Когда говорят про акции роста, многие представляют акции типа Virgin Galactic и Tesla или среди российских — Yandex. Это компании, которые не платят дивиденды, чистая прибыль отрицательная или совсем немного положительная (намного меньше, чем капитализация) и продукция которых модна среди нового поколения.
Но кто такие настоящие акции роста?
Очевидно те акции, которые имеют значительные преимущества среди конкурентов, которые открывают качественно новые рынки или продукты, и самое главное акции которых способны сильно расти в будущем.
А если акции уже выросли и уперлись в потолок, то как они тогда могут быть акциями роста?
Например, начнем с Tesla. Конечно электромобили – это огромный растущий новый рынок. Но стоимость Tesla в январе уже достигла 870 млрд долл. Это уже дороже стоимости всех других крупных производителей автомобилей. Хотя другие более крупные производители тоже проснулись, стали создавать электромобили и у них немало ресурсов, чтобы составить конкуренцию. Например, в Китае Tesla уже проиграла доминирование на рынке, а в США с трудом удерживает доминирование, но доля Tesla среди производителей электромобилей сокращается. В результате вопрос – в чем тогда будет дальнейший рост акций Tesla если стоимость компании уже как будто только Tesla производит все автомобили в мире, хотя это далеко не так и в будущем врядли будет правдой? Будет производить электросамолеты? Но пока никаких новых таких продуктов нет. Про дивиденды конечно не говорим, похоже, что и через десятки лет дивидендов тоже не будет.
Или еще более яркий пример — Virgin Galactic. Компания пытается создать новый рынок путешествий в космос с ценой за билет 450 тыс долл. Кто готов такой билет купить и как часто захочет летать чисто ради развлечения? Может найдется несколько тысяч, пусть даже десятков тысяч человек, которые готовы слетать раз в жизни. Капитализация в июне достигала 14 млрд долл. Не кажется, что экономика не сходится? И речь идет конечно не про дивиденды в будущем, а скорее о выживании, так как даже с таким ценником компания может так и остаться убыточной. Так как конкуренты тоже есть – Маск и Безос создают даже более прогрессивные корабли для полетов, и у них больше финансовых ресурсов, чтобы выдержать длинный марафон убыточности самого бизнеса.
И конечно стоит сказать про Yandex. Это уже что-то более реальное и адекватно оцененное. Но все же капитализация сильно выросла на завышенных ожиданиях. Капитализация – 2 трлн руб., чистый убыток за последний квартал 4,6 млрд руб. Хотя в удачные периоды бывает и прибыль, но конечно за год на десятки миллиардов, а не на триллионы, как у главного конкурента по построению экосистемы — Сбера. Почему речь про построение экосистемы? Потому что основной бизнес Яндекса – поиск. По примеру Гугл видим, что бизнес поиска и контекстной рекламы перестал сильно расти последние годы, пользователи уходят в мобильные девайсы (туда же уходит и сам Гугл в направлениях Android и Youtube). Поэтому бизнес поиска Яндекса конечно не дает драйверов роста стоимости акций. Также драйверов нет в других проектах популярных типа ЯндексКарты, которые почти не приносят монетизации и прибыли в отчетности. Речь идет только о двух других направлениях Яндекса – Такси и Маркет. Однако сколько реально стоят эти направления? Яндекс недавно выкупал доли в этих проектах у Uber и у Сбера. И эти два проекта по цене выкупа едва достигают 150 млрд руб. Получается всё остальное в капитализации 2 трлн руб. – это все таки поиск, которые уже не растет из-за невозможности еще больше увеличить долю конкурируя с Гуглом и сама отрасль поиск плавно переходит к стагнации, а не росту.
Поэтому год назад я даже не рассматривал эти акции, как акции роста. Так и получилось – рост на пару десятков процентов и начало падения для Virgin Galactic и Tesla, как-то не очень подтверждает их репутацию, как акций роста.
Что же я выбрал в свой дивидендный портфель в качестве акций роста?
