@InvestBuffett
@InvestBuffett личный блог
19 сентября 2021, 10:38

Кто такие настоящие акции роста? И почему я не инвестировал в акции типа Virgin Galactic, Tesla и Yandex, а инвестировал в ПИК и Самолет и заработал 145% за год?

Кто такие настоящие акции роста? И почему я не инвестировал в акции типа Virgin Galactic, Tesla и Yandex, а инвестировал в ПИК и Самолет и заработал 145% за год?

Когда говорят про акции роста, многие представляют акции типа Virgin Galactic и Tesla или среди российских — Yandex. Это компании, которые не платят дивиденды, чистая прибыль отрицательная или совсем немного положительная (намного меньше, чем капитализация) и продукция которых модна среди нового поколения.

Но кто такие настоящие акции роста?

Очевидно те акции, которые имеют значительные преимущества среди конкурентов, которые открывают качественно новые рынки или продукты, и самое главное акции которых способны сильно расти в будущем.

А если акции уже выросли и уперлись в потолок, то как они тогда могут быть акциями роста?

Например, начнем с Tesla. Конечно электромобили – это огромный растущий новый рынок. Но стоимость Tesla в январе уже достигла 870 млрд долл. Это уже дороже стоимости всех других крупных производителей автомобилей. Хотя другие более крупные производители тоже проснулись, стали создавать электромобили и у них немало ресурсов, чтобы составить конкуренцию. Например, в Китае Tesla уже проиграла доминирование на рынке, а в США с трудом удерживает доминирование, но доля Tesla среди производителей электромобилей сокращается. В результате вопрос – в чем тогда будет дальнейший рост акций Tesla если стоимость компании уже как будто только Tesla производит все автомобили в мире, хотя это далеко не так и в будущем врядли будет правдой? Будет производить электросамолеты? Но пока никаких новых таких продуктов нет. Про дивиденды конечно не говорим, похоже, что и через десятки лет дивидендов тоже не будет.

Или еще более яркий пример — Virgin Galactic. Компания пытается создать новый рынок путешествий в космос с ценой за билет 450 тыс долл. Кто готов такой билет купить и как часто захочет летать чисто ради развлечения? Может найдется несколько тысяч, пусть даже десятков тысяч человек, которые готовы слетать раз в жизни. Капитализация в июне достигала 14 млрд долл. Не кажется, что экономика не сходится? И речь идет конечно не про дивиденды в будущем, а скорее о выживании, так как даже с таким ценником компания может так и остаться убыточной. Так как конкуренты тоже есть – Маск и Безос создают даже более прогрессивные корабли для полетов, и у них больше финансовых ресурсов, чтобы выдержать длинный марафон убыточности самого бизнеса.

И конечно стоит сказать про Yandex. Это уже что-то более реальное и адекватно оцененное. Но все же капитализация сильно выросла на завышенных ожиданиях. Капитализация – 2 трлн руб., чистый убыток за последний квартал 4,6 млрд руб. Хотя в удачные периоды бывает и прибыль, но конечно за год на десятки миллиардов, а не на триллионы, как у главного конкурента по построению экосистемы — Сбера. Почему речь про построение экосистемы? Потому что основной бизнес Яндекса – поиск. По примеру Гугл видим, что бизнес поиска и контекстной рекламы перестал сильно расти последние годы, пользователи уходят в мобильные девайсы (туда же уходит и сам Гугл в направлениях Android и Youtube). Поэтому бизнес поиска Яндекса конечно не дает драйверов роста стоимости акций. Также драйверов нет в других проектах популярных типа ЯндексКарты, которые почти не приносят монетизации и прибыли в отчетности. Речь идет только о двух других направлениях Яндекса – Такси и Маркет. Однако сколько реально стоят эти направления? Яндекс недавно выкупал доли в этих проектах у Uber и у Сбера. И эти два проекта по цене выкупа едва достигают 150 млрд руб. Получается всё остальное в капитализации 2 трлн руб. – это все таки поиск, которые уже не растет из-за невозможности еще больше увеличить долю конкурируя с Гуглом и сама отрасль поиск плавно переходит к стагнации, а не росту.

Поэтому год назад я даже не рассматривал эти акции, как акции роста. Так и получилось – рост на пару десятков процентов и начало падения для Virgin Galactic и Tesla, как-то не очень подтверждает их репутацию, как акций роста.

Что же я выбрал в свой дивидендный портфель в качестве акций роста?

Конечно ПИК и Самолет, которые качественно превосходили своих конкурентов и оказались на растущем рынке за счет льготной ипотеки, ввода эскроу-счетов приводящего к уходу с рынка мелких застройщиков, а также того факта, что многие застройщики-конкуренты застряли во времени и устарели со своими подходами к проектированию, строительству и маркетингу продаж. И при этом увеличивая объемы строительства на 30-40% в год данные ПИК и Самолет платят и планируют увеличивать дивиденды. Даже если рост цен на недвижимость уже остановился для них это тоже не проблема – Илон Маск же не хочет роста цен на автомобили, а просто создает продукт качественно отличный от других производителей и за счет маркетинга его продвигает. У Пик и Самолет капитализация миллиарды долл., а продукция и подходы имеет даже меньше достойных конкурентов, чем например экосистема Яндекса.

