Попробуйте угадать, чья это биография:
Нищая юность, короткий период относительного успеха, затем – смерть в нищете и забвении, и наконец – посмертная слава и миллионные состояния, сделанные на продаже и перепродаже творений этого автора.
Это биография Бетховена, Моцарта, Вивальди, Гогена и Ван Гога, Оскара Уайльда, Яна Вермеера, Эдгара По, Рембранта – и большинства из великих творцов прошлого.
Бизнес – всегда бизнес. Дело в том, что не так‑то просто объяснить эти принципы людям, которые не привыкли продавать. А еще труднее – замотивировать их. Убедить, что нет ничего плохого в том, чтобы быть богатым. За это не накажут. Талант не отнимут.
Просто делайте то, что написано в этой книге. И у вас будет достаточно денег для того, чтобы спокойно творить и ни о чем не беспокоиться.
мог же творить (и как творить!) не только нищий изгнанник Данте, но и богач Петрарка. Был ли Данте талантливее, чем Петрарка?
Гете был богат, а Шиллер – беден. Кто из них талантливее?
Мольер был беден, а Шекспир был по нашим меркам миллионером. Некрасов, Тютчев, Фет, Толстой и Тургенев были богаты, а Пушкин, Лермонтов, Достоевский, Гаршин – бедны.
Сальвадор Дали был богат, а Ван Гог – беден.
Общество тысячелетиями держало творцов в положении интеллектуальной обслуги. Певцам и музыкантам рукоплескали в освещенных залах, а потом отправляли на кухню обедать с прислугой.
Почему?
Не в последнюю очередь потому, что творцов побаивались.
Главный герой великой русской литературы 19 века – бедный человек. А главный герой советской литературы 20 века – бедный человек, который наконец отомстил богатым за свою бедность.
Получив от общества установку на бедность, поэт закладывает эту установку в свои произведения и передает ее дальше – своим читателям.
Получается замкнутый круг. Поэтов заражают бедностью, они заражают бедностью своих читателей, которые заражают бедностью поэтов следующего поколения, которые в свою очередь…
Можно ли вырваться из этого замкнутого круга?
Нужно!
откуда вообще берутся установки на бедность и какими путями они приходят в нашу жизнь. Источников несколько.
1. Религия.
Во всех религиях богатство не в чести. Буддизм отрицает мирские привязанности, в том числе и к деньгам. В исламе незаконно приобретенное богатство «будет свидетельствовать против него в день воскресения».
Из христианских конфессий лишь протестантизм одобряет богатство, нажитое честным трудом. Неудивительно, что именно протестантские страны процветают.
2. Культура.
главный герой русской культуры Акакий Акакиевич из «Шинели» Гоголя совершает главный свой подвиг – копит огромную сумму из крохотной получки. Вот каким подвигам мы учимся! Вот какие программы закладываются в нас с самого детства!
Заметьте, Акакий Акакиевич не открывает свое дело, не делает открытие, не совершает путешествие для того, чтобы достичь своей цели. Он просто копит. Ограничивает себя во всем.
Булгакова помните? «Никогда ничего у них не проси. Сами придут и все дадут».
Кто придет? Кто даст? Почему нельзя попросить? Как они вообще узнают, что они должны что‑то дать? И, в конце концов, почему бы просто самому не пойти и не взять?
Разве можно стать богатым, если тебе со всех сторон говорят, что богатым быть нехорошо? Конечно, нельзя. Что делать?
Как изменить установки бедности.
Изменить нужно три аспекта:
Как вы думаете.
Как вы выглядите.
Как вы действуете.
Не вступайте в конфликт с этими установками. Просто скажите себе, что вам эти установки не подходят.
Не боритесь с обществом. Не пытайтесь ничего никому объяснить. Делайте свое дело тихо и тайно.
Выходите из окружения. Вам не нужны друзья, которые мешают вам добиться успеха. Заведите новых друзей.
