Подробно о стратегии подбора акций «CANSLIM»
C = текущая квартальная прибыль на акцию
Проанализируйте прибыль на акцию компании за последний квартал. Потом сравните показатели этого квартала с этим же периодом прошлого года. Акция подходит, если вы обнаружите значительный рост:
прибыль на акцию в последнем квартале должна быть значительно выше, чем за год до этого.
Например, если за квартал Январь-Март 2008, прибыль на акцию компании АБВ составила 10, то год назад этот же индикатор должен был быть равен 8 или менее, чтоб акция нам подошла.
В среднем, стратегия CANSLIM твердит, что
рост квартальной прибыли на акцию должен быть минимум 15-20%. В вышеупомянутой книге, О’нил рассказывает, что обнаружил рост в ~70% за год в индикаторе EPS у компаний, которые, вскоре после этого наблюдения, сильно выросли в цене. Естественно,
чем выше показатель роста, тем привлекательнее компания.
Если компания оказывается привлекательной, О’нил рекомендует также проверить этот же показатель у других компаний этой же отрасли. Если у всех наблюдается рост, это говорит о потенциале целой отрасли, и что большинство компаний в отрасли могут быть привлекательными.
A = годовая прибыль на акцию
Согласно стратегии CANSLIM, компания должна также продемонстрировать продолжительный непрерывный рост годовой прибыли на акцию в течение последних 5 лет. Привлекательными будут те компании, у которых
годовая прибыль на акцию росла в течение 5 лет в среднем на 25-50% за год.
Предыдущие 2 шага достаточно предсказуемы при подборе компаний для портфеля. Но стратегия CANSLIM хороша тем, что использует нестандартный подход; читайте далее.
N = новинки
О’нил верит, что один из критериев подбора хорошей компании, — это изменения и новшества.
Компания не должна сидеть на месте, а должна изменяться и вносить новшества, причем эти изменения могут касаться чего угодно: от продукции до логотипа. Иными словами, успешные компании развиваются и обновляются. Если от компании не было новостей о каких-то новшествах, врядли компания будет привлекательной на рынке.
Интересно, что новые максимумы акции компании О’нил также относит к новшествам. Вопреки общему мнению о том, что цена акции после максимума будет снижаться, О’нил — следуя своей стратегии подбора компаний — не раз демонстрировал, что
акции после максимумов могут расти и показывать еще более высокие максимумы.
S = спрос и предложение
Этот пункт стратегии CANSLIM очень прост, но удивительно уникален. Надеюсь, все понимают, что, согласно азам экономики,
цена определяется спросом и предложением. Известно, что цена акции растет тогда, когда спрос превышает предложение. Теперь ключевой наводящий вопрос: какая акция более способна удовлетворить спрос, с большей или с меньшей рыночной капитализацией? Естественно с большей!
Если спрос большой, то та компания, у которой общая стоимость эмитированных акций больше, сможет этот спрос удовлетворить. Следовательно, та компания, у которой капитализация меньше, врядли удовлетворит такой же спрос. А базовые знания экономической теории твердят, что
если спрос не удовлетворен, то цена растет.
Вывод такой, что
стоит искать компании, у которых общая стоимость акций сравнительно малая (чтоб они не смогли удовлетворять спрос и заставили цену акции расти).
Примечание: я поистине восхищаюсь этим пунктом S, как и его автором, Уиллиамом О’нилом.
L = лидеры или «тормоза»?
Цель этого пункта стратегии CANSLIM — отделить лидеров отрасли от «тормозов». А что? Действительно, в каждой индустрии есть компании, которые лидируют — контролируют большую часть ниши, приносят своим инвесторам хорошие доходы — т.е. лидеры. А также есть отстающие компании — которые не обновляются, работают по принципу «так пОлОжено», и не приносят совладельцам (да и потребителям) радостных новостей — т.е. (прошу прощения) тормоза.
Стратегия подбора акций CANSLIM твердит, что
тормозов надо отсеять сразу, и работать только с лидерами отрасли. Технический индикатор
RPS (отношение цены к индексу) может помочь при определении лидеров. О’нил советовал придерживаться тех компаний, у которых значения относительной силы колеблется в промежутке 80-90.
I = институциональные инвесторы
Согласно CANSLIM,
привлекательная акция должна быть у владении минимум 3-х институциональных инвесторов (юр. лиц типа банков, страховых компаний и разных фондов). Такие организации, в силу своей неликвидности, совершают очень большие сделки, по сравнению с частными инвесторами.
Идея тут такая, что, если у компании не выступает инвестором не одно такое юридическое лицо с большими деньгами, то эти большие деньги прошли мимо компании. Но тут надо следить, чтоб доля таких организаций не была слишком большой. Если существенная часть акций принадлежит одной структуре, то неблагоприятные новости об этой структуре могут свалить акцию.
M = общее движение рынка
Тут важно понимать, куда движется рынок. Последнее правило стратегии CANSLIM простое:
знайте, в какой стадии находится рынок. Идея в том, что, если трейдер на понимает, куда движется рынок в целом, то он может инвестировать против тренда . В таком случае, прибыли можно и не дождаться.
Несмотря на то, что этот пункт стратегии CANSLIM не связан с анализом одной компании, он необходим как общий ориентир движения рынка.
Краткий обзор стратегии CANSLIM и заключение
- C: текущая поквартальная прибыль на акцию должна быть больше прошлогодней на 15-20%
- A: годовая прибыль на акцию должна расти непрерывно на протяжении 5 лет
- N: компания не должна сидеть на месте; должны быть какие-то новшества
- S: предложение акций (в виде рыночной капитализации) должно быть сравнительно малое
- L: лидерам отрасли — да; тормозам отрасли — нет
- I: у компании должны быть институциональные инвесторы, только не с контрольным пакетом акций
- M: рынок должен двигаться вверх, или, по крайней мере, трейдер должен знать, куда движется рынок