Знаете ли вы, какая книга вдохновила на создание фильма «Матрица»?
Это книга Жана Бодрийяра «Симулякры и симуляция». Именно ее открывает в начале фильма Нео. Эта книга была издана в 1981 году, но она поразительным образом отображает то, что происходит сейчас.
Совпадения удивительные. Например, фрагмент про президентов США:
С истощением политической сферы президент все больше уподобляется манекену власти, которым является вождь в первобытных обществах (Клястр).
Все последующие президенты платили и продолжают платить за убийство Кеннеди, так, будто это они заказали его, — что соответствует истине если не в фактическом, то фантазматическом плане. Они должны искупить этот грех и это соучастие через свое симулированное убийство.
Ведь последнее теперь только и может быть лишь симулированным. Президенты Джонсон и Форд оба были объектами неудачных покушений, которые если и не были инсценированы, то, по крайней мере, симулировались.
Кеннеди погибли, потому что воплощали политическую власть, политическую субстанцию, тогда как все последующие президенты были лишь их карикатурой, поддельной пленкой; любопытно, что все они (Джонсон, Никсон, Форд) имели обезьяньи черты, — обезьяны власти.
Смерть никогда не была абсолютным критерием, но в этом случае она показательна: эпоха Джеймса Дина, Мерлин Монро и Кеннеди, тех, кто реально умирали, потому что имели мифическое измерение, которое предполагает смерть (не из романтических побуждений, а как фундаментальный принцип реверсии и обмена), — эта эпоха давно закончилась.
Настала эпоха убийства с помощью симулирования, всеобъемлющей эстетики симуляции, убийства-алиби — аллегорического воскрешения смерти, которая нужна лишь для того, чтобы санкционировать институт власти, не имеющей без этого ни субстанции, ни автономной реальности...
Или узнайте, для чего на самом деле существует «Диснейленд»:
Диснейленд — прекрасная модель всех запутанных порядков симулякров.
Это, прежде всего игра иллюзии и воображения: Пираты, Пограничная территория, Мир будущего и т.д. Этот воображаемый мир, как считают, должен обеспечить успех действа. Но, что притягивает людей гораздо больше — это социальный микрокосм, миниатюризированная и религиозная Америка со всеми ее преимуществами и недостатками.
Вы паркуетесь снаружи, становитесь в очередь внутри и остаетесь один на один с собой на выходе. В этом воображаемом мире единственной фантасмагорией является свойственная толпе теплота и притягательность, а также чрезмерное количество гаджетов, призванных создавать и поддерживать этот эффект множественных переживаний.
Контраст с абсолютным одиночеством автостоянки — настоящего концентрационного лагеря — является полным. Другими словами: внутри — целый арсенал гаджетов, которые, как магниты притягивают толпу в разнонаправленных потоках; снаружи — одиночество, направленное на одну игрушку: автомобиль.
По невероятному совпадению (и это, несомненно, одно из наиболее очаровательных свойств данного универсума) этот быстрозамороженный инфантильный мир, как оказывается, был задуман и воплощен в жизнь человеком, который сам находится сегодня в замороженном состоянии и ожидает своего воскрешения при температуре ниже 180 градусов Цельсия: Уолтом Диснеем.
Вот так повсюду в Диснейленде проступает объективный профиль Америки — вплоть до морфологии индивидуальности и толпы. Миниатюра и комиксы служат тут для прославления всех ее ценностей. Забальзамированных и умиротворенных. Отсюда возможность (которой очень хорошо воспользовался Л. Марен в «Утопических пространственных играх») идеологического анализа Диснейленда, как дайджеста американского образа жизни, панегирика американским ценностям, идеализированной транспозиции противоречивой реальности. Все правильно.
Но за этим кроется другое, и этот «идеологический» туман служит прикрытием симуляции третьего порядка:Диснейленд существует для того, чтобы скрыть, что Диснейлендом на самом деле является «реальная» страна — вся «реальная» Америка (примерно так, как тюрьмы служат для того, чтобы скрыть, что весь социум, благодаря своей банальной вездесущности, является тюрьмой).