Заведите другие информационные каналы.
Убираем из френдленты неудачников, которые любят жаловаться на жизнь.
Вечернее пиво заменяем на утреннюю пробежку.
Если вы перенастроите свои информационные каналы, вы тем самым предотвратите дальнейшее отравление вредными установками.
Теперь нужно, понять, где взять полезные установки. Очень просто – у людей, которые ими обладают. У богатых и успешных людей. Нужно окружить себя богатыми и успешными людьми. Нужно изучать богатых и успешных людей и нужно моделировать богатых и успешных людей.
Еще раз – не слушайте, что говорят богатые. Смотрите, что они делают, и какие они при этом получают результаты. Только это важно. Еще раз: смотрите, что они делают и делайте то же самое.
Моделируйте жизнь богатых людей. Причем вы можете начать с любого края. Можно начать с того, чтобы пойти поучиться туда же, где учатся они. Снять квартиру там, где они живут. Отдыхать так же, как отдыхают они. Одеваться так же, как одеваются они. Если вы это сделаете, очень быстро вы поймете, что главное – не это. Не внешний антураж. Главное – как они относятся к деньгам и что они делают в этой связи.
Есть легенда о том, что Фицджеральд однажды хотел начать рассказ словами «Богатые люди отличаются от нас», а Хемингуэй будто бы сказал – «да, у них больше денег».
Но, богаты люди отличаются от бедных не количеством денег.
И наоборот, у каждого богатого человека были в жизни моменты, когда он оказывался без денег. И всегда находил способы эти деньги себе вернуть.
Ричард Брэнсон, Дональд Трамп, Стив Джобс, Роберт Киосаки – все они знавали плохие времена.
Так что да, богатые люди отличаются от бедных. И вовсе не тем, что у них больше денег. Давайте посмотрим, чем именно.
Никто из них не ставит целью заработать как можно больше денег. Однако у каждого богатого человека есть большая цель и ее достижение требует большого количества денег. Ротшильд, Карнеги, Форд, Брэнсон, Джобс – все они в первую очередь делали мир лучше, а во вторую – зарабатывали деньги.
Богатые знают, что главный ресурс – это время.
У богатых есть финансовые рамки. Они знают, что не берутся за дела, которые принесут им меньше определенного количества денег. И не берутся за проекты, которые превышают их возможности.
Бедный может взяться и за проект «выкопать грядку соседу за сто рублей» и за проект «закопай на грядке пять монет и вырастет пять миллионов». Ни тот ни другой проект не сделают его богатым.
Богатые не занимают деньги на поддержание лайфстайла. Они не берут кредиты на машины и дома. Заем для них – финансовый инструмент.
Богатые применяют финансовые рычаги. Вложить деньги для того, чтобы получить больше денег.
Богатые имеют резервы, действуют, планируют.
Богатые не ждут, пока им захочется что‑то сделать. Они просто делают то, что нужно сделать. Если им хочется это сделать – отлично. Если не хочется – они делают это нехотя.
Богатые постоянно ищут «золотую жилу». Они понимают, что одна‑единственная правильно использованная возможность может изменить их жизнь. И они в каждую секунду готовы встретиться с этой возможностью.
Деньги должны защищать вашу свободу творчества, а не ограничивать ее.
Творцу нужно устроить свою жизнь таким образом, чтобы он сам имел возможность выбирать каждый свой следующий проект.
Но, лишь немногим писателям удается выстроить свои отношения с читателями таким образом, чтобы делать то, что нравится и при этом давать читателям то, что нравится им в количестве достаточном, чтобы писатель не умер с голода.
Определенно, существует стратегия, которая позволяет творцу добиваться финансовой и творческой независимости. И это именно стратегия, а не некое единственное действие или решение.
Обычно все книги по финансовой самодисциплине начинаются с постановки целей.
Итак, составьте список ваших расходов.