Конечно ПИК и Самолет, которые качественно превосходили своих конкурентов и оказались на растущем рынке за счет льготной ипотеки, ввода эскроу-счетов приводящего к уходу с рынка мелких застройщиков, а также того факта, что многие застройщики-конкуренты застряли во времени и устарели со своими подходами к проектированию, строительству и маркетингу продаж. И при этом увеличивая объемы строительства на 30-40% в год данные ПИК и Самолет платят и планируют увеличивать дивиденды. Даже если рост цен на недвижимость уже остановился для них это тоже не проблема – Илон Маск же не хочет роста цен на автомобили, а просто создает продукт качественно отличный от других производителей и за счет маркетинга его продвигает. У Пик и Самолет капитализация миллиарды долл., а продукция и подходы имеет даже меньше достойных конкурентов, чем например экосистема Яндекса.
В результате за год именно эти акции роста ПИК и Самолет дали наибольший результат в рост всего портфеля на 140%.
Что можно сказать на будущее?
Акции роста – это не то, что уже стоит в несколько раз дороже реальной стоимости, а бизнес тех компаний которые имеют тенденцию к значительному росту и способен генерировать хорошие дивиденды в будущем, а не заниматься просто прорывов человечества ради амбиций создателя. Пока по-прежнему в моем портфеле акции роста именно ПИК и Самолет, по крайней мере их успех на ближайшие годы можно просчитать, в отличии от других псевдо акций роста.
Что такое «здесь и сейчас». Для кого-то час, для кого-то неделя, для кого-то год.
именно так. И за последний год такими оказались именно ПИК и Самолет на российском рынке, а не Яндекс например. Даже Сбер вырос больше Яндекса. Помимо дивидендов конечно.
давайте лучше начнём с того, что рынок электро мобилей вырос в китае на 160% за первое полугодие 2021г.
не 30-40% в год, а 160% за полгода.
и удерживать доминирование на таком рынке, просто создавая качественно отличный от других продукт — это и есть круто.
тесла остаётся мировым лидером электромобилей, 15% продаж за ними.
не вижу доказательств потери их лидерства в китае.
а то что пик вырос, рад за вас. но давайте вернёмся к этой теме через год после того как недавно закрылась льготная ипотека, а ставка кредитования в этом году поднялась >2%
это первое. а второе — TSLA и SPCE это совершенно разного рода акции, которые бессмысленно объединять в один «тип»
я не говорю что акции Тесла упадут.
Это не факт.
Поэтому шортить конечно бессмысленно.
Но вот то что роста на 100% в год дальше не будет — это факт.
ПИК и Самолет вот растут, а Тесла нет…
ПBМ,
Понимаете что 900 млрд долл — это капитализация всех других крупных производителей вместе взятых?
Получается что Тесла стоит как будто уже электромобили основной вид траноспортна, а у Тесла 90% рынка электромобилей.
Все же идет на удешвление стоимости автомобилей, конкуренцию между производителями (Вольксваген уже сколько моделей создал и строит огромный новый завод в Германии по производсту электромобилей).
В любом случае последние полгода покаывают, что Тесла уперлась в потолок капитализации.
Дальнейший рост показателей бизнеса только подтверждает что цена акций не должна падать, а расти дальшей некуда. Пока не изобретут электросамолеты вместо обычных.
прямой связи между рынком авто ДВС и ЭМ как бы нет. Кто-то перестроится, а кто-то из ДВСников полопается, как сдулся Polaroid, Nokia и даже HTC.
Будет ли Тесла новой HTC? Или новой HTC будет VW? :)
Мне кстати нравится VW, у меня их автомобиль.
На удешевление EV в первую очередь кмк работает сама TSLA, это именно их цель. У TSLA так же гигафабрика в германии. Открытие 9 октября. Неплохой драйвер?
electrek.co/2021/09/17/tesla-announces-giga-fest-launch-gigafactory-berlin/
Вы по поводу этого?
hightech.plus/2021/05/04/volkswagen-zapustit-v-kitae-svoi-tretii-zavod-po-proizvodstvu-elektromobilei
Компания Volkswagen China — китайское подразделение немецкого автоконцерна VW Group — приступила к строительству нового завода по производству электрических автомобилей на платформе MEB. Фабрика Volkswagen Anhui будет организована на месте бывшего завода JAC Motors, а за ее эксплуатацию будет отвечать совместное предприятие VW и JAC. Производственная мощность Anhui — 350 тыс. электромобилей в год.
