Читать биографию знаменитого человека эпохи Возрождения мне было особо интересно, так как я сам имею художественное и техническое образование и всю жизнь меня разрывает между искусством и техническими занятиями.
«Леонардо да Винчи» — это объемная и богато иллюстрированная книга знаменитого американского биографа Уолтера Айзексона. Читал его биографию Стива Джобса и книгу «Инноваторы» о родоначальниках цифровых технологий. Все горячо рекомендую.
Леонардо да Винчи был не только художником. Даже больше — живопись ему часто надоедала и он ее забрасывал.
«Дар Леонардо проявился во множестве дисциплин, и это позволяло улавливать ему закономерности и переклички, наблюдаемые в природе».
Леонардо да Винчи любил хвастаться тем, что не получив систематического образования он волей-неволей учился всему на собственном опыте.
«Ему хотелось знать все: почему люди зевают, как ходят по льду во Фландрии, как выполнить квадратуру круга, что заставляет закрываться клапан аорты, как человеческий глаз отбрасывает свет. Он напоминал себе, что нужно выяснить, как устроена плацента теленка, челюсть крокодила, язык дятла, лицевые мышцы лица, откуда Луна берет свет и какие края у теней».
В итоге Леонардо стал одним из главных западных мыслителей, которые за столетие с лишним до Галилея начал активно сводить эксперимент с теорией. Со временем этот плодотворный союз приведет к современной научной революции.
Благодаря наблюдательности Леонардо да Винчи внес неоценимый вклад в развитие живописи.
Его фирменный стиль:
🎨Метод сфумато
Создающий дымку, скрадывающий резкие очертания. Леонардо считал, что человеческий глаз видит окружающий мир резко только в центре, а в основном размыто.
«Не делай резко и грубо обозначенных очертаний и контуров, пусть все окутывает дымка, — писал он. — Когда ты изображаешь тени и их границы, которые видны глазу лишь неотчетливо, не делай их резкими или четко обозначенными, иначе твои фигуры будут выглядеть деревянными».
🎨 Линейная и воздушная перспектива
Леонардо один из основоположников этих научных способов изображения пространства на холсте.
🎨 Искусное применение теней
«Особенно изобретательно он использовал для создания теней градации цветовых оттенков. Те части сцены, куда попадает больше прямого света имеют самый насыщенный цвет. Это понимание взаимоотношения между тенями и цветовыми тонами придавало его произведениям единство и последовательность».
До Леонардо труд художников не особо ценился. Они были сродни ремесленникам вроде ткачей.
«Задача Леонардо заключалась в том, чтобы облагородить труд живописцев и заодно повысить их положение в обществе, показав, что их работа неразрывно связана с наукой оптикой и математической перспективой. Превознося взаимосвязь искусства и науки, Леонардо строил свои рассуждения на утверждении, которое лучше помогают понять его гений, а именно, что и истинное творчество предполагает способность переплетать наблюдения с воображением, тем самым размывая границу между действительностью и вымыслом. Великий художник изображает и то, и другое».
Леонардо работал не один. Лучше выбросить головы романтический образ художника, творящего свои шедевры в полном одиночестве.
«Мастерская Леонардо больше походила на ремесленный цех, где он сам разрабатывал сюжет и композицию картин, а его помощники вместе с наставником трудились над многочисленными копиями».
У Моны Лизы были брови!
«На том месте, где предполагается быть бровям, едва видны две расплывчатые полоски, а значит Леонардо действительно изобразил брови. Но работа так растянулась, что Леонардо написал брови поверх масляного слоя, который уже высох, а потому уже при первой же расчистке картины брови должны были просто стереться. Обнаружились микроскопические остатки когда-то существовавших бровей».
О личном:
Леонардо был геем. В разные годы у него в мастерской и дома жило немало красивых юношей. Его обвинили в содомской связи с мужчиной, занимавшимся проституцией. В живописи эта страсть отражалась в изображении андрогенных персонажей. Часто рисовал обнаженных мужчин и почти всегда одетых женщин.
Леонардо ярко одевался, иногда щеголял «в розовых плащах, доходивших ему лишь до колена», завивал волосы.
Славился тем, что охотно делился с другими всем, что у него было. Он не стремился разбогатеть и обзавестись имуществом. В записных книжках он порицал людей, «которые жаждут одного лишь материального богатства и напрочь лишены тяги к мудрости, которая и есть главное средство и истинно надежное богатство ума». Средств на содержание растущего домашнего хозяйства ему хватало в обрез. Часто сам нуждался в деньгах.
Из-за любви к животным Леонардо почти всю жизнь придерживался вегетарианства.
Почему мы так много знаем о Леонардо, хотя прошло уже 500 лет?
Он оставил огромный архив записей.
«Те 7200 с лишним страниц, которые дошли до наших дней, представляют собой около четверти всех когда-то существовавших записей Леонардо, но даже спустя пятьсот лет этот объем больше, скажем, объема электронных писем и цифровых документов Стива Джобса начиная с 1990-х годов, какие нам с ним удалось разыскать. Рукописи Леонардо – поистине невероятная удача для исследователя, документальное подтверждение его творческих поисков».
Эти книжечки, свисавшие у Леонардо с пояса, а также листы покрупнее, хранившиеся у него в мастерской, сделались хранилищами и свидетелями его многочисленных страстных увлечений и навязчивых идей, причем часто многие из них соседствовали на одной странице.
«Как инженер, он оттачивал технические навыки, вычерчивая увиденные или придуманные механизмы. Как художник, он набрасывал идеи и делал предварительные рисунки. Как устроитель придворных увеселений, он рисовал эскизы костюмов, приспособления для сцены и для перемещения декораций, записывал басни и остроты, которые могли пригодиться для театральных постановок. На полях он набрасывал списки намеченных дел, записи о понесенных расходах, рисовал лица людей, поразивших его воображение. С годами его научные занятия становились серьезнее, и он исписывал целые страницы краткими тезисами и заготовками для будущих трактатов, посвященных полету, воде, анатомии, искусству, лошадям, механике и геологии. Едва ли не единственное, чего там нельзя найти, – это откровения личного характера или потаенные мысли».
Чему стоит поучиться у Леонардо по мнению автора книги
❓ Читали? Что еще посоветуете?
---