Как вы думаете, почему мне интересно читать каждый отчет Mail.ru и Яндекс, и я совершенно не могу заставить себя читать отчет какого-нибудь Новатэка или Лукойла?😁
Что плохо в отчете MAIL?
Человеческая природа тяготеет к постоянному расширению и росту. Когда ресурсы роста соцсети ВК были исчерпаны, компанию потянуло во все тяжкие. Тоже самое и с Яндексом по сути, но сейчас разговор про Мейл.
Я как предприниматель и инвестор уверен в том, что для того, чтобы быть лучшим, надо делать примерно всего одно дело и делать его лучше всех. Если ты соцсеть (причем не созданная тобой, а купленная), которая лезет в игры, доставку, образование, каршеринг, такси и прочее и прочее, то ты рискуешь просраться не только по новым направлениям, но и загубить соцсеть, которая генерит стержневой доход (конкуренты то не дремлют). Исключение — синергетически связанные бизнесы.
С другой стороны, конечно, если бы не MAIL и не Яндекс, потребитель бы не получил конкуренцию и кучу прикольных сервисов. Но мы тут инвесторы прежде всего, а не потребители. Пример неудачных попыток расширения за счет основного бизнеса — компания QIWI. Боюсь, что MAIL может пойти по тому же пути.
Что мы видим по отчету MAIL?
👉Новые бизнесы компании продолжают генерить увеличивающиеся убытки, потери от СП выросли с 2,5 ярдов до 5,4 ярдов.
За полгода число сотрудников увеличилось на 11%, на 1000 чел.
За пологода убыток приходящийся на СП составил 8,7 ярдов, За 2 квартал -5,4 млрд руб
👉Это начинает кушать кэшфлоу, и заставляет Мейл наращивать долг до рекордного уровня 20 млрд руб.
👉Почему снизилась ебитда? все просто:
расходы росли темпами опережающими выручку
выручка +4,4 млрд за год
персонал -2 мдрд
партнерские расходы -2 млрд
маркетинг -1,1 млрд
👉 Убыток от СП идет после ебитды и вырос на 3 ярда
👉Выручка растет медленно, существенно ниже темп чем у Яндекса, но не учтена выручка от СП, так было бы на 20% выше.
👉Игры показали спад из-за эффекта высокой базы 2 квартала 2020, но скорее всего это временно.
Белые пятна.
👉Основной вклад в убыток по ебитде внес растущий образовательный бизнес -1,1 ярд, который вроде как уже в следующем году обещают сделать прибыльным. Как я понял, они вложились в создание новых образовательных курсов (одноразово), что пошло в расходы 2 квартала, которые должны начать генерить профит.
В общем инвесторовать в Мейл или нет — это вопрос веры.
Вы верите, что группа сможет вывести в плюс кучу новых бизнесов, которые пока генерят растущие убытки?
Лично мне нравится только игры и сегмент образования.
Такси, каршеринг, доставка, онлайн ритейл — здесь у меня сомнения.
И как я уже сказал, есть риск, что со временем они упустят соцсети.
Мой вердикт — наблюдать со стороны.
Ну и СП с Алибабой в виде Алиэкспресс тоже нельзя выкидывать из оценки. Соц сети постепенно загнуться, как и рамблер.
По 1200 можно подумать в виде венчура.
Там есть нормальный материал, я покупал какие-то курсы младшекласснику.
А игры и сейчас генерят прибыль.
Что плохо в Яндекс?
прирост 7,5% за 4 месяца очень мало...
Технологически и концептуально Мейл.Ру слабая компания. Нет своего фирменного якорного продукта. у Гула и Яндекса это поиск. У Мейл.Ру? Типа почта, соцсети (опять же изначально не их продукт) или что ?
Решили сойтись со Сбером, вроде как кошелек-инвестор. Сбер в своих сервисах еще нарулит, вот увидите… а от Мейл.Ру и мокрого места не останется…
От них считалось правильнным избавляться (Футбольный клуб «Абрамович», "«Газпром»,...).
Сейчас это называется Экосистемой.
Это работает только в случае, если представляется в виде услуги — базовой платформы для подключения к ней чего-то.
Иначе нет