Почитайте про соперничество огромной корпорации стоимость 100 млр долл (Вольксфаген) и небольшой корпорации выскочки стоимостью почему то 800 млрд долл:
thebell.io/volkswagen-kak-samsung-smozhet-li-avtokontsern-pobedit-tesla
Есть ли у Volkswagen шанс против Tesla?
Аналитики UBS (доклад цитирует CNN) считают, что есть. В пользу этого говорит опыт компании и запланированные гигантские — 35 млрд евро — инвестиции в «электрическое» развитие, включая программные компоненты и автопилот. По их расчетам, уже в 2022 году немецкая компания сравняется по продажам электромобилей с американской, а к 2025 году опередит ее на 300 тысяч (2,6 млн против 2,3 млн).
Важно и то, что у VW наконец появились достойные технически и с точки зрения пользовательского опыта конкуренты моделям Tesla, утверждают аналитики. Это электромобиль Volkswagen ID.3, проданный в 2020 году в количестве 56 500 экземпляров, и новый ID.4.
UBS указал, что инвесторы недооценивают скорость, с которой VW догоняет Tesla, и поднял целевую цену акции немецкой компании на 50%.
Раньше смартфонов и вообще мобильных не было.
Вы думаете те, у кого сейчас нет авто с двигателем внутреннего сгорания зачем то будет покупать электромобил?
Вообще-то транспорт будущего — это скорее что-то типа электросамокаты и общественный транспорт в крупных городах.
Но это всё не про Теслу.
Тесла — это замена авто ДВС. Даже грузовики пока не очень у них получается создать. Не говоря об автобусов и прочем.
Кстати даже у Вольксфаген — больше моделей сейчас чем у Теслы — разных размеров и прочем.
Так что единственный удел для Теслы — это показывать дальнейший рост, чтобы оправдать такую огромную цену выше всех других конкурентов вместе взятых. Кстати у конкурентов типа Вольксфаген денег больше и технологии тоже есть. Они вообще при желании работников Теслы всех могут переманить кроме Маска конечно.
Но ни о каких дивидендах и дальнейшем значительном росте речи больше не идет. Полгода назад Тесла уже окончательно перестала быть акцией роста.
— зачем VW лезть на настолько бесперспективный рынок, да ещё вкладывать туда 35 млрд евро, если она не собирается ничего с этого рынка поиметь?
— тесла, это не только авто. это вообще электроэнергетика и батареи. и ещё это автопилот. да всё спорно и не готово, но когда готово будет, будет стоить ещё дороже. «раньше смартфонов и мобильных вообще не было». а много ли сейчас электромобилей с полным автопилотом на дорогах общего пользования? ну пусть не с полным чтобы убрать руль и педали, а всё-таки с достаточно умным? а если представить траекторию движения рынка из точки сейчас в точку когда всё будет только на электромобилях с автопилотом?
Ещё раз к началу — Тесла находится во главе растущего рынка, куда даже такие уважаемые и продвинутые мастодонты как VW вкладывают немалые средства. Тесла лидер. VW — догоняющий. И VW считает нужным догонять, потому что видит выгоду. VW видит перспективы значительного роста, для отбивки 35 миллиардных инвестиций. А вы нет.
VW — еще укладывается в моей голове куда еще расти.
VW получате неплохую прибыль от обычного бизнеса и усиленно вкладывается в электромобили, пытаясь пусть немного запоздало догнать Тесла.
И знаете что? Шансов у VW больше. Они могут быть благодарны Тесла за открытие этого нового рынка, запродвижение идеи, но строить массовые дешевые электромобили для обычного потребителя, а не для узкой категории богатых людей, у VW получится в ближайшие десятилетия лучше чем у Тесла.
Если верите в электромобили вкладывайтесь в VW.
Лично я не сильно верю, что это огромный рынок (явно не больше уже текущей капитализации Тесла), да и похоже там скоро китайские компании преуспеют, а не Тесла и даже не VW.
