idclip
idclip личный блог
23 декабря 2021, 16:42

Моя страта выбора бумаг на фонде

Решил изложить свою основную стратегию выбора бумаг на фонде, вдруг кому-то будет полезно.

Стратегия заключается в пошаговом анализе разных аспектов конторы. Каждый следующий шаг делается, только если устраивают результаты предыдущего. Если результаты не устраивают, то фирма перестает анализироваться. Экономятся время и ресурсы.

Стратегия предназначена в основном для долгосрочного инвестирования, может использоваться и на среднесрок. На краткосрок рекомендуется использовать с осторожностью.

Итак, план анализа.


Шаг 1. Финансы.

Любая контора начинает анализироваться с ее финансов.

Основные тезисы анализа:

1. ключевые показатели для анализа в порядке убывания важности: ROA, рост выручки, рост EPS, L\A.

Помимо этого считается операционная прибыль (ОП), чистая прибыль (ЧП), дивдоха, доха обратного выкупа (если возможно), рост капитала, операционная маржа, маржа чистой прибыли, ROE. В некоторых случаях имеет смысл следить за свободным денежным потоком.

2. Показатели анализируются в динамике за последние 5-7-10 лет. 5 лет – это минимум. Если фирме еще нет 5 лет или нет доступа к отчетности за такой период, то анализируется весь срок ее существования либо доступной отчетности. Определяются среднегодовые темпы изменения выручки, ОП, ЧП, роста капитала, а также среднегодовые значения маржи ОП, маржи ЧП, L\A, ROE и ROA. Значения за последний отчетный период (TTM) сравниваются со среднегодовыми на предмет опережения или отставания.

3. Данные надо стараться брать напрямую из отчетности эмитента, скринеры, даже зарубежные, часто косячат с цифрами, надо перепроверять. Неверные данные — неверные выводы, неверные выводы — ошибка, ошибка — убытки.

4. Сильно отклоняющиеся значения изучаются на предмет влияний разовых факторов (бумажные статьи ЧП, переоценка активов, сделка, ковид и т.д.). Изучение происходит путем чтения отчетности за этот период, а также через поиск инфы всеми доступными способами. Сильно отклоняющиеся значения (как +, так и -), как правило, не принимаются во внимание при расчете средних значений, чтобы не искажать картину.

5. Итоговые значения по динамике ключевых показателей должны удовлетворять неким граничным значениям, при достижении которых мы разрабатываем контору дальше. Если эти значения не достигаются, то анализ прекращается до следующих данных.

6. Какие значения ключевых показателей считать устраивающими для дальнейшей разработки – личное дело каждого исследователя. Зависит от целей инвестирования, его горизонта, склонности к риску, знаний, боязни ошибиться, склонности к диверсификации и т.д.

Привожу свои личные значения.

Среднегодовой ROA должен быть >= 10 %, если больше 15% — очень хорошо

Среднегодовой рост выручки должен быть >= 10 %, если больше 15% — очень хорошо

Среднегодовой рост EPS должен быть >= 10 %, если больше 15% — очень хорошо

Среднегодовой L\A должен быть <= 80 % + последнее значение (TTM) тоже должно быть <= 80 %. Исключение – банки, для них нормальные значения  <= 90 % +-1-2%

При этом если L\A исследуемой фирмы находится где-то вблизи 80 %, то я сильно напрягаюсь и далее анализирую ее с особым пристрастием на предмет устойчивости бизнеса и его перспектив (см. следующие шаги). Идеальное значение показателя +-50 %.

По общему правилу, все четыре среднегодовых показателя должны быть выше границы, чтобы контора ехала дальше. Кроме того, соответствующие показатели TTM не должны быть сильно ниже среднегодовых, за исключением форс-мажорных событий и кризисных лет (как в том году).

Но могут быть и исключения – это все чистой воды субъективизм и допущения исследователя.

7. Рост капитала важнее обратного выкупа, а обратный выкуп важнее дивов.

Шаг 1 направлен на быстрое отсечение заведомо неинтересных фирм безотносительного того, чем они занимаются и сколько стоят.

Основная задача Шага 1 – нахождение эффективных финансово устойчивых контор, выручка и EPS которых стабильно растут.

Если по результатам Шага 1 желание купить контору не пропало, то переходим к Шагу 2.

 

Шаг 2. Покупка.

На этом шаге я анализирую, купил бы я контору прямо сейчас по текущей цене.

Для этого считается капа и такие мультипликаторы, как P/E и EV (P+ЧД)/ОП.

Ради интереса можно считать среднегодовое изменение капы и сравнивать его с финансами, оценивая, что растет быстрее – бизнес или его цена.

P/E и EV/ОП оцениваются текущие, хоть и сравниваются с показателями прошлых лет.

Для оценки адекватности внешне высокого P/E или EV/ОП используется метода Д. Темплтона.

