Андрей Колесников
Андрей Колесников личный блог
19 июля 2021, 16:06

Большие долговые кризисы. Принципы преодоления. Далио Рэй

Большие долговые кризисы. Принципы преодоления. Далио Рэй

 

В книге показан шаблон, проясняющий, как протекают все долговые кризисы, и сформулированы основные принципы их преодоления.

Кредиты сложно оценивать как «хорошие» или «плохие», потому что развитие в экономической сфере чаще всего происходит именно за счет взятых в долг денег.

 

Если экономическая выгода от использования заемных средств достаточна, чтобы вернуть деньги, — это хорошо.

 

Если условия кредитования жестко требуют гарантированной выплаты долга с процентами, то займов будет меньше и развитие затормозится.

 

Если условия более гибкие, это способствует большему развитию, однако может создать серьезные проблемы, которые перечеркнут всю созданную пользу: в экономике сформируется «пузырь».



Компания Bridgewater проделала огромную работу по ретроспективному анализу долговых кризисов разных государств.

 

Этот анализ помог осознать их причинно-следственные связи, выделить несколько архетипов кризиса и разработать принципы успешного преодоления для каждого варианта.

Эти принципы и алгоритмы принятия решений помогают Bridgewater загодя готовиться к экономическим «бурям», даже к тем, которые на нашем веку не случались.

 

За несколько лет до финансового кризиса 2008 года (а подобные события не происходили в экономике с 1929–1932 гг.) компания разработала специальный «измеритель депрессии» — и успешно преодолела кризис, когда почти все остальные понесли огромные убытки.


Что рассматриввет Рей Далио:


Общая теория развития долговых кризисов.

Сравнительный анализ 48 кризисов разных стран.

Детальный анализ и новостной фон нескольких самых крупных кризисов.

Эта книга для руководителей, собственников, экономистов, финансистов и всех, кому важно заранее увидеть «пузыри» в экономике.


После того как Рея не раз заставали врасплох события, с которыми он ранее не сталкивался, Рей решил более не полагаться на собственный опыт, а изучить все крупные экономические и рыночные потрясения в истории и сделать это так, чтобы они представлялись собственным «виртуальным опытом» — то есть так, будто он сам переживал эти события в реальном времени.

 

В таком случае ему бы приходилось делать собственные ставки на рынке, как если бы он знал только то, что произошло до того момента.

 

Рей добился этого, подробно изучив примеры из истории в хронологическом порядке, переживая каждый из них так, как если бы он лично пребывал в тех реалиях в течение долгих дней и месяцев.

Этот опыт значительно расширил и углубил ено видение вопроса по сравнению с тем, как если бы он полагался только на собственный пережитый опыт.

 

За свою жизнь Рей прошел через загнивание и постепенный распад глобальной валютной системы (Бреттон-Вудской системы) в 1966–1971 гг.,

 

инфляционный «пузырь» 1970-х годов

 

и его «разрыв» в 1978–1982 гг.,

 

 латиноамериканскую инфляционную депрессию 1980-х годов,

 

японский «пузырь» конца 1980-х годов

 

и его «разрыв» в 1988–1991 гг., глобальные долговые «пузыри», в результате которых произошел «крах доткомов» в 2000 году, и «великий делеверидж» 2008 года.

 

Ключ к правильному урегулированию долговых кризисов,  заключается в том, чтобы лица, определяющие политику, знали, как правильно использовать свои рычаги, и обладали необходимыми полномочиями для этого.

 

 

Изучая же историю экономики, Рей смог стать свидетелем и участником коллапса Римской империи в V веке н. э., долговой реструктуризации в США в 1789 году, жизни в Веймарской республике в 1920-х годах, глобальной Великой депрессии и Второй мировой войны, захлестнувшей множество стран в 1930–1945 гг., а также многих других кризисов.

наблюдать за экономикой и рынками (или за чем угодно) день за днем — это все равно, что находиться в эпицентре назревающего бурана, когда миллионы частиц информации бьют в лицо, и нужно суметь синтезировать их в одно и отреагировать на все сразу.

 

Проделав эту работу, вы заметите, что протекание всех исторических примеров проходит, по сути, одинаково, как описано в «архетипе», при этом вы заметите их отличия и задумаетесь, почему эти отличия есть и как их объяснить, что углубит ваше понимание вопроса.

 

 Таким образом, когда придет время следующего кризиса, вы будете к нему лучше подготовлены.