Затем вычеркните из него те расходы, без которых вы можете обойтись. Есть вероятность, что в вашем списке окажутся регулярные расходы на то, что не приносит вам никакой ценности.
В обязательном порядке, с гневом и отвращением вычеркиваем те расходы, которые наносят нам вред – расходы на курение, алкоголь, азартные игры и беспорядочные половые связи.
необходимые расходы планируются в первую очередь! Сначала платим налоги и кредиты, а уже потом пьем капучино.
Теперь сопоставьте ваши расходы с вашими доходами. Если расходы превышают доходы – отлично, вы можете двигаться дальше. Если нет, смотрим, что можно сократить из расходов. Сначала режем капучино! И дойдя до необходимых расходов, останавливаемся.
Если не хватает, значит, нужно увеличить ваши доходы.
Избавляемся от прилипал.
Прилипалы – это люди, которым мы должны.
Что делать с долгами, если они уже есть?
Выплачивать.
самый эффективный путь борьбы с долгами – когда вы вносите долг большими кусками.
Любой путь к цели начинается с определения этой самой цели.
Если Вы творческий человек, нужно встроить одну цель в другую. А именно – поставить большую творческую цель, для достижения которой необходимо иметь большие деньги.
Допустим, вам нужен миллион долларов на домик у моря. Вы ставите цель: вывести российский детектив на международный уровень. Для этого вы проводите международный детективный фестиваль. Для этого вам нужно найти миллион долларов.
Есть очень хорошая техника, отключающая чувство вины.
Скажите себе, что ваши деньги лежат в карманах у ваших покупателей. Именно так. У них в карманах не их деньги, а ваши. И ваша задача сделать так, чтобы они эти деньги вам вернули. А у вас есть какая‑то их вещь, которую вы должны вернуть им.
Книга, выступление, консультация – что‑то, что принадлежит им, но по какой‑то случайности оказалось у вас. Ваша задача – произвести обмен.
Большая часть богатых людей богаты именно потому, что они просто действуют – совершают поступки, которые приближают их к богатству.
И именно поэтому среди творцов так мало богачей – они привыкли рефлексировать по любому поводу. Принятие решения – это самое энергоемкое занятие в мире. Оно отнимает больше всего сил.
Вы замечали, как быстро можно переделать все дела, если составить список и быстро делать их одно за другим? Смысл составления списков – он именно в этом. Не в том, чтобы ничего не забыть. А в том, что вы отключаете для себя необходимость принимать решения. Вы просто идете по списку, делая одно дело за другим.
То же самое с большой целью. Вы составляете план, в котором одним из первых пунктов значится приобретение больших денег для достижения вашей большой цели. Затем разбиваете эту цель на локальные задачи – каким именно образом вы приобретете эти деньги. И дальше у вас не будет необходимости принимать какие‑либо решения. Вы просто устремитесь вперед, к своей большой цели и попутно разбогатеете.
оговорюсь: ваша большая цель – это должна быть действительно большая цель, которая вас по‑настоящему зажигает. Вы должны хотеть ее достичь. И не просто хотеть, а хотеть страстно, желать всеми силами души.
есть вы начнете зарабатывать деньги не для вашего кошелька, а для вашей большой цели, ваш кошелек тут же на вас обидится и переполнится деньгами.
Аватар – это то, как вы себе представляете вашего клиента. Ваш клиент – это человек, который что‑то для вас сделает. В идеале клиент – это тот, кто вам заплатит. Но не обязательно. Человек, который расскажет о вас своим знакомым или напишет о вас в своем блоге – тоже ваш клиент.
Идеальный вариант – если вы можете исследовать своих потенциальных клиентов. Есть несколько способов.
Вообразить клиента и описать его.
Поставить себя на место клиента. Пройти его путь от начала до конца и посмотреть, как выглядит со стороны то, что вы предлагаете.
Чем больше у вас данных о клиенте, тем лучше. В идеале вы должны знать от 50 до 100 характеристик своих клиентов.
