Предпосылки повышения цен на нефть как для эталонных марок Brent, так и для West Texas Intermediate (WTI) основываются на значительно возросших рисках перебоев в поставках и возможности того, что несколько миллионов баррелей нефти в сутки могут быть удалены с рынка в результате санкций или контрмер, если российско-украинский конфликт продолжит обостряться.
В 2019 году (типичный год до пандемии) Россия добывала 11,5 млн баррелей нефти в сутки (12% мировой добычи, согласно «Статистическому обзору мировой энергетики» BP) и экспортировала 9,2 млн баррелей сырой нефти и нефтепродуктов в сутки. Европа закупала около 57% российского экспорта. Другими крупными клиентами были Китай (18%) и США (6%).
Мировой спрос и потребление нефти почти вернулись к уровням, существовавшим до пандемии, в то время как увеличение поставок ОПЕК+ соответствовало ранее согласованному графику, при этом в апреле ожидается еще одно увеличение на 400 000 баррелей в сутки.
Существует несколько источников дополнительных поставок сырой нефти, которые со временем могли бы смягчить напряженность на рынке.
Саудовская Аравия и ОАЭ располагают запасными мощностями около 2 млн баррелей в сутки и 1 млн баррелей в сутки соответственно, хотя эти страны не берут на себя обязательств по увеличению добычи, чтобы компенсировать потенциальные потери российской нефти. Кроме того, как сообщается, обсуждается возможность ослабления санкций против Ирана (что может увеличить поставки сырой нефти на рынок на 1,5 млн баррелей в сутки в краткосрочной и среднесрочной перспективе) и Венесуэлы (с небольшой ясностью относительно потенциальных дополнительных объемов из-за значительных недостаточных инвестиций в нефтяную инфраструктуру страны).
Некоторые российские поставки можно было бы перенаправить в страны с меньшим риском санкций, высвободив объемы нероссийской нефти для тех стран, которые ввели санкции.
Российская нефть марки Urals в настоящее время торгуется со значительным дисконтом к Brent (около 20 долларов США), в основном из-за самоограничений покупателей нефти из-за опасений дальнейших санкций в отношении российского энергетического сектора (пока только США, Великобритания и Канада решили запретить или поэтапно прекратить экспорт российской нефти) и прекращении торгового финансирования.
В то же время трехлетние форвардные контракты марки Brent находятся в резком падении со спредом более 20 долларов США по отношению к спотовым ценам, что отражает рыночные ожидания восстановления баланса в среднесрочной перспективе.
Предпосылки повышения цен на газ TTF отражают очень ограниченное предложение на европейском рынке из-за сочетания сокращения экспорта из контролируемого Россией «Газпрома», низких запасов и намерения ЕС сократить свою топливную зависимость от России, сосредоточив внимание на дополнительных поставках сжиженного природного газа (а также экономии энергии и энергии ветра и солнечная фронтальная загрузка) в краткосрочной перспективе, что должно поддержать более высокие цены на европейском газовом рынке в среднесрочной перспективе.
Fitch Ratings Raises Short- and Medium-Term Oil & Gas Price Assumptions