В результате за год именно эти акции роста ПИК и Самолет дали наибольший результат в рост всего портфеля на 140%.

Что можно сказать на будущее?

Акции роста – это не то, что уже стоит в несколько раз дороже реальной стоимости, а бизнес тех компаний которые имеют тенденцию к значительному росту и способен генерировать хорошие дивиденды в будущем, а не заниматься просто прорывов человечества ради амбиций создателя. Пока по-прежнему в моем портфеле акции роста именно ПИК и Самолет, по крайней мере их успех на ближайшие годы можно просчитать, в отличии от других псевдо акций роста.

30 Комментариев
  • SergeyJu
    19 сентября 2021, 11:05
    Акции роста — это те акции, которые растут здесь и сейчас. Почему растут, зачем растут, размышления на тему, сколько еще будут расти, это все от лукавого.
    Что такое «здесь и сейчас». Для кого-то час, для кого-то неделя, для кого-то год. 
  • Union_Jack
    19 сентября 2021, 12:41
    Здравая статья. Но это же надо изучать бизнес, смотреть отчетность, циферки всякие анализировать — скука. Лучше не думая взять Теслу, Галактик и прочие ТАЛы на всю котлету! И вперед, к светлому будущему! 
  • П М
    19 сентября 2021, 13:07
    «с трудом удерживает доминирование, просто создаёт продукт» — как много манипуляций в этих фразах.

    давайте лучше начнём с того, что рынок электро мобилей вырос в китае на 160% за первое полугодие 2021г.

    не 30-40% в год, а 160% за полгода.

    и удерживать доминирование на таком рынке, просто создавая качественно отличный от других продукт — это и есть круто.

    тесла остаётся мировым лидером электромобилей, 15% продаж за ними.
    не вижу доказательств потери их лидерства в китае.

    а то что пик вырос, рад за вас. но давайте вернёмся к этой теме через год после того как недавно закрылась льготная ипотека, а ставка кредитования в этом году поднялась >2%

    это первое. а второе — TSLA и SPCE это совершенно разного рода акции, которые бессмысленно объединять в один «тип»
    • Roman Resner
      19 сентября 2021, 13:10
      ПBМ, очередной знаток Теслы. Посчитай, сколько автомобилей она должна продавать, чтобы окупить свою цену. А потом посмотри сколько вообще автомобилей продается в год. Потом умничай))).  Уверен что Тесла рухнет в не меньше чем пик.
      • Dr. Кризис
        19 сентября 2021, 13:51
        Gravizapa, Если Вы не зарабатываете на Тесле, то Вы в ней ничего не понимаете :)
        • Roman Resner
          19 сентября 2021, 14:27
          Dr. Кризис, Обычно так говорят те, кто в пирамиде сидит. Пока она не рухнет, им ничего не доказать.
          • Dr. Кризис
            19 сентября 2021, 15:36
            Gravizapa, Не путайте компанию входящую в SP 500 с Финикой :) Это все равно, что сравнивать попу с пальцем :)
      • П М
        19 сентября 2021, 14:02
        Gravizapa, сам и посчитай, умник, а мы проверим
      • Dr. Кризис
        19 сентября 2021, 14:04
        @InvestBuffett, Просто Вы ждёте от Теслы постоянного, непрерывного роста :) Экспоненту Вам подавай :) Но она так не растет :) После резкого роста она переходит в долгий боковик. Сейчас рост будет чаще, а боковики реже :)
      • П М
        19 сентября 2021, 14:12
        @InvestBuffett, по-поводу капитализации, интересно сколько была суммарная капитализация всех производителей телефонов, году этак в 2007, около пика? и сколько капитализация Apple сейчас.