Пример, Вы залезаете в голову клиентки и видите, что она использует вашу книгу для того, чтобы подставить ее под шатающуюся ножку стола.
Бинго!
Помещаете на обложку следующей книги красный кружочек и рядом пишете крупно: «Ножку стола поместите сюда». И рядом шрифтом поменьше: «+20 новых приемов самообороны».
И каждая ваша клиентка, увидев эту обложку, тут же скажет продавщице – «дайте мне, пожалуйста, эту книгу, где 20 новых приемов самообороны». И ваши продажи вырастают многократно.
Принцип понятен? Вы выясняете, кто на самом деле ваш клиент, затем выясняете, чего он хочет, а затем выясняете, чего он хочет на самом деле. И даете ему то, что он хочет на самом деле под видом того, что он хочет по его словам.
Теперь, когда вы представляете, кто такой ваш клиент и чего он хочет, подумайте, что вы ему дадите.
У специалистов в маркетингу есть такая штука, на которую они все молятся – уникальное торговое предложение – УТП.
УТП – это предложение, от которого невозможно отказаться и которое можете предложить только вы.
что входит в УТП? Начнем с конца.
Это должно быть предложение. То есть вам нужно продумать, каким образом то, что вы продаете, дойдет до конечного пользователя.
все товары, которые пользовались огромным спросом, представляли собой фиолетовую корову – известный и понятный потребителю товар, по‑новому упакованный. Выглядящий иначе, оригинально и необычно.
Условно говоря, фиолетовая корова выглядит прикольно, ею можно хвастаться перед гостями. Но если бы это будет корова в форме куба, ею уже не похвастаешься – потому что это уже скорее фиолетовый куб, чем фиолетовая корова.
Как это работает, если вы писатель?
Посмотрите на Бориса Акунина. То, что он предлагает, трудно назвать уникальным продуктом. Это детективные романы с вполне стандартным героем и весьма стандартными сюжетными конструкциями.
Но упакованы эти романы превосходно – как стилизации под литературу, написанную в далекие от нас и подернутые ностальгической дымкой времена.
То же самое можно сказать обо всех проектах в культуре и шоу‑бизнесе, которые были успешны в последнее столетие – о театре Питера Брука, кино Федерико Феллини, картинах Сальвадора Дали, музыке Битлз и так далее.
Все это были одни и те же старые, много раз опробованные идеи и принципы, но по‑новому упакованные.
Поэтому не старайтесь сделать ваше УТП слишком уникальным. Оно должно быть таким же, как и все остальные предложения в этой нише, не хуже. Но оно должно ВЫГЛЯДЕТЬ уникальным.
Концепция фронд‑энд и бэк‑энд товаров.
для привлечения клиентов использовался некий дешевый товар. Именно он рекламировался. Этот товар называется фронд‑энд. Он продается по себестоимости или даже ниже себестоимости. Его задача – превратить совершенно постороннего и незнакомого человека в вашего клиента.
И дальше уже этому клиенту вы продаете что‑то более дорогое – бэк‑энд. При этом более дорогой товар вы не пытаетесь продать всем. Вы продаете его ТОЛЬКО вашим клиентам, которые уже купили у вас что‑то более дешевое. Или пришли к вам, чтобы купить что‑то более дешевое.
Вы сами можете выбирать, что будет вашим фронт‑эндом. А что – бэк‑эндом.
Например, человек ведет телевизионную программу (фронт‑энд) и в свободное время пишет книги, которые издаются огромными тиражами и приносят ему стабильный доход (бэк‑энд).
Если вы хотите, чтобы ваше творчество приносило вам деньги, вам необходимо разделить все, что вы делаете на фронд‑энд – товар, который вы отдаете бесплатно или продаете очень дешево и бэк‑энд – дорогой товар, который вы продаете только тем, кто приобрел у вас фронт‑энд.
