Гуру Хренов
Гуру Хренов личный блог
07 октября 2021, 03:51

Как выбирать правильные инвестиции часть 1

Когда я более 20 лет назад начал покупать акции на американском рынке, все мои попытки рассказать об этом моим тогдашним друзьям — натыкались на остекленевший взгляд. Люди просто не понимали, о чем я говорил. Положа руку на сердце, я и сам тогда не понимал.
Сейчас ситуация немного изменилась, конечно. На рынок пришли люди, которые, по крайней мере, интересуются предметом, но не утруждают себя построением какой-то ментальной модели ситуации, а вместо этого, упрощают себе жизнь, вкладывая деньги в фееричные продукты типа китайских компаний, структурных бумаг с конскими комиссиями, или руководствуюясь советами людей, которые эпично, год за годом, проигрывают рынку и даже не утруждают себя показывать какую то статистику своих прошлых рекомендаций.
Если вы думаете, что это я про Василия  — то нет. Таких гуру на рынке  — чуть больше, чем 99 %.
Ситуация, на самом деле, аховая, и вряд ли когда-нибудь улучшится. Ни в одной стране, ни в одной школе и ни в одном университете — не учат людей выбору инвестиций. Что еще хуже — не учат основам бизнеса. Ведь выбор инвестиций невозможен без понимания того, как работает бизнес и как в экономике создается прибавочная стоимость или то, что на западе называют value.
Кстати, переводить «value investing» как «инвестиции в компании стоимости» — это позорный, непростительный ляп. Да, в русском языке нет точного аналога слову value, но Value — это не стоимость!!! Value — это ценность.
Но я, кажется, отвлекся.
Давайте попробуем разобраться, упорядочить мозги и создать ментальную модель выбора инвестиций, то, что называется framework.
Любой игрок экономики занимается созданием value (ценности). И для того, чтобы понять, какие инвестиции являются правильными, надо прежде всего понять, как создаваемая ценность распределяется между продавцом и покупателем, и что должен сделать продавец, чтобы заграбастать как можно большую часть этой ценности.
Допустим, у вас есть пекарня, где тесто месится вручную. И вот вы решили купить автоматический миксер.
Оценка ценности для вас этого орудия труда — не всегда простая задача, но в большинстве случаев — она имеет решение.
Допустим, что покупка миксера позволит вам уволить месильщика теста, съэкономив на этом, и поднять продажи на 500%. Все эти дополнительные денежные потоки можно подсчитать и дисконтировать к текущему моменту, получив, например, сумму в 500 тысяч дополнительной прибыли.
Это максимальная сумма, которую, если вы, конечно, рациональное существо, вы должны быть готовы заплатить за новый миксер. Даже если Вы за него заплатите 499 тысяч, все равно в итоге окажетесь в выигрыше на 1 килорубль.
Теперь, допустим, что изготовление этого миксера, со всеми материалами и логистикой, стоит 50 тысяч рэ.
То есть, в цепочке от изготовления до использования в производстве, этот девайс создаст ценность (добавленную стоимость) на: 500 минус 50 = 450 тысяч.
То, как происходит дележка этой ценности между продавцом и покупателем — и определяет прибыльность бизнеса.
Давайте рассмотрим гипотетическую ситуацию. Допустим, я единственный в мире производитель миксеров, и других таких девайсов в принципе нет. За сколько я его должен продавать? В теории — за 499 тысяч. Потому что даже такая цена будет выгодна моему покупателю. На практике, я могу сжалиться над моим покупателем, и выставить цену в 450 тысяч. Дам ему заработать ценность 50 тысяч, положив большую часть от пирога ценности моего девайса, 400 тысяч, себе в карман. Это и называется value pricing — я продаю свой товар, который мне обошелся в 50 тысяч, за 450, потому что я могу себе заграбастать большую часть пирога его ценности.
Еще раз — при такой сделке из пирога ценности в 450 тысяч, продавец зарабатывает 400, покупатель — 50
