Повсеместное давление на наше мнение ведёт к созданию нужной атмосферы поведения и мыслей в толпе. Только кому нужно? Все мы знаем.
Посмотрите на эти примеры:
- Шортист словил маржинкол
- Брокер закрыл позиции шортиста по маржинколу
Чувствуете разницу? В первом примере главное действующее лицо — шортист. Он сам виноват. А во втором примере главным лицом становится брокер, так вероломно и бесцеремонно закрыв позиции шортящего бедолаги.
Предлагаю вашему вниманию несколько вариантов подмены прямого сообщения на похожее, но кардинально меняющие их восприятие:
- не кризис в стране, а экономическая нестабильность.
- не война, а конфликт или компания.
- не девальвация рубля, а возрастающая недооценённость рубля.
- не стагнация, а некоторое незначительное замедление темпов роста экономики.
- не очередной банк разорился, а продолжающийся процесс оптимизации банковской системы.
- не предприятие обанкротилось, а собственники избавились от неликвидных и убыточных активов.
- не доллар растёт, а российская валюта демонстрирует отрицательную динамику.
- не денег нет, а снижение ликвидности.
- не воровство, а нецелевое использование денежных средств.
- не пытки, а усиленные способы дознания.
- не высокий курс доллара, а спекулятивный рост падающей американской валюты.
- не задержка зарплаты, а оптимизация расхода денежных средств.
- не бегство капитала, а дополнительные частные инвестиции в мировую экономику.
- не валюта в обменниках кончилась, а банки делают упор на надёжную российскую валюту.
- не массовые увольнения, а создание кадрового резерва.
- не паническая скупка валюты, а повышения благосостояния населения толкает его на покупку валют иностранных государств
- не сбил человека на остановке, а совершил наезд на пешехода
- не оставлен на второй год, а решил пройти повторный курс обучения.
- не пришёл последним, а стал замыкающим
- не словил и зарезал лося, а ограничил убытки
Что можете добавить к этому?
P.S. В дополнение к посту. Джордж Карлин в своём выступлении пример привёл: недобровольный получатель спермы. :)
Разделение лексики языка на три словаря по области употребления[править | править код]
Словарь A включал только те слова, которые годны для использования в повседневной жизни. Поскольку был в ходу у народа, слова составлялись по самой строгой схеме. В этом словаре наиболее ярко проявлялось стремление минимизировать словарный обиход, по возможности делая слова краткими, но легко различаемыми на слух. Был построен на базе обычных слов старояза, очищенных при этом от двусмысленностей и неясностей. Будучи чрезвычайно скудным, годился в основном лишь для бытовых нужд, поскольку позволял выражать мысли только в отношении конкретных объектов и физических действий. В силу своей специфики был непригоден для философских размышлений на абстрактные темы.
Словарь B прежде всего состоял из слов, специально конструируемых для выражения политических или этических понятий. Стремились наиболее полно и точно отразить эти понятия с помощью слов, приоритет всё же состоял в том, чтобы вводить в употребление такие слова, которые бы автоматически навязывали использующему их определённую позицию.
Словарь C являлся вспомогательным, в него включались лишь научные и технические термины, имеющие хождение среди специалистов. Смысл этих терминов также был очищен от нежелательных значений, они практически не пересекались с лексемами двух других словарей.
Ликвидация смысловых оттенков и сокращение словаря[править | править код]
Новояз был сконструирован таким образом, чтобы его словами легко можно было выразить дозволенные идеологией значения, но нельзя ни прямо, ни косвенно высказать все остальные. Для этого из него исключались слова, имеющие нежелательные значения, а те из них, которые сохранялись, были очищены от всех «лишних» значений. Оруэллом приводится следующий пример:
Целью новояза было сужение возможных границ человеческого мышления, для чего словарный запас языка сводился к минимуму: если без какого-то слова можно было обойтись, оно должно было быть исключено из словаря новояза.
т.е чтоб модель работала общество нужно деградировать до первобытно-общинного строя… где вместо природы будет государство не подвластное человеку… и которому надо поклоняться и общаться на языке магии и ритуалов )
в тоталитарных и фашистских государствах этатизм как религия, а государство как самодостаточная цель существования.
Из нового. Из казахстана. Не люди взбунтовались. А террористы напали.
Или вакцинация добровольная. Но с работы уволят. И всех конституционных прав лишают.
1984
«Не врёт, а умело недоговаривает.» (угадайте про кого речь — сами).
«Эпидемия ВИЧ в России — ложь либералов» и «нам важнее скрепы, без которых мы просто не будем существовать» (как будто крестик на шее и пробивание пола лбом может заменить презерватив и повышение культуры и грамотности населения).
Скотоводы, в зависимости от региона, поддерживают баланс кормления, лупцевания и забоя, объясняя свою версию как лучшую разными вариантами.
Если процесс для стада негативный в принципе, какая разница в формулировках?
Своеобразное мазохистское удовольствие?
Не понимаю…
Помню комбат говорил: « Запомни, боец, это не у тебя с…дили сапоги, это ты их прое…л.» В чем разница?!
Просто в первом случае, ты жертва обстоятельств, во-втором же случае, ты как бы рулишь этими обстоятельствами.
Согласитесь, что быть у руля, гораздо лучше, чем быть жертвой. Психологически.
№14:
Новояз и подмена понятий. Эко пишет, что все фашистские и нацистские учебники прибегали к сильным языковым упрощениям, с целью ограничения возможностей толкования и критической оценки подающейся информации. Создавая простые и устойчивые выражения для довольно сложных и спорных явлений, фашисты одновременно закладывали в эти выражения свою субъективную оценку, тем самым укореняя своё видение мира в головах тек, кто пользовался этим новоязом. Как это работает? Очень просто. Например, можно сказать, что нейтрализована угроза государственной стабильности, а можно сказать что лидеры гражданского протеста были расстреляны. Можно сказать предупредительный удар, а можно сказать военное вторжение. Так пролетарский интернационал легко становится красной чумой, демократические страны – капиталистической плутократией, парламентская оппозиция – пятой колонной, и чем чаще люди слышат эти выражения, тем легче им поверить в фашистские мифы о предателях и врагах, о внешней угрозе и её приоритетности над бытовыми проблемами.
Его статья была опубликована в 1996 году.
Я думал, тут что-то реально меткое и забористое будет, а прочитал — больше половины нытье про дорожающий баксАвтор — неужели тебе так сильно давит курс 77р.? — походу, застрял в шортах бакса, верно?-)