Александр Орлов, Алексей Голубович
Январское заседание ФРС не предвещало ничего особенно интересного, т.к. большинство целей на 2022 год были ею обозначены еще на последнем заседании в декабре 2021. Уже тогда пришло признание инфляции, как «не временной» и «требующей реакции», т.е. – «ускоренного выхода из QE» (к началу марта) и «плавного повышения ставки» (с марта, раз в квартал). Это означает также переход к стратегии изъятия ликвидности за счет сокращения баланса ФРС, то есть – «анти-QE» (или QT).
Распродажа в начале года сначала гособлигаций, а затем технологических акций показала обеспокоенность скоростью перехода ФРС от стимулирующей политики к сдерживающей. Некоторые аналитики уже писали 50 бп повышения ставки в марте и прямой продажи длинных бондов с баланса ФРС во второй половине года.
Так что же ФРС решила и сказала в среду?
Важных момента в событии два — позитивное фактическое решение Комитета по Операциям на Открытом Рынке (FOMC) и негативные комментарии Пауэлла.
Позитивно в коммюнике FOMCтолько то, что нет слов о быстром сворачивании QE(оно еще два месяца продлится) и об инфляции. Намёк на повышение ставки — фраза «скоро будем к нему готовы». Позитивны и два приложения к решению: по базовым принципам к снижению баланса ФРС, где не сказано о настрое рынка на прямые продажи длинных бондов (вероятно будет использоваться тот же механизм, что и в прошлый раз - бонды гасятся, а в новые реинвестировать будут меньше). Вторая бумага- подтверждение измененного принципа ФРС в отношении инфляции. Теперь они хотят добиться некоторого периода пребывания в зоне выше 2%, чтобы средняя инфляция, формирующая ожидания населения и бизнеса, подтянулась к 2% после более чем 10 лет «дезинфляции».
Рынок сначала отреагировал радостно, поставив локальные максимумы, но тут на сцену выше Пауэлл, и все упало на 4%. Краткосрочные ставки показали рост на почти 20 бп. до 1.2%, как будто ФРС уже подняла ставки 4-5 раз!
Самое плохое из сказанного Пауэллом:
Во-первых, ФРС может (и видимо – будет) поднимать ставку\ на любом заседании, а не только на «больших», квартальных – это повышает шанс на 5 и более повышений ставки в год. Начнут, видимо, скоро уже в марте, хоть именно этого он, конечно, сказать не мог.
Во-вторых, Пауэлл сказал (и это — самое опасное, в том числе – потому, что это повторено несколько раз), что сейчас ситуация значительно лучше уровня года, когда в прошлый раз ФРС начинала ужесточать денежно-кредитную политику (ДКП), т.к. уровень безработицы тогда был рекордно низкий. Сегодня уровень безработицы ещё ниже, экономика восстанавливается после пандемии, а инфляция рекордно — высокая за почти 40 лет. С учётом того, что рынок переживший сильную коррекцию в 2015г., тем не менее не обрушился, как например в 2008-2009гг., Пауэлл сделал вывод (оговорившись, что решение еще не принято), о возможности ужесточения монетарной политики в этом цикле более высокими темпами и дольше, чем в прошлый раз.
В-третьих, Пауэлл не подтвердил наличие столь «любимого рынком» ожидания помощи инвесторам в акции от ФРС («Fed’sPut» или «Powell’sput»). Он не выразил сожаления по поводу обвала рынка акций, хотя ему задавали прямой вопрос. Видимо, получив в ноябре номинацию на следующий срок во главе ФРС, он стал «честным центральным банкиром», то есть – перестал отрицать инфляцию, как всегда делал в прошлом году.
Что же это все значит для рынков?
Рынок США негативно воспринял тон ФРС, и упал вчера-сегодня ночью, но, скорее всего, восстановительный рост индексов продолжится, потому, что:
— системные продажи крупными институциональными инвесторами в основном завершились – «пар выпустили», переоцененность рынка устранили, и снова имеется достаточное количество свободного кеш для нового входа в рынок,
— настрой «ритейловых» (мелких) инвесторов – «отыграть потери» и покупки превысят продажи,
— оптимистичный настрой ФРС по экономике в среднесрочной перспективе всегда перевешивает незначительное повышение ставок, и лишь когда ставка станет сдерживающей, а это не раньше 2%, то опасения скорой рецессии уже похоронят этот «постковидный» растущий тренд.
Из этого вывод для инвесторов: продолжать действовать от покупки в акциях и рискованных активах в целом, а в облигациях ждать более высокой (по доходности) точки входа.
В российские акции инвестировать с учётом того, что на их цену, кроме указанных выше действий ФРС будет влиять пропаганда «военной тематики» со стороны понятно каких источников и соответствующее настроения западных инвесторов («buying opportunity with the high risk of sanctions»).
Здесь нужно уточнение от стимулирующей экономику политики к сдерживанию спекуляции. Иначе непонятно, почему после нормализации баланса, именно так переводится «QT», рынки наоборот вырастут. Смотрим графики начиная с 2018, набираем ищем про «силу капитализма» и мировые ЦБ