые бенефиции для общества, а именно подкрепить идеологию реальными достижениями. И аннексировало Крым, выбрало Украину в качестве угрозы русскому миру, усилило агрессию изоляционистской риторики по отношению к западным демократиям и назначило доминантного врага в лице США, окончательно сместило оппозицию в статус «врагов  народа»,  в каких бы формах эта оппозиция не представала — и в качестве организованного политического движения, и в качестве СМИ, и в качестве частного мнения. Еще более усилились репрессивные механизмы. И общество опять согласилось с таким обновлением контракта.



5. К 2020 году предельные издержки власти для общества вновь стали угрожать полезности власти, и власть пошла на новое обновление контракта. На фоне пандемии, геополитических и внешних рыночных дисбалансов, власть еще больше накачала предыдущую идеологическую концепцию и еще больше расширила соответствующий нарратив с еще большей редукцией частных прав и свобод. Ужесточенные репрессии приобрели характер нормы и больше не требуют даже комментария или обоснования со стороны власти для общества, достаточно констатации и односложного заявления. Уровень концентрации и объема пропаганды — на уровнях тоталитарного государства, близких к предельным, возможность гражданской инициативы и самоорганизации сведены к нулю, предпринимательская активность и инициатива  полностью ограничены уровнем бытового сервиса и харда, бюджетные интересанты в виде аффилированных бизнес-элит и бюрократии открыто контролируют бюджетные ресурсы и занимаются рентным предпринимательством. Немаловажным фактом легитимизации нового контракта стал фактически культ личности домена и полное устранение возможности выборной сменяемости, во-первых, через окончательную и фактическую девальвацию института свободных выборов с возможностью легального представления альтернативных политических мнений и предложений, а во-вторых, через изменение конституции и снятия ограничений сроков полномочий верховного правителя.  
Все это значительно сместило Россию от софт-автократии назад -  к репрессивной автократии на грани диктатуры, а еще точнее к исходной модели государства, как Оседлого Бандита в моделях Олсена.



6. Новый социальный контракт, судя по срезам социальной статистики и косвенным метрикам, был вновь акцептован обществом. Однако, со сменой поколений и растущим кол-вом нерациональных и некомпетентных решений власти эластичность общества снижается: издержки власти для общества начинают приближаться к предельным величинам, судя по стабильно растущему кол-ву сочувствующих любому виду оппозиции граждан. В частности, показательным выглядит тот факт, что рейтинг корневой правящей «партии», как и основных публичных представителей власти, резко снижается во всем обществе. В наименьшей степени это касается домена, что с одной стороны говорит о том, что рейтинг все таки снижается, а с другой стороны — о том, что такой социальный контракт, его условия и выгоды для общества становятся все менее очевидными. Это может означать усиление социального брожения и одновременное увеличение репрессивного давления со стороны государства, а также попыток обновления легитимизации и «всенародной любви». Это является иллюстрацией неизбежности принятия властью нерациональных решений и фактически показывает убывающую отдачу ее полезности.



7. По сути единственными, но весьма сильным драйверами устойчивости режима в нынешней ситуации и в некотором будущем являются два фактора: фактор персоны домена и фактор макроэкономической стабильности. Фактор личности домена — это доверие подавляющего большинства граждан и бюрократии к главе государства, основанное на личных симпатиях, когнитивных искажениях под влиянием пропаганды, низкого уровня индивидуального критического сознания и прямой заинтересованности элит в сохранении баланса и статус-кво. Фактор макроэкономической стабильности — это удержание сбалансированного бюджета и контроль инфляционных ожиданий на низком уровне, с одной стороны, и сохранение капиталистической системы как основы хозяйственных отношений и возможности сохранения потребительской динамики, с другой стороны. В случае сохранения устойчивости этих факторов нынешний режим может сохранять равновесное состояние и значительно продлить свое существование.  



8. Однако в реальности оба эти драйвера начинают смещать ситуацию из равновесного состояния. Во-первых, кол-во нерациональных решений власти, в частности, усиления репрессий и ограничения прав и свобод, решения под воздействием межгрупповых конфликтов внутри элит, решения в отсутствие источников прямых и реальных сигналов об общественных предпочтениях, приобретает все больший объем. С другой стороны вынужденное (за неимением значимого экономического роста и бизнес-активности)  ужесточение фискальной бюджетной и монетарной политики в виде поднятия пенсионного возраста, рост налоговых ставок и введение новых налогов, рост ставок для контроля инфляции и неизбежное падение доходов населения и покупательской способности также способствуют росту социального недовольства. При этом большая часть всех упомянутых шагов вынужденно озвучивается главой государства напрямую в обращении  к гражданам, что может привести к ощущению нарушения контракта даже у наиболее лояльной части общества, а значит доверие к домену очевидно расшатывается и снижает устойчивость режима  целом.



9. С точки зрения фактора макроэкономической стабильности рисков нарушения равновесия несколько меньше, поскольку накопленные резервы, низкий долг и возможный ситуационный рост сырьевых активов время от времени, а также сохранение капиталистического фрейма экономики могут способствовать сохранению экономической устойчивости, а значит ощущению материальной стабильности у населения, даже если нет роста, даже если уровень благосостояния на низком уровне. Однако, с учетом тотальной зависимости российского бюджета, а именно, рентного ресурса, от сырьевых цен, а также полной деградации инвестиционно-предпринимательского климата и отсутствия предпринимательских стимулов риски дисбаланса значительно возрастают в последнее время. В немалой степени этому способствует озеленение и тотальная цифровизация мировой экономики — инновации и технологии с одной стороны и рост значимости альтернативной энергетики с другой фатально смещают Россию, на длинном горизонте,  с былых конкурентных позиций, а значит лишают режим ресурса той самой макроэкономической устойчивости.


10. Ждем продолжения монетарного и фискального ужесточения и новых инициатив власти для роста и урепления доверия к домену. Кажется основной тренд таких инициатив становится ясным и дискурс прежний: разжигание патриотизма и «любви к родине», культивация очередных «угроз национальной безопасности» со стороны хищного собирательного Запада и конкретно США, изоблечение «внутренних врагов»… ну и конечно демонстрация незаменимости персоны домена во всех возможных контекстах. Приложение №… к все тому-же социальному контракту от такого-то числа такого-то месяца такого-то года… Точные цифры подставляйте сами. 

5 Комментариев
  • Джон Кант
    21 апреля 2022, 14:23
    Скорей бы домен сдох. Миллионы людей мечтают об этом.
  • BBAA
    21 апреля 2022, 14:25
    Вы молодец, автор! Великолепно!

    Считаю, Вас всегда интересно почитать! Так скажем, чтобы понимать причины потери доминации Запада!

    Надо будет ещё раз пересмотреть книги, на которые Вы часто ссылаетесь! Это полезно для развития!
  • Алик Нурилович
    21 апреля 2022, 15:28
    Дюже многа буков… Квинтэссенцию, сивум пле

Активные форумы
Что сейчас обсуждают

Старый дизайн
Старый
дизайн