В посте описано все важное (имхо), что рассказывает о своем бизнесе Самолет. Здесь нет финансового анализа и анализа операционки: опубликуем их в следующем посте.
Общее впечатление можно описать так: годовые отчеты становятся не сухими обзорами деятельности юридического лица за год, а рекламой. По сути, это и должно быть так, ведь за счет открытости компания привлекает инвесторов.
Но мы немного о другом. Например, Самолет добавил в свой отчет множество графиков, которые включают пятилетний период. Но не 2016-2020гг, а 2018-2023гг. Соответственно, значения за 2021-2023гг на таких графиках обозначены как прогнозные. Причем, почти на всех графиках динамика в 2018-2020гг +10-15%, а вот в прогнозных 2021-23гг — +40-60%.
Это бросается в глаза, и кажется, что компания уже показывает такую динамику. На самом деле, конечно же, это только прогноз. В общем, у нас появилось мнение, что такие графики специально сделаны как некий маркетинговый ход перед инвесторами.
Итак, концепция Самолета заключается в строительстве многоквартирных домов с отделкой (и в некоторых случаях еще и с мебелировкой). Помимо самих домов компания застраивает целые кварталы, вокруг которыхоблагораживает территорию для отдыха и занятий спортом, а также создает всю необходимую инфраструктуру.
В годовом отчете еще перечислены 10 принципов, которым должен соответствовать готовый продукт (6 «важных» и 4 «эстетических»), но они тоже выглядят как красивая подача от Самолета. Например, "аутентичность" (сделать дом таким, чтобы его нельзя было спутать с решениями других застройщиков), "кост-эффективность", "ориентация на клиента", "природность" и "добротность".
Но для диверсификации запускаются проекты в более высоком ценовом сегменте. В отчете такими обозначены оптимум, комфорт и комфорт+, а премиум и бизнес указаны как "индивидуальные решения".
Для всех классов жилья едино то, что осуществляется комплексное освоение территории со строительством социальной инфраструктуры (скверов, экотроп, школ, детских садов). Причем, последние строятся в первой очереди, чтобы первые заселившиеся жильцы могли отправлять детей учиться по месту жительства (кстати, наши подписчики в ТГ сказали, что это правда только на половину: 1 детский сад на 300 мест вряд ли будет достаточен для комплекса на 1500 квартир).
Есть и другие «фишки», которые уже разнятся в зависимости от класса жилья. Это могут быть индивидуальные планировки, использование для отделки и мебелировки более дорогих материалов, паркинги и так далее.
В годовом отчете Самолет также много пишет о таймбэке и развитии экосистемы для клиентов. Суть первого заключается в экономии времени клиента на разных фазах взаимодействия с ним (выбор квартиры, заселение, общение с управляющей компанией и т.д.).
Да, опять это слово «экосистема»… Так, у компании есть 3 ключевых сервиса-приложения для взаимодействия с жильцами-клиентами, подрядчиками, сотрудниками, а также маркетплейс для закупок.
Понятно, что ключевым ресурсом для максимизации прибыли является платформа компания-клиент (жилец). Самое простое — это цифровизация управления коммунальными услугами.Это удобно, на это есть запрос. Но Самолет также хочет объединять жителей конкретных домов и подъездов в сообщества через такую платформу.
Сейчас у многих жильцов есть беседы подъездов в мессенджерах. По задумке,такое общение будет перенесено в это приложение от Самолета. Выделение жильцов в различные целевые группы позволит предлагать им услуги малого бизнеса, которому Самолет сдает помещения в своих домах.
Из годового отчета складывается впечатление, что Самолет будет содействовать тому, чтобы различные отрасли малого бизнеса были представлены в квартале равномерно для удовлетворения наибольшего спектра услуг жильцов (короче, Самолет будет продавать базы данных своих пользователей, если называть вещи своими именами — ИМХО).