— Не опасаетесь конкуренции с возобновляемыми источниками энергии (ВИЭ) на российском рынке? И в какой части ГЭХ участвует в проектах на основе ВИЭ?
— Скажем так, в 2020 году состоялся заключительный отбор первой программы поддержки генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии. Итоги отбора демонстрируют агрессивное поведение некоторых крупных игроков. Подобная практика приводит к уводу ограниченных объемов конкурсных квот во внутрикорпоративных целях, созданию предпосылок для нездоровой конкуренции в дальнейших отборах и дискредитации механизмов поддержки строительства мощностей.
При этом, несмотря на высокую конкуренцию, был отобран проект Группы «Газпром энергохолдинг» по строительству малой гидроэлектростанции (16,5 МВт) в Мурманской области с началом поставки в 2024 году. Напомню, что малые ГЭС юридически относятся к электростанциям, работающим на ВИЭ.
— Как вы оцениваете ситуацию с европейской угольной генерацией в контексте падения производства электроэнергии на базе ВИЭ в начале 2021 года?
— Начало 2021 года выдалось настоящим испытанием для европейской энергетики. После падения на 4% электропотребления в Европе в 2020-м никто не ожидал, что главным драйвером ее восстановления будут морозы. Электропотребление в феврале превысило аналогичные показатели двух предыдущих лет, а цены на электроэнергию побили как минимум пятилетние рекорды.
Работающие на ВИЭ электростанции, выработка которых в структуре генерации 2020 года достигла 38%, оказались технически не готовы к аномальной погоде. Это привело к дефициту энергомощностей и росту загрузки угольных электростанций, доля которых еще в прошлом году падала до 13%. Однако зима 2021 года демонстрирует, что важно диверсифицировать эту отрасль экономики и уделять внимание традиционной энергетике, где несомненное преимущество сейчас имеет газовая генерация.
К сожалению, новый в Европе тренд на «озеленение» кажется тоже не до конца продуманным. Попытки Европы стать энергонезависимой выливаются в дорогостоящие проекты, имеющие низкую экономическую эффективность и плохой уровень надежности. Зачастую такие проекты основаны на технологически неоправданных решениях, снижают надежность энергоснабжения потребителей, что и показала последняя ситуация в Техасе.
— Какого рода пилотный проект в области водородной энергетики вы планируете реализовать?
— Для «Газпром энергохолдинга» водородная энергетика является одним из направлений развития компании. В настоящее время мы прорабатываем несколько пилотных проектов по «голубому» водороду. Один из проектов, по которому уже осуществляется работа, — это строительство на площадке ООО «Ново-Салаватская ТЭЦ» нового энергоблока, работающего на смеси природного газа и водорода, который производит ООО «Газпром нефтехим Салават». Реализация проекта позволит достичь значимых общесистемных эффектов, таких как развитие компетенций в переводе электростанций на водородное топливо, отработка технологии для дальнейшего тиражирования, сокращение выбросов CO2, развитие экспортного потенциала Группы «Газпром» за счет снижения «углеродного следа» в конечной продукции.
— Какие проблемы технологического характера вы могли бы назвать основными для российской электрогенерации?
— Основной проблемой является технологическое отставание от ведущих мировых производителей газовых турбин в производстве ГТУ большой мощности. Данный вид оборудования высоко востребован в сфере электроэнергетики. В ближайшее время пройдет отбор проектов строительства новых парогазовых блоков средней и большой мощности на базе российских газовых турбин, в котором мы планируем принять участие.
Для получения тех же денег можно перекачать меньше газа.
Добавление до 20 % водорода в метан повышает его теплотворность еще на 50 %.
Возможно инфраструктура СП2 уже готова для транспорта небольшой примеси водорода. Тогда при том же давлении можно перекачать вдвое больше энергии, а значит получить вдвое больше денег. СП2 сможет работать как два СП1 по передачи энергии.
Понятно почему пендосы так яростно против него боролись. Поляки с хахлами понятно, они просто транзит теряют. Им и на Европу наплевать себя любимых жалко.