Предложение, от которого невозможно отказаться, в одном из эпизодов фильма «Бумер» звучит следующим образом:
Короче, мы едем в ту же сторону. Можем проконтролировать, чтобы с вами и с грузом ничего не случилось… Разумеется, это не бесплатно.
...
Килла еще не успел вернуться к своему столику, когда Ошпаренный вылез с вопросом:
— Ну, чего, не прокатило?
— Сейчас шину прострелю — прокатит, — громко, чтобы все слышали, пообещал Килла.
При этом, последующие события показали, что предложение, действительно, было выгодным. Вместо того, чтобы «отгрузить полфуры» другим бандитам, эти предлагают дальнобойщикам защитить их от первых в обмен на более умеренное вознаграждение.
Зачем существует государство? В современном обществе его функции небывало расширились и стали включать в себя образование, медицину и культуру, хотя, по факту, эти функции могли бы выполнять и частные организации. Однако можно выделить базовую функцию, которую государства выполняют со времени их возникновения и до наших дней. Смысл этой функции как раз хорошо иллюстрирует процитированный эпизод.
Экономическая теория определяет данную функцию как защиту прав собственности. Выделение такой функции представляет собой обобщение того, что в эпизоде обозначено как «можем проконтролировать, чтобы с вами и с грузом ничего не случилось».
Во все времена люди и коллективы различались своими силовыми возможностями, и в зависимости от них решали вопрос «make or take». Если есть сила отобрать то, что тебе нужно, – отбираешь, в противном случае делаешь это сам. Однако стабильное удовлетворение потребностей с помощью грабежа и производства требует организации. Сильному приходится конкурировать с другими сильными, а слабому – заручиться поддержкой одного из сильных, чтобы у него не отняли все. В результате у бандитов и их жертв на определенном этапе появляются общие интересы: они одинаково заинтересованы в четком закреплении жертв за конкретными бандитами, чтобы у каждого из них была определенная «точка», относительно которой «люди в курсе», что он на ней «работает».
Бандитам это обеспечивает стабильность в получении грабительского дохода, а жертвам – гарантию сохранения части произведенного. Так складывается иерархия, где внизу производят, а наверху распределяют.
«Оседлый бандит» – так в модели Мансура Олсона определяется сущность государства. Грабитель объективно заинтересован в установлении долгосрочных отношений со своими жертвами. Но для этого ему придется оставлять им часть заработанного, чтобы обеспечить им пропитание и стимул к работе, и вдобавок защищать их от других бандитов, поскольку в противном случае ему самому ничего не останется.
Выходит, что любой грабитель, если он планирует грабить на систематической основе, неизбежно превращается в государство, которое в обмен на часть произведенного его подданными оказывает им услуги по защите их от своих коллег.
Экономический подход к государству предлагает смотреть на сущность вещей, а не на юридические формальности. Официальное государство проявляет себя как государство лишь в части своих функций, в то же время государственные функции выполняют и другие структуры, напр., воровская элита в тюрьме или пацаны на своей «точке».
Эта функция является базовой в том смысле, что определяет, является ли некая организация государством или нет. Если ты строишь школы или больницы, это не определяет тебя как государство, поскольку не требует силового ресурса, в отличие от армии и полиции, которые с этим ресурсом неразрывно связаны и которые организует его обладатель независимо от наличия у него официального статуса.
Определяющее для государства значение этой функции особенно рельефно просматривается на ранних этапах его существования. Франкские короли в Галлии, норманнские конунги в Скандинавии, варяжские князья на Руси или революционеры, только что пришедшие к власти, – во всех этих случаях «государственные деятели» лишь убивают и грабят. Однако постепенно они осматриваются и соображают, что выгоднее осесть на определенной «точке» и на ней «работать». Так бандит с большой дороги превращается в отца нации.
Хотя такой взгляд на государство по части теории представляет собой доказанную теорему (математические детали см. в
моем пособии), а основанные на ней предсказания отлично согласуются с фактами, он пока еще не слишком распространен среди широкой публики. Это и понятно, т.к. противоречит интересам любого государства, в ведении которого обычно находятся СМИ и образование.
Между тем, из этого взгляда вытекает несколько выводов, которые в иных случаях полезно держать в уме:
1. Любое политическое потрясение, переворачивающее общество вверх дном, в моменте может представлять собой катастрофу, однако на длинном временном горизонте все обычно возвращается на круги своя;
2. Чем длиннее горизонт планирования бандита, стоящего во главе общества, тем лучше последнему. Сталин, занимающийся «построением социализма в отдельно взятой стране», объективно более заинтересован в ее благосостоянии, чем Троцкий, для которого эта страна – лишь временная веха в развертывании мировой революции;
3. Последнее влияет и на оценку сравнительных преимуществ демократии и авторитаризма. Выборная власть с ограниченным сроком полномочий имеет и ограниченные стимулы заботиться о вверенном ей фронте работы, но стоящая за нею система сдержек и противовесов компенсирует этот недостаток. Автократ же может смотреть дальше в будущее, нежели избранный на ограниченное время президент, но при условии, что он молод, здоров и крепко сидит в своем кресле. В противном случае его горизонт планирования может быть так короток, что по своим стимулам заботиться о подданных он ничем не будет отличаться от бандита-гастролера.
Резюмирую: заплатить конкретному бандиту, чтобы другие не отняли все, – в этом и заключается рациональный смысл существования любого государства.
Мой Телеграм-канал
И они пробормочут, что-то невнятное в ответ.
Люди-созидатели нуждаются в государстве. Потому, что их великие замыслы требуют кооперации миллионов людей.
Человек не харкает, он своё достоинство не разменивает по мелочам.
У Ницше внятно тема обозначена. Так говорил Заратустра, гл. «О пути созидающего».
«Свободным называешь ты себя? Твою господствующую мысль хочу я слышать, а не то, что ты сбросил ярмо с себя.
Из тех ли ты, что имеют право сбросить ярмо с себя? Таких не мало, которые потеряли свою последнюю ценность, когда освободились от рабства.
Свободный от чего? Какое дело до этого Заратустре! Но твой ясный взор должен поведать мне: свободный для чего?»
А образ будущего у вас есть? Т.е. не описание и не процесс, а конкретная цель.
Пандемия ярко подсветило что и раньше было очевидно — все эти министерства, чинуши и т.п. не нужны, они не эффективно работают, на свое содержание требуют много ресурсов, получив власть — используют в своих интересах, зачастую в ущерб большинства.
Да, нужен контроль, определение общего направления развития, но также нужен контроль самой системы.
Но зачем нужно министерство культуры, спорта и т.д. и т.п. Люди прекрасно могут без них разобраться что смотреть, что читать, каким спортом заниматься и т.п. Многие можно если не убрать, то объединить и уменьшить в размерах.
А реликтовые времена характеризовались тем, что субъекты права(какого бы то ни было, скажем право получить и требовать) — это воины и охотники. У не-воинов и не-охотников никаких прав не было вообще, глупо им их давать. И это мы говорим про время, когда уровень труда позволил содержать первых «нахлебников». А до этого времени, этих «нахлебников» не было, так как никто не дал бы им ресурсы для существования.
Отсюда, важнейшая мысль, которую ты, возможно, не понимаешь: сначала бандитами были все!
А обязанность перед государством у нас одна — платить налоги