Теперь, давайте определим, сколько мы с вами готовы потратить на вашу рекламу. Грубо говоря, сколько вы готовы заплатить за одного фаната.
Для этого вам нужно понять, сколько ваш фанат может заплатить вам за всю свою жизнь.
Если вы действительно хотите, чтобы ваши фанаты приносили вам деньги, найдите для них способ вам заплатить больше. Повысьте пожизненную стоимость вашего фаната.
Если же модель убыточна, у вас только два выхода – или найти способ увеличить пожизненную ценность клиента, или найти способ снизить стоимость привлечения нового клиента.
Итак, нам нужно найти того, кому нужно то, что мы продаем.
чтобы узнать, чего клиенты хотят на самом деле, нужно заставить их ПОПРОБОВАТЬ ваш товар. И не просто попробовать, а они должны КУПИТЬ его. Не обязательно за деньги. Вы должны смоделировать ситуацию покупки, причем сделать это так, чтобы это по сути было покупкой, но не выглядело как покупка для клиента.
Самый простой способ это сделать – подарить что‑то клиенту, а взамен взять с него что‑то, что не кажется ему слишком ценным. Например, попросить его сделать перепост в своих соцсетях.
Таким образом вы выбираете не просто тех, кому нужен ваш товар, но тех, кто готов ради вашего товара предпринять какие‑то действия.
Осталось совсем немного – нужно положить в вашу бесплатную мышеловку сыр. Нужно придумать что‑то, что заставит человека, который пришел на ваш сайт или блог, проявить себя в качестве вашего потенциального клиента.
Это должно быть что‑то небольшое.
небольшая книжка, которую можно пробежать за час – это самое то.
И это должно быть что‑то, что вашему клиенту не просто нужно. Это то, что ему нужно, но и еще он это ХОЧЕТ. Очень хочет.
Лучше всего сразу придумать с десяток магнитов, попробовать каждый и оставить тот, который будет работать лучше.
Это может быть видеоролик, аудио, архив фотографий, майдмэп – все, что угодно, лишь бы это притягивало ваших потенциальных клиентов и было частью того, что вы потом будете этим клиентам продавать.
Гораздо проще добиться успеха, в том числе и финансового, если вы – гуру. Если вы являетесь признанным авторитетом в своей области и к вам прислушиваются. К вам обращаются за советом. Возможно, в спорных ситуациях вы выступаете третейским судьей. Статус гуру неплохо защищает от критики. И, конечно, он притягивает к вам людей, готовых заплатить вам деньги.
пусть к статусу гуру лежит через ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫЕ УСИЛИЯ по созданию этого статуса.
вы должны знать свою тему лучше других.
Лучше каждого отдельно встреченного человека в вашей теме. Для этого достаточно знать все, что знают все и немного больше. Даже если вы будете знать на один прием, на один исторический анекдот, на одну формулу больше, чем другие, вы уже будете им интересны.
Следующий шаг – вы должны начать кого‑то чему‑то учить.
анекдот – профессор говорит коллеге про своих студентов: «Раз объяснил, не понимают, два объяснил – не понимают, три объяснил – уже сам все понял, а они не понимают».
Можно начать учить в своих соцсетях – выкладывать учебные материалы по теме, начиная с самых простых, затем постепенно усложняя.
Переход от развлечения к обучению должен произойти незаметно. Ваши читатели не должны заметить момент, когда они стали вашими учениками. Вот они читали ваши посты в фейсбуке, а вот они уже сидят на вашем вебинаре и записывают домашние задания.
Следующий этап – работа над вашим резюме. Пара вебинаров не сделает вас экспертом. Вы должны преподавать в университетах.
прочитайте короткий факультативный курс или лекцию.
Если у вас есть знакомые, которые преподают в университетах, вы можете попросить их о помощи – мол, давай я приду на твой курс и прочитаю твоим студентам интересную лекцию на тему, близкую к твоей.