        прямой связи между рынком авто ДВС и ЭМ как бы нет. Кто-то перестроится, а кто-то из ДВСников полопается, как сдулся Polaroid, Nokia и даже HTC.
        Будет ли Тесла новой HTC? Или новой HTC будет VW? :)
        Мне кстати нравится VW, у меня их автомобиль.
        На удешевление EV в первую очередь кмк работает сама TSLA, это именно их цель. У TSLA так же гигафабрика в германии. Открытие 9 октября. Неплохой драйвер?
        electrek.co/2021/09/17/tesla-announces-giga-fest-launch-gigafactory-berlin/
        • Dr. Кризис
          19 сентября 2021, 14:16
          ПBМ, Открытие 2-х гигафабрик, в Берлине и Техасе в этом году будет классным событием. Через 2-3 года в России будет много Модел Y немецкой сборки.
            • Dr. Кризис
              19 сентября 2021, 15:30
              @InvestBuffett, Ну что я думаю по этому поводу :) Многое :) Отдельный пост писать надо по поводу того, что я об этом думаю :) И тут дело вообще не в Тесла. Да Тесла -феномен. Да, Маск -гений. Это могут отрицать только дебилоиды последние и они же недоумки по совместительству :) Но тут все гораздо глубже. Почему растет Тесла это понятно. Но почему допустим, никто не кричит, что НИО выросшая в 35 раз за 10 месяцев, а не как Тесла всего в 10 раз, пузырь? НИО возглавляет гений? Нет. Никто даже не знает, кто ее возглавляет. Почему взлетела Никола? Ее возглавляет вообще прохвост. Почему она взлетела? Хайп? Но почему взлетают компании, вообще не имеющие отношения к электротранспорту? Биотехи, банки, девелоперы, Распадская :) Выросшая за 5 лет в 20 раз почему то не пузырь :) Просто ее капитализация укладывается в Вашей голове, а капитализация Теслы не укладывается :) Может дело в голове? А не в оценке? :) Мой совет — «Меняйте голову». :) А если не можете сменить, то меняйте свою обучаясь :) И в конце на подумать напишу вообще то, что сломает Ваш мозг -" Биткоин" :) Думайте !:)
          • П М
            19 сентября 2021, 15:25
            @InvestBuffett, вы сами себе противоречите:
            — зачем VW лезть на настолько бесперспективный рынок, да ещё вкладывать туда 35 млрд евро, если она не собирается ничего с этого рынка поиметь?
            — тесла, это не только авто. это вообще электроэнергетика и батареи. и ещё это автопилот. да всё спорно и не готово, но когда готово будет, будет стоить ещё дороже. «раньше смартфонов и мобильных вообще не было». а много ли сейчас электромобилей с полным автопилотом на дорогах общего пользования? ну пусть не с полным чтобы убрать руль и педали, а всё-таки с достаточно умным? а если представить траекторию движения рынка из точки сейчас в точку когда всё будет только на электромобилях с автопилотом? 

            Ещё раз к началу — Тесла находится во главе растущего рынка, куда даже такие уважаемые и продвинутые мастодонты как VW вкладывают немалые средства. Тесла лидер. VW — догоняющий. И VW считает нужным догонять, потому что видит выгоду. VW видит перспективы значительного роста, для отбивки 35 миллиардных инвестиций. А вы нет.
              • П М
                20 сентября 2021, 09:16
                @InvestBuffett, процесс снижения цен по мере развития технологий неумолим. Сможет ли его выдержать vw, посмотрим. У меня акции Тесла и машина vw, не вижу никакого диссонанса.
                А раз вам нравится общаться в стиле советов, позволю себе посоветовать вам прочесть историю громадного застройщика евергранде и его банкротство. И если вас она напугает — продавайте свои акции пик пока не поздно.
                  • П М
                    20 сентября 2021, 09:56
                    @InvestBuffett, я не читал, но смарт-лаб насчёт чистого долга с вами точно не согласен:
                    smart-lab.ru/q/PIKK/f/y/MSFO/net_debt/
                    долг LTM 284 млрд ₽, рост долга 150 млрд ₽
                    при прибыли в 150 млрд ₽, очевидно показывает что вся прибыль — это и есть долг.

                      • П М
                        20 сентября 2021, 13:03

                        @InvestBuffett, я не бухгалтер даже и близко, но посмотрите сами графы «долгосрочные обязательства» __И__ «краткосрочные обязательства»
                        1.db-estate.cdn.pik-service.ru/attachment_pikru/0/51bb6dbe-773e-11e5-8124-001ec9d8c6a2/fs_pik_6m2021_rus_4a73e1b8dd6457cfc0c2e576c54fcf85.pdf

                        там даже эскроу отнять, никак 11,8 не получается. явно 11,8 это малая верхушка долга.

                        долгосрочный долг вырос на 50, краткосрочный на 61, 
                        а дебиторская задолженность выросла на 80 только

                        в доходах похоже учитывается рост казначейских акций, на 55 ярдов. 

  • Эльзар Тимирбулатов
    19 сентября 2021, 14:39
    Что пик что самолёт это пузырь который разогнали, если вернуться в прошлое то конечно отличные инвестиции, но сейчас в них инвестировать это потерять деньги
  • Вася Баффет
    19 сентября 2021, 15:43
    Сегодня растут ПИК и Самолет, завтра Tesla, Virgin Galactic и Яндекс, а через какое-то время ещё какие-нибудь акции, о которых возможно мы пока ничего не знаем. Лично мне (меньше чем за 3 года) надоело тыкать пальцем в небо и смотреть, как компании, которых нет в моём портфеле, выстреливают каждую неделю процентов на 50! Единственный способ этого избежать — покупать весь рынок через пассивные индексные фонды. Чем я сейчас и занимаюсь, изменяю портфель в эту сторону. На западе это давно поняли и только это и делают (за исключением Баффета и Линча, но это гении, а мы с вами обычные люди).

Активные форумы
Что сейчас обсуждают

Старый дизайн
Старый
дизайн