Спойлер – в этот раз Грааля не будет. Просто для вашего и нашего удобства мы решили вынести посты «за жизнь» в отдельную рубрику «Грааль забесплатно», чтобы они не смешивались с публикациями результатов портфеля и анализом эмитентов.
Хоть эта статья и не претендует на «граальность», надеемся, она все же будет кому-то полезна. Сегодня мы хотели бы поделиться нашим подходом к фундаментальному анализу публичных компаний. Тема, конечно, неоднократно освещалась на Смартлабе, поэтому мы решили сфокусироваться не на фундаментальном анализе вообще, а на том, как мы проводим его на регулярной основе в рамках реализации нашей инвестиционной стратегии.
Цель анализа
Фундаментальный анализ часто ассоциируется с процессом поиска недооцененных акций и «стоимостным инвестированием» по заветам Бена Грэма и Уоррента Баффета. Инвесторы анализируют компании и в случае, если «справедливая стоимость» существенно выше текущей цены, добавляют акции в портфель.
На практике мы видим несколько причин, почему эта картина несколько упрощает действительность:
Для себя мы решили, что фундаментальный анализ используется скорее как sanity check для компаний, которые мы отобрали как потенциально интересные в соответствии с определенными критериями.
Во-первых, только на американском рынке тысячи компаний и никакой жизни не хватит, чтобы отслеживать их в ручном режиме и уж тем более проводить фундаментальный анализ хотя бы десятой их части.
Во-вторых, мы считаем наиболее эффективным наполнять портфель компаниями, потенциал роста которых может быть реализован в ближайшие же месяцы, а для определения этого одного фундаментального анализа может быть недостаточно.
В-третьих, в условиях ограниченных временных ресурсов и информации (в отличие от инвестбанкиров в M&A сделках, у нас есть доступ только ограниченным публичным данным) мы не можем претендовать на то, что наша оценка – истинная и справедливая. Поэтому мы используем модели скорее для проверки – например, какие темп роста выручки или рентабельность заложенs в текущей цене, как они соотносятся к ожидаемыми?
Источники информации
Даже по не самому раскрученному эмитенту (условный DocuSign или Twilio) можно найти массу полезной информации. Чтобы не закопаться и эффективно выделять для себя главное, мы придерживаемся следующего подхода к изучению информации:
Шаг 1. Initiationcoveragereport. Лучший источник, с которого стоит начать знакомство с неизвестной доселе компанией – отчет какого-нибудь крупного банка (из тех, что называют Bulge Bracket), с которого банк начинает покрытие компании. Обычно это документ на 30-50 страниц с детальным описанием бизнес-модели компании, продукта, рынка, финансовых показателей и оценки. Это помогает сразу понять, чем бизнес занимается, как зарабатывает, в чем специфика, какие сильные и слабые стороны. Стоит отметить, что особенно это применимо для компаний, которые начали покрывать за последние 3-4 года. Более ранние отчеты могут оказаться уже не особо релевантны.
Шаг 2. Quarterlyearningsrelease. Пресс-релиз и инвесторская презентация по итогам последнего квартала позволяет понять, что происходит в компании конкретно сейчас – как она растет, прибыльна ли она, какие запускает продукты, какую инвестиционную программу реализует, что ожидает менеджмент в будущих периодах. Кроме того, изучение инвесторской презентации позволяет увидеть, какие специфические операционные и финансовые показатели компания использует – какие-нибудь net retention rate, dollar-based net expansion, annual contract value и т.п.
Шаг 3. СМИ и Seeking Alpha. Как правило, вскоре после квартальных отчетов о компании выходят статьи на SA и новости в уважаемых изданиях. Просмотр этих новостей позволит быстро понять, на что обратить внимание при изучении компании, какие показатели и новости были важными. При этом SA мы настоятельно советуем использовать как источник вдохновения, а не принимать результаты анализа авторов на веру – в конце концов, вы же отвечаете за свои инвестиционные результаты, а не они!
Шаг 4. Годовые / квартальные отчеты. Естественно, читать их от корки до корки строго противопоказано! В 10-K, 10-Q или 8-K приведена масса информации, обязательной к раскрытию, но совершенно не имеющей отношения к принятию инвестиционных решений. Как правило, отчетность нужна, чтобы разобраться в том, чего не видно в укрупненных цифрах: детализация выручки, затрат, дебиторки, долга или других показателей. К примеру, вы видите, что у компании резко увеличился долг, выпустились акции или упала рентабельность – отчетность позволит разобраться, с чем это связано
Шаг 5. Транскрипты звонков с менеджментом. При публикации квартальных результатов менеджмент компании всегда проводит колл с аналитиками ведущих инвестдомов. Зачастую в ответах на вопросы аналитиков содержится информация о планах компании и комментарии по значимым событиям, которые могут быть не раскрыты детально в самом релизе.