нужно постараться превратить вашу лекцию в мини‑курс.
Пусть это будет три или пять факультативных семинаров желательно на какую‑то практическую тему.
После того, как вы зафиксируете свой статус эксперта с помощью небольшой вузовской аудитории, вам снова нужно идти в люди. Нужно устраивать массовые мероприятия. Задача этих мероприятий – довести до максимально большого количества людей информацию о том, что вы являетесь экспертом в своем деле.
Это могут быть в оффлайте: открытие лекции и мастер‑классы, семинары и тренинги, выступления на конференциях, приветственные слова на юбилеях и профессиональных праздниках.
В онлайне – вебинары, онлайн‑конференции, онлайн‑курсы, блог и соцсети.
Особое внимание нужно уделять СМИ. Постоянно писать статьи по теме и посылать их в специализированные СМИ.
стоит вам один раз попасть в базы ньсмейкеров, которые есть в каждом СМИ – и к вам будут обращаться за комментариями каждый день.
Все богатые люди являются гуру, но далеко не все гуру становятся богатыми.
Для того, чтобы вы стали авторитетом для кого‑то, ваш авторитет должен признать кто‑то третий.
Самый простой способ получить рекомендацию – это попросить о ней.
В каком случае нужно просить рекомендацию?
Каждый раз, когда вы даете вашему клиенту хоть что‑то. Даже если это бесплатная мини‑книга. Даже если это пост в блоге. Если вы заметили, топовые блогеры в конце каждого поста пишут – «если вам это понравилось, расскажите об этом своим друзьям». И на выбор – с десяток кнопок соцсетей.
Важный момент – наиболее эффективными рекомендациями являются те рекомендации, которые люди получают от своих знакомых.
А знаете, кто самые лучшие, самые близкие и самые авторитетные знакомые? Правильно, знаменитости.
Как это работает в литературе?
Спросите у Достоевского, всемирная слава которого началась с отзыва Некрасова «Новый Гоголь явился».
осознайте еще одну очень важную мысль: невозможно добиться по‑настоящему большого успеха в одиночку. Никто не добивается и никогда не добивался по‑настоящему большого успеха в одиночку. Это же касается и творчества.
Леонардо да Винчи, Петрарка, Гете, Тициан, Вагнер, Лев Толстой, Максим Горький – все творческие люди, которые имели не только посмертную славу, но и прижизненный успех, все они знали толк в делегировании.
Леонардо, Тициан и Муха были руководителями мастерских, в которых большую часть работ делали ученики.
Гете, Максим Горький и Константин Симонов были не просто писателями – каждый из них был целыми министерством, которое вело огромную переписку и ежедневно решало множество задач.
Но все, кто добился успеха при жизни, умели и любили делегировать. Возможно, именно потому и добились успеха, что умели и любили делегировать.
Берите свои важные дела и дробите каждое из них на процессы.
Постепенно вы убираете себя из менее важных задач и оставляете за собой все более важные. Если вы это сделаете, очень скоро вы заметите, что уровень ваших задач постоянно растет.
И снова вернемся к деньгам.
Особенно хорошо работают способы заработка, хорошо показавшие себя в одной области, если перенести их в другую область. Если вы писатель, присмотритесь к тому, что делают музыканты, чтобы увеличить свой доход. Если вы музыкант, посмотрите, что делают архитекторы. Если вы архитектор, посмотрите, что делают сценаристы. Если вы сценарист, посмотрите, что делают рекламщики. И так далее.
Про диверсификацию.
пример – Борис Акунин. Его серия про Эраста Фандорина выходила в издательстве «Захаров».
Каждую следующую серию он выпускал в новом издательстве:
«Кладбищенские истории» – Колибри,
серия про Пелагею – «АСТ»,
«Чайка» – Новый мир,
«Алтын‑толобас» – Олма,
«Сказки для идиотов» – GIF и так далее.