Показатель P фиксируется (как будто я купил сейчас), а показатель E начинает корректироваться в будущее по годам в размере ранее посчитанного среднегодового роста EPS или ОП соответственно. Корректировка идет на 3-5 лет в будущее. Если за этот период E или ОП становится приемлемым настолько, что P/E или EV/ОП через 3-5 лет становится привлекательным сейчас, то цена признается адекватной. Если этого не происходит, то цена признается завышенной и контора перестает анализироваться далее. Может быть поставлена в лист наблюдений на предмет снижения цены до приемлемой, по мере изменения финансовых показателей коэффы пересчитываются.

Если цена устраивает, то еще на этом шаге анализируется free float конторы на предмет его существования в приемлемых размерах. Данные берутся либо из квартальных отчетов, либо из скринеров, заслуживающих доверия. Если ff слишком низкий, то может быть принято решение об отказе от покупки конторы во избежание проблем с манипулированием ценой кем-либо и т.п. неприятных вещей. Справедливости ради, такое случается крайне редко.

Если ff тоже ок, то переходим к Шагу 3.

 

Шаг 3. Чем занимается.

Только на этом шаге я начинаю изучать, что конкретно делает фирма и на чем она зарабатывает.

На этом шаге досконально изучается бизнес конторы: бизнес-модель, структура выручки в географическом, продуктовом и отраслевом разрезах, операционные показатели и их динамика во времени (выпуск чего-либо в натуральных значениях), цены на продукцию и их динамика во времени и т.д.

Глубина глубин исследования бизнеса на этом шаге не ограничена, как правило, работает правило, что чем глубже, тем лучше. Так как предполагается, что это позволяет эффективнее решить задачи, стоящие на следующих шагах.

Задача этого шага – понять суть бизнеса на таком уровне, чтобы суметь объяснить его простыми словами как себе, так и любому незнакомому человеку, чтобы он понял. Кроме того, по результатам этого шага становится понятным, за счет чего происходит рост выручки, ОП и ЧП, имеет ли место рост мощностей, производственных показателей либо все происходит вследствие изменения цены на отпускаемую продукцию.

Если по результатам исследований на этом шаге остается неясным, чем конкретно все-таки занимается контора, то, вероятно, следует прекратить поиски, руководствуясь правилом, что инвестировать надо в понятный бизнес, а в непонятный бизнес инвестировать не надо.

Лично у меня есть ряд отраслей, в которые я не инвестирую. Соответственно, если фирма относится к их числу, то наступает бан для дальнейшего анализа, какие бы финансы не стояли перед глазами и какой бы ни была цена. У вас таких моральных ограничений, разумеется, может не быть.

Если по результатам шага все ок и нет желания прекратить сеанс, то переходим в следующему шагу.


Шаг 4. Стратегия развития и перспективы роста

До этого шага анализировалось прошлое компании и ее настоящее. Однако, покупая сейчас, мы, к сожалению, покупаем будущее компании, а не ее прошлое. Именно будущее компании и должно нас интересовать более всего, т.к. без учета этого есть риск купить компанию на пике формы с интересными показателями в прошлом и настоящем, но с невнятным или внятно плохим будущим.

По результатам этого шага должно стать понятным, за счет предполагается сохранение либо рост тех финансовых показателей, которые нас интересуют и которые нам понравились на прошлых данных.

На этом шаге анализируется рынок (отрасль), на котором действует компания: что из себя представляет, какие у него перспективы роста, риски, возможности.

Также анализируются планы и стратегии развития самой компании: что, когда, куда и т.д. Предусмотрен ли рост мощностей, новые продукты, новые рынки и т.д. Анализируется достижение показателей более ранних стратегий на предмет сказочности и прожектерства текущих стратегий.

Если по результатам исследования вырисовывается невеселое будущее, то не имеет никакого смысла продолжать анализ. Либо нужно быть крайне аккуратным, держать руку на пульсе и успеть вовремя соскочить с отъезжающего поезда.

Для полноты картины на этом же либо на следующем шаге анализируем ров и конкурентов.


Шаг 5. Ров, конкуренты

Экономический ров – это термин, введенный Баффеттом, означающий наличие у конторы явно выраженных конкурентных преимуществ, позволяющих рассчитывать на то, что она, как минимум, удержит текущие позиции на рынке среди конкурентов, а как максимум увеличит свою долю на рынке.

На этом шаге анализируются конкуренты конторы на ее рынке и в ее отрасли с точки зрения их преимуществ и недостатков. По результатам этого определяется, есть ли у рассматриваемой конторы какие-либо преимущества (сильные стороны) и недостатки (слабые стороны).

Глубина глубин этого исследования опять же не ограничена и зависит исключительно от желаний, способностей и возможностей. Тут опять, как правило, действует правило, что чем глубже анализ, тем корректнее выводы, а чем корректнее выводы, тем меньше вероятность совершения ошибки и несения убытков.