Шаг 6. Свежие equityresearchведущих банков. Когда у вас уже сформировалась позиция по ключевым вопросам, можно посмотреть свежие рисечи банков, чтобы сделать sanity check – ничего ли вы важного не упустили? Опираться на их прогнозы цены крайне не советую – всем известно про конфликт интересов sell-side аналитиков.
Шаг 7. Factbook. Не все, но многие компании публикуют отдельный экселевский файл с операционными и финансовыми показателями. Большая часть раскрывается в отчетности, но все равно – полезно и удобно.
Собственно анализ
Мы исходим из того, что стоимость бизнеса определяется следующими ключевыми факторами:
У стратегических консультантов есть такая приблуда – MECE (Mutually exclusive, collectively exhaustive). Суть ее сводится к тому, чтобы целиком и полностью разложить объект анализа на факторы – например, выручка раскладывается на цены и объемы либо на внутренний и международный рынок.
Аналогично, три фактора выше – это разложенная по МЕСЕ стоимость бизнеса. Это можно предельно упрощенно продемонстрировать на пальцах, вспомнив формулу Гордона, лежащую в основе DCF: P = CF * (1+g) / (WACC – g).
Темпы роста выручки
Итак, перед нами компания, которая выросла на 25% за последний квартал. Ниже – примерный, но далеко не исчерпывающий перечень моментов, на которые следует обратить внимание.
Понятно, что ключевые вопросы будут сильно розниться в зависимости от отрасли. Общая идея в том, чтобы определиться с наиболее вероятными ценами, объемами либо – в случае их высокой волатильности (например, в нефтехимии) – посмотреть на различные сценарии и среднецикловые показатели.
Конверсия в денежный поток
Часто говорят о конверсии выручки в EBITDA, т.е. о рентабельности продаж, но этот показатель не исчерпывающий – как минимум, он оставляет за скобками инвестиционную программу или проблемную оборотку, которые не учитываются в EBITDA, но существенно влияют на стоимость. Поэтому мы фокусируемся именно на свободном денежном потоке.
Итак, основные вопросы для рассмотрения:
Принятие инвестиционного решения
Итак, мы терпеливо изучили источники и ответили для себя на ключевые вопросы – что почему происходило и будет происходить в компании? Остался ключевой вопрос – и что теперь!?
Мы делаем для себя простую DCF-модель, которая позволяет понять, каким прогнозным показателям соответствует текущая стоимость бизнеса и насколько они реалистичны? Например, мы берем текущую капитализацию и видим, что она предполагает темп роста бизнеса в среднем 10% в ближайшие 5 лет. При этом у нас есть понимание, что скорее всего бизнес будет расти на 15-20%, а на ближайший год аналитики прогнозируют вообще 22%. Тогда делаем вывод, что текущая стоимость, скорее всего, не отражает весь потенциал роста. Аналогичные упражнения можно проделать и с другими ключевыми параметрами, являющимися факторами неопределенности.
Мультипликаторы мы используем с большой осторожностью. Во-первых, не всегда для компании можно подобрать адекватные аналоги. Во-вторых, для быстрорастущих компаний за счет эффекта низкой базы знаменателя (предположим, компания только вышла в плюс по EBITDA) мульты могут быть заоблачными и несопоставимыми друг с другом.
В любом случае, мы всегда используем EV/EBITDA, который позволяет сравнивать бизнесы на более сопоставимом базисе, чем всеми любимый P/E, в котором сидят и амортизация, и проценты, и налоги. Для убыточных компаний можно смотреть EV/Выручка, но ни в коем случае не P/Выручка, т.к. числитель и знаменатель должны быть consistent. Выручка – это показатель, который относится как к держателям долга, так и к акционерам, поэтому в числителе мульта должна стоять EV (стоимость бизнеса), а не P (стоимость акционерного капитала).
Словом, основа для принятия решения – это сопоставление implied параметров текущей стоимости с нашими ожиданиями, а мульты – скорее дополнительная проверка.
И еще несколько слов…
Напоследок хотелось бы отметить ряд популярных тезисов, с которыми мы категорически не согласны:
В заключение – признаем, что текст большой, скучный и без картиночек, а главное, пытающийся обобщить очень многое в формате одного поста. Здесь мы попытались сформулировать основные принципы и накидать общих примеров, но гораздо интереснее и полезнее, думаю, будет ознакомиться с иллюстрациями в виде анализа эмитентов из нашего портфеля, которые мы постараемся опубликовать в ближайшие дни.
Сохраняйте хладнокровие и инвестируйте!
Коллеги, подскажите, сколько времени занимает анализ одного эмитента в соответствии в изложенным алгоритмом?
Можно тупо Эс энд Пи ограничится, или Расселом каким нибудь, но самое вкусное рождается не в них…