Пять или шесть новых книжных серий и на каждую было найдено новое издательство. И знаете, сколько из этих серий были не успешны? Все, кроме серии про Фандорина.
Однако это не помешало Акунину продолжать работать, поскольку его активы были диверсифицированы. Неудача одного проекта не мешала ему развивать остальные. Успешные серии чередовались с провальными.
После относительно провальной серии «Жанры» (только «Шпион» стал бестселлером), шла успешная серия «Смерть на брудершафт», затем неуспешная «Аристономия» и успешная «История российского государства».
Чтобы минимизировать потери нужно всегда иметь много проектов.
Отвалится один – вытянет другой.
Необходимо постоянно генерить новые источники дохода и искать новые способы своей творческой реализации.
Чтобы вы были устойчивы к кризисам, увольнениям и прочим свинцовым мерзостям жизни, у вас должно быть несколько источников дохода. Однако это не значит, что вы должны заводить двадцать работ вместо одной.
Работаете день, в обеденный перерыв пишете статью, вечером читаете лекцию, ночью пишете книгу, в выходной едете в другой город проводить тренинг.
Вы должны искать себе не новую работу, не новый способ потратить свое время. Ваша цель – найти новые источники получения денег. И этих источников должно быть как можно больше. Вы должны постоянно их создавать.
главное ваше требование к этому источнику – это должен быть пассивный доход. Он не должен требовать вашего времени. Если вы тратите на него время – это не источник дохода, это просто еще одна работа.
вы не тратите ваше время и силы на постоянное поддержание этого источника денег. Один раз выкопали колодец – и черпаете из него всю жизнь. Выкопали один колодец – и переходите к следующему.
Лучшие источники пассивного дохода – это инвестиции.
Все бедные люди совершают одну из двух ошибок – они либо тратят больше ресурсов, чем могут себе позволить на то, чтобы купить дешевле, либо не желают потратить меньшее количество ресурсов, чтобы добиться солидной экономии.
Все богатые люди при каждой сделке взвешивают – могут ли они купить это дешевле и во сколько им обойдется поиск более дешевого варианта.
Создаем финансовый резерв.
ежемесячное откладывание определенное суммы постепенно меняет ваше сознание.
Это деньги, которые вы не потратите НИКОГДА. Они просто должны у вас быть. Их задача – служить балластом, которые сделает вашу жизнь более устойчивой.
Ваша задача – не инвестировать их как можно выгоднее, а сохранить, защитить их как можно надежнее. Для этого лучше выбрать несколько инструментов, консервативных насколько возможно.
Но, все стратегии формирования по‑настоящему крупных капиталов на самом деле сводятся к одной‑единственной – инвестиции.
Первое по выгодности направление инвестирования – это инвестиции в себя. Вкладывайте деньги в свое образование. Покупайте знания, умения и знакомства, которые в будущем принесут вам гораздо больше денег, чем вы потратите сейчас.
Следующее направление – инвестиции в свое дело.
вкладываете деньги в людей, которые делают за вас вашу работу.
Следующий этап – масштабирование бизнеса. Если вы смогли создать один черный ящик, приносящий вам деньги значит, вы сможете создать сто таких черных ящиков.
И наконец, последний вид инвестиций – когда вы вкладываете в чужой бизнес.
Очень важный момент, который часто забывают начинающие инвесторы – нужно думать не о количестве вложенных денег, а об отдаче на вложенные деньги.
Важно понимать соотношение инвестиций и толщины денежного потока, который принесут вам ваши инвестиции. Скажем, просто хранить деньги в банке под процентами сегодня невыгодно. Инфляция съедает ваш капитал быстрее, чем он прирастает процентами.
Видение перспективы – это тоже навык и его нужно в себя встраивать. Любое дело можно рассматривать с двух точек зрения – сиюминутной выгоды и пользы, которое это дело принесет в перспективе.
Но, такое поведение обществом не одобряется.
