Когда книга была прочитана и писался этот текст, в голове возникали флэшбэк некоторых событий в жизни, где я видел примеры манипуляций из книги. И при этом я понимаю, что многие люди манипулируют не намеренно, а по привычке. Так просто сложилось, ибо они научились этому либо сами, за счёт потакания родителями, либо наоборот переняли это у них.
Был очень удивлён, когда автор в одном и том же абзаце пишет: “всегда будет два разных полюса: те, кому жизненно нужна пропаганда и те, кому она противна. Плохо, если вы не входите ни в один, ни в другой. Потому что, скорее всего, вы и есть жертва пропаганда”. А дальше пишет: “не мыслить категориями “белое” и “чёрное”.”. Чем тогда он, собственно, сейчас занимался?
Хоть книга и о противостоянии различным уловкам, но кто сказал, что люди не будут использовать эту информацию в своих целях? Вооот.
Одна из немногих книг, которую не только нужно перечитывать, но и хочется.
- Плохой человек — плохой аргумент
- Несоответствие слов делу
- Личная выгода
- Невежество
- А что у вас руки дрожат
- Палочный договор
- Подмазывание
- Внушение
- Выведение из равновесия
- Ставка на возраст.
- Передёргивание
- Приклеивание ярлыков.
- Ответ психолога
- 30 раз, которые можно использовать для нейтрализации манипуляции.
- Манипуляция на чувствах
- Чувство вины
- Чувство страха
- Гендерное
- Чувство собственного достоинства
- Обострённое чувство справедливости
- Безотказность
- Газлайтинг
- Конформизм
- Заражение паникой
- Пропаганда
- Индоктринация
- 30 самых сложных уловок при манипуляции:
- подмена тезиса
- неопределённость тезиса
- сужение или расширение тезиса
- атака вопросами
- критика не за сказанное, а за не сказанное
- теория и практика
- личное мнение
- стереотипы
- здравый смысл
- аргументация догмой
- бездоказательная оценка
- ложный авторитет
- удивительная статистика
- честное слово/откровенность
- количественно-качественные подмены
- эпизодическое подтверждение
- обобщение
- рефрейминг/смена ярлыка
- конкретизация
- псевдовыбор/да или нет
- ложная дилемма
- двойная бухгалтерия/противоречие аргументов
- домысливание
- неправильная аналогия
- мнимое следование
- порочный круг/круг в доказательстве
- псевдосогласие
- игнорирование
- обструкция
- уловка Фомы
- Тактики действия при каверзных вопросах
- подменить тезис
- сузить тезис
- довести до абсурда
- атака вопросами
- встречная атака
- слом сценария
- бумеранг
- отсрочка вопроса
- переадресация вопроса
- игнорирование вопроса
- Стратегия действий при переговорах
- Чувства через край
- Здесь и сейчас (создание спешки)
- кукушка хвалит петуха
- на халяву и уксус сладкий
- невероятное отдолжение
- ЖКО
- кто в семье хозяин
- невиноватая я
- подписываем прямо сейчас
- тоже мне профессионал
- Манипуляции рекламщиков и маркетологов
- Апофения
- Манипуляция — это всегда игра на наших чувствах и эмоциях, и имеет насильственный и скрытый характер, а также миф, цель или сценарий.
- Вариативность манипуляций бесконечна.
- Оправдание — всегда ущербная позиция с точки зрения психологии восприятия третьей стороной.
- Человек подвержен программированию именно в момент сильного эмоционального возбуждения.
- Уязвимость напрямую связана со страхом. Когда человек боится, его рациональное восприятие, здравый смысл и холодный разум уходят на второй план.
- Внушению чаще всего поддаются неграмотные, малообразованные люди.
- Стресс делает кровь более густой, тем самым подготавливая организм к возможным травмам. Поэтому в стрессовых ситуациях вероятность образования тромба очень велика.
- “Семейная проституция”: когда жена клянчит деньги или требует что-то сделать взамен на секс.
- Нужно научиться говорить “нет” на просьбы манипулятора.
- Если человек начинает говорить плохо о своих знакомых, друзьях и близких людях (или бывших близких), то будьте уверены, что о вас он говорит точно так же.
- В толпе степень внушаемости возрастает.
- Индивид в толпе обезличивается
- В толпе, в период заражения паникой, человек чувствует себя безнаказанным и безответственным.
- В толпе ответственность размывается.
- Высший пилотаж — подтолкнуть аудиторию к чему-то, чтобы у неё создавалось ощущение, что она сама к этому пришла.
- Люди инстинктивно сопротивляются новому.
- Если вы чувствуете, что пресса рисует вам явного врага во всех оттенках чёрного, — знайте, вы имеете дело с пропагандой.
- Если вначале предоставят дискредитирующее досье, а потом опровергнут, то велика вероятность, что большее число людей запомнят именно очернение.
- Во время сообщения о каких-нибудь событий, могут показывать совершенно другую видеонарезку. Например, свастику, кадры агрессии и насилия, убийств. наше подсознание автоматически ставит знак равенства между тем что услышали и увидели.
- Перед переговорами убедитесь, что термины будут пониматься одинаково.
- Многовопросье — способ затуманивания сознания собеседника.
- Перекладывать бремя доказательств на оппонента.
- Требовать дополнительных доводов
- Ставьте неподкреплённые слова оппонента под сомнение, требуйте доказательств и подтверждений.
- контролировать корректность аналогий
- Нам продают не сладкий газированный напиток, а “наслаждение” и “удовольствие”
- Главная задача современного маркетинга — исследование мотивов и потребления
- Многократное повторение некоего утверждения со временем внесёт в систему знания как аксиому.
- Наш мозг постоянно ищет закономерности.
- Слова, символы и знаки сами по себе не несут никакого смысла, пока им не зададим смысл мы.
- Теория заговора — идеальный инструмент для мобилизации общества.
Он сам Себя сожрет.
1. Если информация побуждает к не оцифрованным действиям — это манипуляция.
2. Если обещаемый результат не оцифрована и не ограничен во времени — пытаются отлюбить в мозг.