Диснейленд представляют как воображаемое, чтобы заставить нас поверить, что все остальное является реальным, тогда же как весь Лос-Анджелес и Америка, которые окружают его, уже более не реальны, а принадлежат к порядку гиперреального и симуляции.
Речь идет уже не о ложной репрезентации реального (идеологии), а о том, чтобы скрыть, что реальное перестало быть реальным, и таким образом спасти принцип реальности. Иллюзорность Диснейленда не является ни истинной, ни ложной — это машина апотропии, вызванная на сцену для воспроизведения в обратной точке фикции реального. Отсюда идиотизм этого воображаемого, его инфантильное вырождение.
Этот мир претендует на то, чтобы быть детским, чтобы убедить, что взрослые находятся в другом месте — в «реальном» мире, — и скрыть, что настоящая инфантильность повсюду, и это инфантильность самих взрослых, которые приходят сюда проиграться в детей, чтобы ввести самих себя в заблуждение относительно своей реальной инфантильности.
А в общем, Диснейленд не уникален. Заколдованное Село, Волшебная гора, Морской мир: Лос-Анджелес находится в окружении эдаких электростанций воображаемого, которые обеспечивают реальным, энергией реального город, чья тайна как раз состоит в том, что отныне он — лишь сеть непрерывной ирреальной циркуляции — город сказочных масштабов, но без пространства и без пропорций...
Мы живем в обществе СИМУЛЯЦИИ.
Но не в том плане, как это показано в фильме «Матрица» (Жан Бодрийяр говорил, что его идеи неправильно поняли).
Мы сталкиваемся с симуляцией ежедневно. Университеты симулируют образование. Преподаватели делают вид, что дают знания, а студенты — что учатся. Государство симулирует признание дипломов этой симуляции.
Власть (или то, что занимает ее место) уже не верит в Университет. На самом деле она знает, что он — это лишь зона размещения и надзора за целой возрастной категорией, поэтому ей нет дела до отбора — свою элиту она отыщет в другом месте или же иным способом. Дипломы ничего не значат: почему бы вообще не отказаться выдавать их, но власть готова выдавать их всем; для чего бы эта провокационная политика, если не для того, чтобы кристаллизовать энергию на фиктивной цели (отбор, работа, дипломы и т.д.), на уже мертвом и разлагающемся референтном? Жан Бодрийяр
Поликлиники симулируют заботу о здоровье общества. Если бы люди по-настоящему хотели быть здоровыми, то они заботились бы об этом сами. Предупреждали болезни.
Симуляция проникает повсюду. Вместо того чтобы ходить ногами, люди привозят на автомобилях свои тела в фитнес-залы и там ходят по беговым дорожкам (что может быть абсурднее?). Вместо настоящего живого общения мы имеем симуляции на разного рода тренингах.
Люди больше не смотрят друг на друга — для этого существуют культурные и социальные институции. Они больше не прикасаются друг к другу, но существует контактотерапия… Жан Бодрийяр
Большинство работ превратилось в чистой воды симуляцию. Они потеряли СМЫСЛ. Цель таких работ — занять людей, растратить их энергию, чтобы она не пошла в другое русло. Ваша работа — это случайно не симуляция?
События на Украине уже долгое время разворачиваются согласно идеям книги. Там происходит симуляция в симуляции. Люди сломали симулятор и обнаружили под ним слой неприглядной реальности.
Реальность — это горячая вода из крана, свет в доме, доступные продукты в магазинах, безопасность в городах. Все остальное типа коррупции — это игры в симуляции. Разрушив одну симуляцию, теперь нужно создавать другую. Но как это сделать, когда сама реальность начинает трещать по швам? Добро пожаловать в реальный мир.
Хотите понять глубинные смыслы того, что происходит сейчас в мире, прочитайте «Симулякры и симуляция». Книга сложная, но она того стоит.
P.S.
До начала съемок фильма «Матрицы» все актеры, занятые в главных ролях, и основные члены съемочной группы в обязательном порядке должны были прочитать книгу Жана Бодрийяра «Симулякры и симуляция».
«В сущности, Соединенные Штаты… — единственное реально существующее первобытное общество.»