Вы скажете, что в реальной жизни такого не бывает. Я отвечу — хоть и нечасто, но бывает. Пример — виагра, пока у нее не было конкурентов. Вы думаете, что произвести одну таблетку достаточно простого компаунда сайденофил правда стоит 30 долларов? Или любой сервис, который с умом подходит к анализу ситуации. Если у вас сломалась в глуши под новый год машина, и все водители автопогрузчиков уже лежат лицом в миске оливье, то правильный и трезвый водитель трака просто обязан вас ободрать как липку, чтобы вы смогли успеть к Наде на улицу Строителей.
Сколько на самом деле заплатит владелец пекарни, если у моего гипотетического миксера будет конкуренция? Он заплатит наценку, связанную со стоимостью капитала и возвратом на капитал в экономике с учетом его оборачиваемости, leverage и прочих факторов, многие из которых — психологические. Минимальная наценка в условиях конкуренции почти всегда связана с возвратом на безрисковые и рисковые инвестиции, потому что зачем мне делать и продавать свои миксеры с прибылью в 10%, если я могу получить столько же, прикрыв лавочку и вложив капитал в гособлигации ?
Так вот, при наличии конкуренции, наш пекарь купит девайс за 70 тысяч, и положит в карман 430 тысяч ценности из 450, которые создаст это приобретение. Остальные 20 достанутся продавцу.
Является ли vale pricing единственным способом заработать сверхприбыль ?
По моему, нет, особенно в эру интернета.
Но об этом — в следующем эпизоде этого сериала
24 Комментария
  • ака Tуземец
    07 октября 2021, 05:33
    сохраню в избранное.запутался на%уй с этим пекарем…
    • makavelii
      07 октября 2021, 07:37
      Tуземец, 
  • Константин Кутузов
    07 октября 2021, 07:36
    Продолжайте…
  • ruru42
    07 октября 2021, 10:12
    Конец сериала предсказать несложно, главный герой женится на данахере))))
  • Михаил Новокрещёнов
    07 октября 2021, 11:06
    Все это очень хорошо и правильно, но есть на мой взгляд у приведенного механизма подсчета 1 большая сложность. Для рядового инвестора (не владельца бизнеса, который инвестирует в его развитие) оценить перспективы инвестиций представляется мне практически невозможным. Откуда он может знать какой даст эффект приобретение компанией чего-то? У него нет маркетингового отдела, чтобы изучать рынок, конкурентов, их продукцию, может быть данная конкретная инвестиция (пусть это будет приведенный в примере миксер) вовсе и не приведет росту прибыли на 500%, а только позволит ее сохранить на прежних уровнях. Как там у Льюиса Кэррола — приходится изо всех сил бежать, только чтобы устоять на месте )) И такое в бизнесе кругом и рядом. Модель дисконтированных денежных потоков хорошо работает, когда у нас есть какая-то основанная на объективной информации уверенность в поведении данных потоков за анализируемый промежуток времени. У рядового инвестора ресурсов для получения такой информации, как мне кажется, просто нет.
    • Среднеброд
      07 октября 2021, 11:24
      ментальную модель выбора инвестиций, то, что называется framework.
      Эк вы загнули, я аж заколдобился... 
    • Дмитрий
      07 октября 2021, 12:17
      Михаил Новокрещёнов, для этого и есть инвестирование в индексы.
      Берется текущие данные о его р/е и сравнивается с таковым у длинных гособлиг. Если ощутимый положительный зазор имеется, то пузыря нет и можно входить. Но надо поглядывать и планы по движению ставки местных ЦБ.
      Но это всё несравнимо проще, чем то, что приходится делать при выборе отдельных бумаг.
      • Михаил Новокрещёнов
        07 октября 2021, 13:15
        Дмитрий, мы сейчас говорим о разном. То о чем вы говорите, это оценка капитализации рынка акций в целом, а я про попытку оценки инвестиций компании в свое развитие для формирование ее модели дисконтированных денежных потоков
    • MxD7
      07 октября 2021, 12:26
      Для рядового инвестора (не владельца бизнеса, который инвестирует в его развитие) оценить перспективы инвестиций представляется мне практически невозможным.

