Спойлер – в этот раз Грааля не будет. Просто для вашего и нашего удобства мы решили вынести посты «за жизнь» в отдельную рубрику «Грааль забесплатно», чтобы они не смешивались с публикациями результатов портфеля и анализом эмитентов.
Хоть эта статья и не претендует на «граальность», надеемся, она все же будет кому-то полезна. Сегодня мы хотели бы поделиться нашим подходом к фундаментальному анализу публичных компаний. Тема, конечно, неоднократно освещалась на Смартлабе, поэтому мы решили сфокусироваться не на фундаментальном анализе вообще, а на том, как мы проводим его на регулярной основе в рамках реализации нашей инвестиционной стратегии.
Цель анализа
Фундаментальный анализ часто ассоциируется с процессом поиска недооцененных акций и «стоимостным инвестированием» по заветам Бена Грэма и Уоррента Баффета. Инвесторы анализируют компании и в случае, если «справедливая стоимость» существенно выше текущей цены, добавляют акции в портфель.
На практике мы видим несколько причин, почему эта картина несколько упрощает действительность:
Для себя мы решили, что фундаментальный анализ используется скорее как sanity check для компаний, которые мы отобрали как потенциально интересные в соответствии с определенными критериями.
Во-первых, только на американском рынке тысячи компаний и никакой жизни не хватит, чтобы отслеживать их в ручном режиме и уж тем более проводить фундаментальный анализ хотя бы десятой их части.
Во-вторых, мы считаем наиболее эффективным наполнять портфель компаниями, потенциал роста которых может быть реализован в ближайшие же месяцы, а для определения этого одного фундаментального анализа может быть недостаточно.
В-третьих, в условиях ограниченных временных ресурсов и информации (в отличие от инвестбанкиров в M&A сделках, у нас есть доступ только ограниченным публичным данным) мы не можем претендовать на то, что наша оценка – истинная и справедливая. Поэтому мы используем модели скорее для проверки – например, какие темп роста выручки или рентабельность заложенs в текущей цене, как они соотносятся к ожидаемыми?
Источники информации
Даже по не самому раскрученному эмитенту (условный DocuSign или Twilio) можно найти массу полезной информации. Чтобы не закопаться и эффективно выделять для себя главное, мы придерживаемся следующего подхода к изучению информации:
Шаг 1. Initiationcoveragereport. Лучший источник, с которого стоит начать знакомство с неизвестной доселе компанией – отчет какого-нибудь крупного банка (из тех, что называют Bulge Bracket), с которого банк начинает покрытие компании. Обычно это документ на 30-50 страниц с детальным описанием бизнес-модели компании, продукта, рынка, финансовых показателей и оценки. Это помогает сразу понять, чем бизнес занимается, как зарабатывает, в чем специфика, какие сильные и слабые стороны. Стоит отметить, что особенно это применимо для компаний, которые начали покрывать за последние 3-4 года. Более ранние отчеты могут оказаться уже не особо релевантны.
Шаг 2. Quarterlyearningsrelease. Пресс-релиз и инвесторская презентация по итогам последнего квартала позволяет понять, что происходит в компании конкретно сейчас – как она растет, прибыльна ли она, какие запускает продукты, какую инвестиционную программу реализует, что ожидает менеджмент в будущих периодах. Кроме того, изучение инвесторской презентации позволяет увидеть, какие специфические операционные и финансовые показатели компания использует – какие-нибудь net retention rate, dollar-based net expansion, annual contract value и т.п.
Шаг 3. СМИ и Seeking Alpha. Как правило, вскоре после квартальных отчетов о компании выходят статьи на SA и новости в уважаемых изданиях. Просмотр этих новостей позволит быстро понять, на что обратить внимание при изучении компании, какие показатели и новости были важными. При этом SA мы настоятельно советуем использовать как источник вдохновения, а не принимать результаты анализа авторов на веру – в конце концов, вы же отвечаете за свои инвестиционные результаты, а не они!
Шаг 4. Годовые / квартальные отчеты. Естественно, читать их от корки до корки строго противопоказано! В 10-K, 10-Q или 8-K приведена масса информации, обязательной к раскрытию, но совершенно не имеющей отношения к принятию инвестиционных решений. Как правило, отчетность нужна, чтобы разобраться в том, чего не видно в укрупненных цифрах: детализация выручки, затрат, дебиторки, долга или других показателей. К примеру, вы видите, что у компании резко увеличился долг, выпустились акции или упала рентабельность – отчетность позволит разобраться, с чем это связано
Шаг 5. Транскрипты звонков с менеджментом. При публикации квартальных результатов менеджмент компании всегда проводит колл с аналитиками ведущих инвестдомов. Зачастую в ответах на вопросы аналитиков содержится информация о планах компании и комментарии по значимым событиям, которые могут быть не раскрыты детально в самом релизе.
Шаг 6. Свежие equityresearchведущих банков. Когда у вас уже сформировалась позиция по ключевым вопросам, можно посмотреть свежие рисечи банков, чтобы сделать sanity check – ничего ли вы важного не упустили? Опираться на их прогнозы цены крайне не советую – всем известно про конфликт интересов sell-side аналитиков.
Шаг 7. Factbook. Не все, но многие компании публикуют отдельный экселевский файл с операционными и финансовыми показателями. Большая часть раскрывается в отчетности, но все равно – полезно и удобно.