Люди, которые мыслят «вдолгую», строят долговременные планы, вызывают подозрение.
наших людей приучили к тому, что, от них ничего не зависит и что все может измениться буквально в один момент.
1) Возьмите сумму, которую вы хотите заработать и разделите на количество людей, которые вам ее заплатят. Допустим, 1 миллион вы можете получить с одного человека, а можете с миллиона по рублю.
Если вы знаете, со скольких людей и какую сумму вы хотите получить, ваша задача – найти этих людей и найти то, что вы можете им дать.
2) Посмотрите вокруг и выясните, чего людям не хватает и за что они готовы платить. И выберите из того, что не хватает то, что вы можете им дать. Иногда это им нужно и они это хотят – идеальный вариант. Иногда они это хотят, но им это не нужно. Звучит, как работающая схема, но во второй раз эти люди не купят. И бывает, им это нужно, но они это не хотят. Значит нужно переупаковать товар так, чтобы они захотели.
3) Целевая аудитория. Составьте аватар вашего клиента. Описание человека, с которым вы хотите иметь дело. Кто ваш потенциальный заказчик? Опишите один его день и выясните, в какой именно момент дня он у вас что‑то покупает. Не придумывайте его, а опишите реальный.
4) Выясните, что общего у всех ваших клиентов. Например, это женщины. Или это люди небольшого роста. Или пользователи фейсбука. Когда вы это выясните, вы поймете, где этих людей искать.
5) Находите то место, где тусуются эти люди.
6) создаете некий магнит, который будет их притягивать. Например, проводите бесплатные семинары. Или выкладываете свои книги в свободный доступ. И вот этот магнит вы рекламируете со страшной силой. Если вы вкладываете деньги в рекламу, то все деньги должны идти на рекламу магнита.
7) У каждого, кто приходит к вам за магнитом, берете контакт и складываете в базу рассылки.
8) Постоянно подогреваете базу с помощью полезного контента – статей, рассказов, видео.
9) Создаете авторитет с помощью лидеров мнений.
10) Создаете профессиональную репутацию с помощью отзывов и кейсов.
11) Продаете этим людям что‑то недорогое.
12) Тем, кто что‑то купил, продаете что‑то средней стоимости.
13) Тем, кто купил, продаете что‑то дорогое.
14) Постоянно тестируйте. Меняйте на ходу, если что‑то не работает.
15) Запускайте сразу много таких проектов, причем так, чтобы они не были зависимы друг от друга.
16) Это могут быть разные люди. Например, вы сначала работаете с одним аватаром, от которого вам нужно получить отзыв. А потом с другим, который, увидев эти отзывы, делает вам серьезный заказ. Писатель пишет книгу, которую все читают и обсуждают, а потом получает от продюсера заказ на сценарий.
еще несколько простых, но неочевидных правил «для продвинутых пользователей»:
Продавайте. Будьте готовы продавать всегда.
Цените то, что делаете. Если вы что‑то продаете – называйте самую высокую цену.
Пикассо запросил 10 тысяч долларов за рисунок, который он набросал за минуту. Рисунок стоил именно столько, потому что вся предыдущая жизнь и работа Пикассо вложена в эти несколько черточек на бумаге. То, что стоит дороже, всегда покупают лучше. Повышайте цену. Если перестали покупать – продолжайте повышать цену.
Делайте маленькие шаги, при этом – постоянное тестирование и контроль. Вы почувствуете силу маленьких изменений, направленных на улучшение. Делаете, смотрите, анализируете, и всегда готовите большой рывок.
Маленькие изменения делают вас устойчивым. Однако решают – большие действия. Не приращивайте бизнес за счет фронтэнда. Всегда добавляйте бэкэнд, который позволит одним шагом удвоить ваш бизнес.
Заработал. Что дальше? Создайте правило, по которому вы будете выбирать новую цель.
Желаю вам удачи и процветания!