До подведения итогов российского зернового баланса еще месяц, но уже можно подвести предварительные итоги и даже начать планировать год.
Урожай этого года официально ожидался на уровне 127 млн тонн — показатель выше среднего, но погода внесла коррективы: Уральский федеральный округ пострадал от засухи, поэтому результат хуже ожидаемого. Это создало определенный спрос на внутрироссийском рынке — часть объемов АО «
НХП» закупило в Приволжском федеральном округе.
Впереди ещё месяц для подведения итогов российского зернового баланса, но в Новосибирской области ожидается порядка 3 млн тонн, хорошо собрал Алтайский Край — 5 млн тонн. Потенциал как для внутрироссийского рынка, так и для внешнего хороший.
Поскольку в северной части Казахстана также было засушливо, в этом году с ним намечается тесное сотрудничество. Это интересный и давний партнер, страна планирует закупить порядка 3 млн тонн сибирского зерна, причем без вывозной пошлины, т.к. Казахстан находится в Едином Экономическом Пространстве.
Всего в 2021 году «Новосибирскхлебопродукт» планирует объем экспорта на уровне 150-200 тыс. тонн, но если с февраля поступит заявка от Монголии, то объем экспорта компании может увеличиться.
Между тем, транспортный кризис этого года (подорожание фрахта) компания также ощутила на себе — обычно в поле зрения «НХП» порядка 120-140 судов, но в сезоне 2021/2022 их только 60-70. Это значительно снижает конкуренцию среди судовладельцев и фрахт, конечно, беспрецедентно растет.
Обычно фрахт до Турции по Чёрному морю составлял 18-20 долл./тонну, сегодня это 40 и выше, фактически в 2 раза. Подорожание связано еще и с тем, что ряд инертных грузов (металл, уголь), которые в мире получили большой спрос, очень востребованы в перевозках, тарифы выше, чем у зерновых, поэтому, судовладельцы в моменте зарабатывают на них больше, и часть своего флота переключили на другие грузы.
Это, конечно, дороже, чем обычно, но и мировая цена на зерновые достигла пиковых значений, поэтому компания продолжает работу в штатном режиме.