Собственно анализ
Мы исходим из того, что стоимость бизнеса определяется следующими ключевыми факторами:
У стратегических консультантов есть такая приблуда – MECE (Mutually exclusive, collectively exhaustive). Суть ее сводится к тому, чтобы целиком и полностью разложить объект анализа на факторы – например, выручка раскладывается на цены и объемы либо на внутренний и международный рынок.
Аналогично, три фактора выше – это разложенная по МЕСЕ стоимость бизнеса. Это можно предельно упрощенно продемонстрировать на пальцах, вспомнив формулу Гордона, лежащую в основе DCF: P = CF * (1+g) / (WACC – g).
Темпы роста выручки
Итак, перед нами компания, которая выросла на 25% за последний квартал. Ниже – примерный, но далеко не исчерпывающий перечень моментов, на которые следует обратить внимание.
Понятно, что ключевые вопросы будут сильно розниться в зависимости от отрасли. Общая идея в том, чтобы определиться с наиболее вероятными ценами, объемами либо – в случае их высокой волатильности (например, в нефтехимии) – посмотреть на различные сценарии и среднецикловые показатели.
Конверсия в денежный поток
Часто говорят о конверсии выручки в EBITDA, т.е. о рентабельности продаж, но этот показатель не исчерпывающий – как минимум, он оставляет за скобками инвестиционную программу или проблемную оборотку, которые не учитываются в EBITDA, но существенно влияют на стоимость. Поэтому мы фокусируемся именно на свободном денежном потоке.
Итак, основные вопросы для рассмотрения:
Принятие инвестиционного решения
Итак, мы терпеливо изучили источники и ответили для себя на ключевые вопросы – что почему происходило и будет происходить в компании? Остался ключевой вопрос – и что теперь!?
Мы делаем для себя простую DCF-модель, которая позволяет понять, каким прогнозным показателям соответствует текущая стоимость бизнеса и насколько они реалистичны? Например, мы берем текущую капитализацию и видим, что она предполагает темп роста бизнеса в среднем 10% в ближайшие 5 лет. При этом у нас есть понимание, что скорее всего бизнес будет расти на 15-20%, а на ближайший год аналитики прогнозируют вообще 22%. Тогда делаем вывод, что текущая стоимость, скорее всего, не отражает весь потенциал роста. Аналогичные упражнения можно проделать и с другими ключевыми параметрами, являющимися факторами неопределенности.
Мультипликаторы мы используем с большой осторожностью. Во-первых, не всегда для компании можно подобрать адекватные аналоги. Во-вторых, для быстрорастущих компаний за счет эффекта низкой базы знаменателя (предположим, компания только вышла в плюс по EBITDA) мульты могут быть заоблачными и несопоставимыми друг с другом.
В любом случае, мы всегда используем EV/EBITDA, который позволяет сравнивать бизнесы на более сопоставимом базисе, чем всеми любимый P/E, в котором сидят и амортизация, и проценты, и налоги. Для убыточных компаний можно смотреть EV/Выручка, но ни в коем случае не P/Выручка, т.к. числитель и знаменатель должны быть consistent. Выручка – это показатель, который относится как к держателям долга, так и к акционерам, поэтому в числителе мульта должна стоять EV (стоимость бизнеса), а не P (стоимость акционерного капитала).
Словом, основа для принятия решения – это сопоставление implied параметров текущей стоимости с нашими ожиданиями, а мульты – скорее дополнительная проверка.
И еще несколько слов…
Напоследок хотелось бы отметить ряд популярных тезисов, с которыми мы категорически не согласны:
В заключение – признаем, что текст большой, скучный и без картиночек, а главное, пытающийся обобщить очень многое в формате одного поста. Здесь мы попытались сформулировать основные принципы и накидать общих примеров, но гораздо интереснее и полезнее, думаю, будет ознакомиться с иллюстрациями в виде анализа эмитентов из нашего портфеля, которые мы постараемся опубликовать в ближайшие дни.
Сохраняйте хладнокровие и инвестируйте!
Коллеги, подскажите, сколько времени занимает анализ одного эмитента в соответствии в изложенным алгоритмом?
Как правило 1.5-2 дня в зависимости от сложности компании. Но как мы писали, нет цели отсмотреть очень много компаний. Скорее, задача сделать sanity check решения, подсказанного алгоритмом.
Как Вы тогда успеваете за 7000 эмитентами фондового рынка США?
Можно тупо Эс энд Пи ограничится, или Расселом каким нибудь, но самое вкусное рождается не в них…
Плюс в том, что по автоматический отбор иногда позволяет обратить внимание на те компании, о которых сроду бы не узнал (у меня так было с MongoDB или Zscaler, например).
Мой вкус — кнопка «бабло». Одно плохо — ее не существует. Копать каждую из тысяч компаний — нерационально. Скринеры выдают только более менее известные компании. Так что отловить восходящий Амазон или Гугл весьма маловероятно (с пониманием риска этой затеи). Если только тогда, когда в ней уже сидят индексные фонды. А это уже сильно поздно.
— CAGR >30%
— MC > $1B
— прибыльность
Давайте посмотрим компании от $0.5B до 1.0В с CAGR 80% за пару лет. Должно получиться несколько десятков компаний, среди которых могут затесаться новые FAANG. Это прям первое, что пришло в голову, пример условный, но общая идея такая.
Благодарствую!
Непонятно, зачем в оценках использовать EBITDA?
Это же подарок для менеджмента. На одной амортизации можно двигать что угодно куда угодно.