вот простой пример.
В европе Тесла стоит 40 тыс евро.
VW электромобили стоят от 28 тыс евро.
Можно долго спорить что Тесла лучше, запас хода больше (в будущем сравняются), то это же не мобильный телефон стоимостью треть зарплаты для европейца. Это дорогая покупка. Но дорогие авто вообще в ЕС не любят покупать обычные люди. Не говоря уже про развивающиеся страны.
На этом конкуренцию на массовом рынке можно заканчивать. Финиш.
А раз вам нравится общаться в стиле советов, позволю себе посоветовать вам прочесть историю громадного застройщика евергранде и его банкротство. И если вас она напугает — продавайте свои акции пик пока не поздно.
вы в курсе очевидной разницы между этими компаниями помимо более подробных деталей?
что у ПИК долг почти нулевой (на начало года вообще был отрицательным), а у Evergrande 1,97 триллиона юаней (включая долг перед подрядчиками — 951 миллиард юаней), при этом чистая прибыль была в десять раз меньше.
У ПИК в 2021 будет примерно 150 млрд руб минимум чистая прибыль и чистый долг на уровне 10-20 млрд руб.
Как образом хотя бы из этого очевидного показатели не говоря о каких-то более подробных деталях эти компании похожи?
smart-lab.ru/q/PIKK/f/y/MSFO/net_debt/
долг LTM 284 млрд ₽, рост долга 150 млрд ₽
при прибыли в 150 млрд ₽, очевидно показывает что вся прибыль — это и есть долг.
Смарт Лаб просто не настроил как правильно складывать/вычитать средства/долг по эскроу-счетам из отчетности. Та же проблема в отношении всех других девелоперов.
Вот официальная информация
pik-group.ru/about/news-and-reports/news/43239
@InvestBuffett, я не бухгалтер даже и близко, но посмотрите сами графы «долгосрочные обязательства» __И__ «краткосрочные обязательства»
1.db-estate.cdn.pik-service.ru/attachment_pikru/0/51bb6dbe-773e-11e5-8124-001ec9d8c6a2/fs_pik_6m2021_rus_4a73e1b8dd6457cfc0c2e576c54fcf85.pdf
там даже эскроу отнять, никак 11,8 не получается. явно 11,8 это малая верхушка долга.
долгосрочный долг вырос на 50, краткосрочный на 61,
а дебиторская задолженность выросла на 80 только
в доходах похоже учитывается рост казначейских акций, на 55 ярдов.
в том и дело если вы не бухалтер девелопера про стандарт МСФО, как считать чистый долг с учетом эскроу-счетов, не знаете.
Но начните с простого вопроса — разве возможно, что ПИК самый крупный девелопер будет обманывать, публикая такую информацию на своем сайте, а аудитор большой четверки KPMG под этим подписываться?
Ответ простой — деньги на эскроу счетах в балансе вы не найдете — они учитываются вне баланса. Чтобы их учитывать, также как чтобы учитывать кредиторскую задолженность нужно также учитывать степень построенности квартир, которые проданы.
В итоге для девелопера более корректно смотреть на чистый корпоративный долг.
Вот официальная информация ПИК результата расчета:
- Чистый корпоративный долг по состоянию на 30 июня 2021 года составил 11,8 млрд рублей (на 31.12.2020 г. — минус 27,7 млрд рублей).
Pik group (pik-group.ru)Рейтинговые агентства типа Fitch естественно тоже проводят проверу расчетов, но прямо размер чистого долга не пишут. Косвенно можно понять из их пояснений:
Fitch Affirms PJSC PIK-specialized homebuilder Group at 'BB-'; Outlook Stable (fitchratings.com)
у других девелоперов также чистый долг довольно скромный:
ЛСР — чистый долг 34 млрд руб
«Группа ЛСР» публикует финансовые показатели за первое полугодие 2021 года | Новости | ПАО Группа ЛСР (lsrgroup.ru)
Попробуйте тоже посчитайте по их отчетности как эта цифра выводится — без понимания специфики девелоперского бизнеса не получится
lsr-cfs-6m2021-rus-final.pdf (lsrgroup.ru)