Мировые автопроизводители решились на многомиллиардные инвестиции в производство электромобилей. Насколько эти вложения окажутся экономически обоснованными? Несколько наблюдений по мотивам статьи из журнала Barron’s .
1. Похоже, что переход на электромобили случится быстрее, чем планировалось. Успех продаж Tesla заставил в этом году всех крупнейших автопроизводителей запланировать большие расходы.
Ford объявил о плане по инвестициям на $11,4 млрд в заводы по производству батарей и электромобилей в Кентукки и Теннесси.
General Motors планирует потратить $35 млрд на электрификацию автомобилей к 2025 году. Крупнейший в мире производитель автомобилей Volkswagen, планирует построить шесть аккумуляторных заводов в Европе к 2030 году.
Доля в 20-30% новых электромобилей на рынке к 2030 году уже не выглядит фантастическим сценарием.
2. Издержки производства электромобиля еще долго будут оставаться более высокими, чем на выпуск обычного авто. Наглядная картинка от консалтинговой компании Oliver Wyman.
На ней видно, что сейчас себестоимость электрокара почти в 1,5 раза выше из-за наличия дорогостоящей батареи.
За 10 лет стоимость аккумулятора упала почти 8 раз. Тем не менее она до сих пор составляет четверть от издержек на производства электрокара. Также нужно учитывать, что потребителю через 7-8 лет нужно будет заплатить еще минимум $10 тыс за замену батареи.
Автопроизводителям придется убедить покупателя, что электромобиль стоит того, чтобы за него значительно переплачивать, либо продавать машины в убыток по ценам традиционных авто.
3. Факторы говорят в пользу того, что в дальнейшем достичь снижения стоимости батареи будет трудно. Как выглядит производственная цепочка у Tesla:
Литий для электромобиля добывается в Чили и Австралии, никель из рудника в Индонезии, кобальт — из Конго. Сырье отправляется в Китай, где производится большая часть катодных и анодных элементов для батареи.
Затем производители в Японии, Южной Корее и Китае превращают элементы в устройства, похожие на бытовые батарейки. Эти устройства поставляются на гигафабрику Tesla, на которой батарея собирается и устанавливается в автомобиль.
В общей сложности компоненты «путешествуют» 25 000 миль. В постпандемическом мире значительно выросли издержки на логистику, поэтому для компенсации затрат приходится увеличивать цену.
4. Еще один негативный фактор — удорожание лития. Текущего объема добычи металла даже близко недостаточно, чтобы сделать 30 млн электромобилей в год.
В одном электромобиле содержится примерно 10 кг лития. Тонны металлического лития хватит на постройку около 90 электромобилей.
Для постройки 30 млн автомобилей понадобится 1,8 млн литиевого концентрата, что в 5 раз превышает текущий объем мировой добычи. Неудивительно, что с начала этого года стоимость тонны металла выросла в 4 раза. Акции крупнейшего публичного производителя лития Albemarle в этом году прибавили 70%.
5. На мой взгляд, отрасль в целом понесет большие потери от перехода на электромобили. Чтобы выжить на этом рынке, нужно убедить массового покупателя в том, что ему нужна гораздо более дорогая вещь, взамен неплохо работающей старой.
После этого его нужно убедить, что новая дорогая вещь это именно Ford или VW, а не Tesla. Однако как конкурировать в маркетинге с Маском, который без бюджета умеет делать так, что о его продукте знают все — непонятно.
Сложно поверить, что старые низкорентабельные автопроизводители смогут соперничать с Маском в умении сделать дорогую красивую игрушку.
Письмо инвесторам от Bastion в Telegram, во Вконтакте
2 после окончания службы авто батарею можно будет продолжить эксплуатировать в стационарных накопителях энергии 10-20 лет а уже затем переработать снова в литий…
3 сейчас переработки батарей нет т.к нет еще достаточного количества старых батарей чтоб запустить переработку...
4 кстати электроавто приносят профит владельцам запасая энергию в моменты дешового электричества например ночью в выходные… а затем отдавая его обратно в сеть днем в будни
С 2022 года будет 15%.
Расскажите товарищам что означают «конские пошлины», может мы проникнемся…
Я рассматриваю покупку электромобиля, но пока прикидываю варианты гибридной силовой установки. Для РФ есть риски по эксплуатации электрокаров. Зато очень даже неплохо развивается инфраструктура электрозапровок. Допускаю что в ближайшем будущем правительство введет субсидии и скидосы для владельцев электромобилей по опыту Гонконга, могут резко снизить транспортный налог и возможно иные платежи. Ну и пока емкость батареи на 400км это херня какая-то, пусть ее расширят до 1000км.
/И сеть федеральных заправок построит за госсчёт. Особенно в отдаленных районах Сибири и дальнего востока.
Проблемы пока все теже:
— дорогие машины (отсутствие предложения)
— емкость батареек
— долго заряжаются
— для глухой провинции ваще нихрена нет, даже бензин изредко подвозят