В результате этого и предыдущего шагов у вас должен родиться список сильных сторон фирмы, слабых сторон фирмы, точек ее роста, рисков.
Кроме того, в конце этого шага у вас должно сложиться впечатление о мажоритарном владельце компании (если он есть) и о действиях менеджмента: устраивает или не устраивает то, что они делают и как себя ведут.

Все полученное должно быть проанализировано во всех возможных системных связях и диалектических взаимопроникновениях. Общее правило: лучше перебдеть, чем недобдеть — упущенная выгода неприятна, однако всех денег заработать нельзя, а потерять можно.

Данный шаг представляет собой оценку вероятностей в чистом виде, поэтому чем больше данных анализируется, тем корректнее могут быть прогнозы и выводы. Не надо стесняться делать самые невероятные гипотезы и строить несколько сценариев развития событий.


Финал.


По результатам всех шагов переходим собственно к финальному принятию решения: покупать фирму или нет с учетом всей проделанной работы.

Таким образом, для положительного решения о покупке фирмы нас должны устраивать прошлое, настоящее и будущее фирмы + ее цена для покупки.

 
Трудозатраты на подобный анализ измеряются днями, соответственно, никому не рекомендую покупать фирму на основании 15-30 минутных прожарок, выложенных где бы то ни было. И тем более на основании рекомендаций различных каналов, скринеров и кенгуру.
Всю работу можно делать в Excel, который считает любые данные, хранит любые картинки и слайды, бесконечно скроллится вниз и держит всю инфу в одном месте.


Моя стратегия покупки.

Вероятно, для диверсифицированных портфелей нет смысла делать что-то еще и надо покупать контору по факту принятия решения о ее покупке — в соответствие с ее долей в портфеле согласно страте.

Однако я придерживаюсь стратегии концентрированного портфеля и одной привлекательности для покупки не достаточно.

Дело в том, что согласно моей стратегии в моем портфеле может быть 1-3 бумаги одновременно, держать больше я не вижу никакого смысла с учетом нормально проведенного анализа по предложенной выше методе. А хороших фирм в мире гораздо больше, чем три.

Поэтому я вначале анализирую достаточно большое количество фирм (рекомендуется не менее 300), а только потом принимаю решение о покупке одной-трех лучших из них. Лучших – в моем понимании.

Новичкам, вероятно, такая стратегия точно не подойдет, т.к. сопряжена с немалым риском и ей предшествует большой объем предварительно проведенного анализа большого количества компаний.

 
Моя стратегия продажи.

Я обновляю данные по финансам (шаг 1) по всем когда-либо исследованным конторам (в РФ – весь рынок, в остальном мире – более 500 фирм) по мере выхода их отчетностей. Соответственно, все находится под ежеквартальным наблюдением, база наблюдения растет.

Фирмы, признанные интересными (шаги 1-5 ок), но не находящиеся в портфеле, ведутся более пристально на предмет их возможного включения в портфель: по ним отслеживаются и фиксируются новости и т.п. вещи.

Фирма, находящаяся в портфеле, может быть продана по четырем причинам:

— ошибка при выборе

— будущее фирмы перестало быть интересным по сравнению с тем, как это виделось при принятии решения (изменился бизнес либо обстановка)

— появилась более привлекательная в плане перспектив либо риска фирма, чем эта

— в результате роста котиры цена стала явно завышенной (регулярный прогон через шаг 2).

 

Структура депо.

По общему правилу в бумаги инвестируется 85-90 % депо, 10-15 % остается в кэше и его аналогах на резерв на случай непредвиденных проливов и т.п. В моменты проливов возможен уход в 100 % депо в бумаги. В географическом разрезе 50 % депо приходится на Россию, 50 % — остальной мир.

 

Такова в общих чертах моя основная стратегия на среднесрок и долгосрок. Есть и другие, направленные скорее на краткосрок либо рассчитанные на какие-то события. Однако основная – эта. Эксклюзива и граалей в ней никаких нет. Но может быть, кто-то что-то почерпнет полезное из написанного.

В дальнейшем в планах выкладывать анализ контор по предложенной методе, чтобы наглядно показать, как примерно это может работать.  

8 Комментариев
  • Vad
    23 декабря 2021, 17:07
    Стратегия интересна только если эквити хорошо растет на длительном интервале. Вы точно успешный инвестор?)
    • О'Грин
      23 декабря 2021, 18:34
      Vad, Он успешно скопипастил одно из тысячи пособий ни о чём, бродящих по рунету. )))
  • qxr1011
    23 декабря 2021, 17:55
    все читать сил нет, но наискось выглядит толково!
  • V.
    24 декабря 2021, 01:08
    Занятно. Каков промежуточный результат Вашего инвестирования?
  • Спаси и сохрани
    24 декабря 2021, 11:02
    Я бы поменял местами шаг 1 и 2 для общей оптимизации процесса выбора. Успешных компаний много, а вот недооцененных — по пальцам сосчитать.

Активные форумы
Что сейчас обсуждают

Старый дизайн
Старый
дизайн