Надеемся, вы помните о новом формате магазинов Х5 Retail Group — Чижик. Это хард-дискаунтер, построенный по модели Светофора. Суть в чем: товары внутри магазина размещаются в заводских коробках, некоторые привозятся прямо на деревянных поддонах. Это экономит время их размещения на прилавках и сокращает количество необходимого персонала.
Большинство товара — это СТМы (собственные торговые марки) от Х5, что позволяет экономить на маркетинге и предлагать более низкие цены, чем у брендированных продуктов. Минималистический дизайн Чижика и простые стеллажи позволяют открывать новые магазины быстро и дешево, обеспечивая высокую масштабируемость модели.
📍 250-300 кв. м. торговая площадь, 400 кв.м. — общая (для сравнения у Красного и Белого 75кв. м. торговая площадь);
📚 750-800 SKU (торговых наименований), (у К&Б 1500 SKU), при этом формат планирует сохранять такое количество SKU долгосрочно.
🔖 50 SKU in-out, то есть тех, которые сегодня есть в ассортименте, а завтра уже нет и далее в динамике;
🏷 Количество СТМ сейчас — 40%, в 2022 — 60%, а в 2023г — 75%.
💰 CAPEX одного магазина = 7-9 млн. руб. Доходность на капитал (RoI) выше до 50%, чем у других игроков рынка.
⚙️ Уровень плотности продаж выше на 50%, чем у других «магазинов у дома» (честно говоря, сомневаемся, поскольку у того же К&Б площади в 4 раза меньше, а SKU в 2 раза больше + у К&Б выручка на кв. м. >700 тыс. руб., а у Чижика в 2 раза меньше);
🧺 Корзина продуктов сопоставимого качества всегда будет на 20-25% ниже, чем у конкурентов (тоже есть сомнения на этот счет).
🩹 Интересный момент: модель магазина такова, что 1 SKU удовлетворяет 1 потребность покупателя. То есть в Чижике нет такой ситуации, что вы стоите по 10 минут перед прилавком в раздумьях, какой же именно взять товар.
📒 Особая ставка на развитие СТМ, Х5 хочет сделать из них бренды-слова (как тапки называют сланцами, потому что в СССР они производились на заводе «Сланец»). Это уже не одноцветная упаковка со словом "Маркет"/«Просто», а разнообразные названия с яркой упаковкой, которая в целом поднимает красочность магазина.
📶 Х5 хочет открыть 3000 Чижиков в России за следующие 3 года. В следующем году ожидается +300 штук. Почему так мало магазинов этого формата откроется в следующем году? Дело в том, что развивать модель жесткого дискаунтера имеется смысл при наличии двух факторов:
1. Высокая доля СТМ в ассортименте. Их должно быть 75%. У CEO немного другие прогнозы, он говорит, что уже на конец 2022г у Чижика будет 70%+ СТМ. По этой причине основное развитие формата придется на 2023-2024 годы.
2. Необходимость создания логистической цепочки поставок отдельно для Чижика, что планируется осуществить до конца следующего года.
🏴☠️ Еще интересный момент про кассы самообслуживания. Может быть, вы не задумывались, но Х5 сейчас, наверное, единственная компания, у которой на кассах самообслуживания нет встроенных весов общих покупок. То есть можно взвесить 1 морковку, а вместо нее в пакет положить 5 гранатов. Система это не вычислит.
Менеджменту, наконец, задали об этом вопрос на конференции. Точнее не про весы, а в целом про воровство на таких кассах. Директор Перекрестка сказал, что проблема, действительно, имеется, но такие кассы дают такой рост производительности труда, что это окупает воровство.
Директор Чижика затем добавил, что по этой причине у Чижика касс самообслуживания не будет. В принципе, это логично, поскольку всем понятно, что модель Чижика, в основном, будет привлекать специфическую категориюлюдей с низкими доходами, некоторые из которых не против и не платить вовсе.
P.S. мы никого не хотим обидеть этими словами, мы сами не против покупок как в Чижике, так и в любом другом дискаунтере, и считаем это рациональным поведением, если качество продукта нормально.
Подготовлено на основе материалов Дня инвестора.
Не знаю что аналитики называют «качеством», тухлых и вялые продуктов сейчас нигде не продают.
Но там проблемы со вкусными продуктами по всей сети, и начинать надо с Перекрёстка. Не спелые, или с запредельными сроками хранения, поддельные с пересортицей — это везде и всюду, на том сетевая торговля и стоит. Что в Казани что в Москве ассортимент один и тот же, сомнительная такая узнаваемость брендов — колбаса, фермерское молоко и творожки одни и те же на тысячи магазинов по стране.