Все чаще стали появляться предсказания о начале кризиса, что все «рухнет в пол», «сложится пополам» и т.д. Попробовал взглянуть на этот вопрос на уровне цифр, а не эмоций.
За основу расчетов использовался подход, изложенный в https://smart-lab.ru/blog/601559.php где рассматривалась корреляция динамики цен на нефть и фьючерсы на различные базовые активы.
Суть подхода проста – для сопоставимого сравнения динамики различных инструментов используется нормирование их цен к уровню начальной даты для расчетов: значения цен на 1 января 2018 г. для каждого инструмента принимается за 1 (единицу), а последующие значения цен делятся на абсолютную величину этой цены.
Для анализа были выбраны акции МБ: Лукойл, Роснефть, Сургут, Татнефть, Сбер, Газпром, ГМКН, Яндекс; из товарных активов – нефть (Brent) и золото (Gold); из индексов – SP500 (SPX), RTSI, IMOEX; из валюты был взят доллар (Si).
На графике ниже приведена динамика индексов SP500 (SPX), RTSI и IMOEX к уровню января 2018 г. (Здесь и далее, в легенде к графику указывается не только расшифровка обозначений, но и значение изменения цены инструмента за соответствующий период в разах.)
На начало 2020 г. из индексов IMOEX показывал самый высокий рост к уровню 2018 г., а SP500 (SPX)– самый низкий. Самый большой спад в начале 2020 г. продемонстрировал RTSI, самый минимальный — IMOEX. Именно IMOEX на протяжении всего периода с января 2018 г. по текущий момент включительно (29.07.2021 г.) сохранял лидерство по темпам роста.
Для понимания процесса восстановления индексов после спада от эпидемии КОВИД-19, посмотрим на подобную динамику, но отнесенную к уровню января 2020 г. (предкризисный уровень) – см. график ниже.
От предкризисного уровня наибольшее снижение продемонстрировал RTSI, а вот быстрее восстановился и до текущего времени демонстрирует более высокие темпы роста уже не IMOEX, а SP500.
В связке индексы – золото – валюта – нефть слабым звеном с точки зрения темпов роста является нефть. Причем как в динамике с января 2018 г., так и в динамике с января 2020 г. – см. графики ниже.
И, наконец, сводная таблица, иллюстрирующая динамику всех исследуемых инструментов:
Первая строка таблицы показывает рост к уровню января 2018 г. по состоянию на января 2020 г., т.е. докризисный уровень выбранных показателей. Вторая строка показывает текущий уровень показателей к уровню января 2018 г. Сравнение этих двух строк дает представление о том, восстановился ли уровень показателей к докризисному значению. Зеленой заливкой выделены лидеры роста, которые не только восстановили, но и превысили докризисный уровень. Третья строка в таблице показывает рост показателей с начала пандемии – текущий уровень по отношению к уровню января 2020 г. Зеленой заливкой выделены показатели, продемонстрировавшие наибольшее восстановление и превышение докризисного уровня января 2020 г.
Внизу таблицы приведены максимальный рост и максимальный спад показателей за период с января 2018 г. по текущий момент, а также даты этих максимумов. Из 14 выбранных показателей максимум роста зафиксирован в текущем году у 9 инструментов, а максимум снижения в 2020 г. (в год кризиса) – только у 5 инструментов (ожидалось, честно говоря, больше).
Какие выводы из этого можно сделать? Выскажу самые общие:
— Монетарная политика ЦБ стран безусловно оказала правильное влияние на ситуацию.
— Анализируя значения максимального спада можно охарактеризовать спад 2020 г. не таким уж и страшным (глубоким), если давать оценку не в моменте 2020 г., а с некоторой ретроспективой.
— Прямо «выдающуюся» динамику восстановления и роста демонстрирует по сути только SP500. Но все знают про «QE»…
— В целом, проведенные расчеты не свидетельствуют прямо о неминуемом и скором спаде. В плане возможного снижения, я бы предположил некоторую коррекцию, не более.
— И немного юмора: нефть в данном соседстве, выглядит просто «бедным родственником».
Данный анализ является косвенным, и не претендует на истину в конечной инстанции.
Не является торговой рекомендацией.