      Михаил Новокрещёнов, гуру Хренов прямым текстом написал: инвестируйте в компании, у которых есть возможность применять Value Pricing.

      Как найти такие компании? Какие компании могут использовать Value Pricing?
      Краткий ответ прямо в заметке: монополии.

      Есть еще варианты кроме монополий?
      Давйте рассуждать.
      Есть компании, которые формально не монополии, но тоже могут заложить в цену ценность для клиента, а не продавать чуть выше себестоимости. Как их найти:

      — у них есть толпа приверженцев, которые проглотят большие цены выше конкурентов. Вроде фанатов Apple или BMW. или

      — товар позиционируется премиальным/люксовым/брендовым/волшебным, но по себестоимости он не сильно дороже, а конкуренты так не могут.

      — у них пользователи подсели на их товар, переход к дешевым конкурентам труден. Salesforce?  Или какой то SaaS, где пользователям трудно перейти к конкурентам?

      Вот Zoom, мне кажется, это плохой пример. Конкурент скопирует программу, сделает дешевле, увеличит бесплатное время более 40 минут клиенты и соскочат. Премиальности нет. Волшебного ореола нет. Соскочить легко.

      — у которых временная монополия. Типа патент на новое лекарство.

      — или временное превосходство в технологиях, которое трудно конкурентам догнать за несколько лет. Хотя я не уверен, что временное превосходство даст возможность задрать цены до Value Pricing.

      Гуру, я правильно излагаю?
      Что я еще забыл? Пост про Value Pricing — огонь! Поставил бы 5 сердечек.
      • Михаил Новокрещёнов
        07 октября 2021, 13:13
        MxD7, то, что вы приводите, при положительном сценарии событий (и только при нем) позволяет вам сделать предположение, что инвестиции данных компаний принесут прибыль. Т.е. с точки зрения модели дисконтированного денежного потока компании вы будете понимать что потоки эти будут расти. Но этого недостаточно — вам нужно еще понимать или предполагать, на сколько примерно они будут расти, и вот об этом я и писал. У рядового инвестора нет возможности измерить или предположить эффективность инвестиций компании.
          • Михаил Новокрещёнов
            07 октября 2021, 16:03
            Гуру Хренов, а ну в рамках повышения awareness розничных инвесторов у меня вопросов нет) 
      • koharu
        07 октября 2021, 21:37

        MxD7, вертикальная интеграция.

        Когда компания вместо того чтобы покупать сырье у конкурентов, которые тоже хотят заработать, и добавляют к себестоимости сырья наценку, производит его сама.
        Вместо того, чтобы покупать сырье в другой стране и тратить деньги на его перевозку транспортными компаниями (которые за свои услуги тоже берут деньги, ведь не будут они в минус себе работать же), компания строит завод по переработке рядом со своей добычей.
        Преобразование сырья в какой-либо промежуточный продукт создает добавочную стоимость для компании, повышает ее маржинальность, т.к. нет посредников. И чем больше шагов по переработке сырья в продукт, тем больше компания создает добавочной стоимости.

        Наши сырьевые компании — отличный пример. Удобрения, металлурги, русагро, нефтянка.

  • Мультитрендовый
    07 октября 2021, 17:13
    Вы затронули эпизод про гуру, мне кажется так называемые гуру и инвестфонды своими прогнозами могут направлять рынок в нужное им русло, поэтому получается что цифры это одно, а поведение рынка это другое, влияет еще имидж компании, то как она на слуху, при прочих равных я уверен есть компании с хорошими показателями но при этом сильно занижены, может название глупое, может просто не нравятся никому. Скажут о них гуру и акции пойдут в гору. Фактически стоимость акций это просто цифры никак не относящиеся к компании, разве что дивидендами и в разное время они могут по разному стоить, а компания как есть так и будет. Это что то вроде бумажных контрактов, тут так же происходит ставка на компанию, единственно в этом тотализаторе нюанс что результат подвязан на новости и фин показатели и поведение игроком в каждый отдельный момент времени. Вот щас дивы у нефти, все пампят нефть, кончатся начнут другое и так по кругу. Плюс на это накладывается влияние инсайдерской инфы, когда хотят кого то выдавить с рынка и еще очень много параметров) Получается результат в итоге)
  • Maksim
    05 ноября 2021, 23:40
    Не пора ли Danaher подбирать?)
      • Maksim
        08 ноября 2021, 09:26
        Гуру Хренов, а вообще реально сливание и будет ли оно в плюс акционерам, как считаете?

Активные форумы
Что сейчас обсуждают

Старый дизайн
Старый
дизайн