Хотите узнать о принципах преодоления долговых кризисов? Познакомьтесь с обзором.

 

Титан хедж-фондов Рэй Далио стал свидетелем и преодолел множество экономических, кредитных и кредитных кризисов, включая стагфляцию, крах доткомов и Великую рецессию.

 

Чтобы понять механику финансовых кризисов, Далио расширяет свою временную шкалу, чтобы изучить основы спадов, восходящих к Римской империи.

 

Его всестороннее исследование требует подробного технического чтения, но Далио предлагает руководителям и инвесторам объектив, через который можно определить экономические бедствия, а также план действий по преодолению беспорядков.

 

 Рэй Далио начинает с основ: кредитор расширяет покупательную способность бенефициара посредством ссуды, и бенефициар обязан выплатить этот долг.

 

 Заинтересованные стороны должны понимать, что всегда есть какой-то процент долга, на который не будет дефолта;

 

И способность уменьшить  потери за счет временной или диверсификации портфеля имеет решающее значение.

 

В любом экономическом цикле процесс заимствования приводит в движение как фазу роста экономического цикла, так и фазу сжатия.

 

 Период сокращения включает финансовые убытки кредиторов из-за невыполнения обязательств заемщиками, а также замедление экономической активности как в национальной, так и в глобальной финансовой экосистеме.

 

В то время как кредитный и долговой кризисы обладают уникальными качествами, в совокупности они сохраняется общность.

 

Обзор Далио примерно 48 исторических финансовых спадов, каждый из которых обозначен падением ВВП более чем на 3%, предлагает множество интересных идей.

 

Обвал долга часто начинается, когда платежи, требуемые по существующим обязательствам, превышают потоки доходов, необходимые для этого погашения.

 

Центробанки могут облегчить часть долгового бремени за счет снижения процентных ставок, но это дает только стимулирующий эффект на определенное время.

 

Когда процентные ставки достигают нуля, у центральных банков остается мало боеприпасов, и начинается болезненный процесс сокращения доли заемных средств.

 

Долговые события могут принимать форму инфляционных, а также дефляционных спиралей.

 

Долговые события могут вызвать инфляцию, а также дефляцию, и эти явления могут происходить как в странах, чьи обязательства обеспечены суверенной валютой, так и в странах, чьи долги выражены в иностранных валютах.

 

 крупные коллапсы представляют собой долгосрочные долговые события.

 

Они начинаются с беспрепятственного предоставления кредита, роста доходов и увеличения долга.

 

В эти периоды объем кредитов и долга в экономике продолжает расти, а стоимость активов растет.

 

хорошие времена заканчиваются, когда долговое бремя превышает долговое бремя потока погашения.

 

На этом этапе процесс разворачивается через цикл сокращения доли заемных средств и приводит к тому, что автор характеризует как экономическую бойню:

доходы падают, и кредиторы должны списывать стоимость ссуд и брать убытки.

 

Резкое сокращение также приводит к резкому росту безработицы в сочетании с существенным снижением ВВП.

 

Типичный 12-летний дефляционный долговой цикл характеризуется несколькими фазами.

 

Вначале доходы и богатство растут быстрее, чем рост ссуд, хотя уровень долга заметно увеличивается, а экономическая среда остается устойчивой.

 

При этом уровень долга ускоряется быстрее, чем рост доходов, но обслуживание долга заемщиков по-прежнему остается управляемым.

 

Тем не менее, соотношение долга к доходу становится несбалансированным, что увеличивает воздушный шар заемного капитала, хотя ВВП и экономические показатели продолжают демонстрировать хорошие показатели.

 

На этом этапе увеличение заимствований приводит к большему росту экономики. Уровень активов растет, и как заемные средства, так и кредиторы генерируют огромные объемы транзакций.

 

Центральные банкиры часто упускают из виду мыльные пузыри, поскольку они склонны сосредотачиваться на инфляции, ВВП и безработице.

 

 Пузыри часто связаны с безудержным бычьим настроением на рынке в отношении таких классов активов, как акции и недвижимость.

 

Кредитные потоки легко поступают, и в системе накапливается кредитное плечо, поскольку изобилие кредиторов и заемщиков укрепляет уверенность и веру в постоянное процветание.

 

На этом фоне, заинтересованные стороны создают значительную задолженность, принимают профили с высоким уровнем риска в свои инвестиционные портфели и несут чрезмерное соотношение долга к доходу, что ставит их в шаткое положение.

 

Центральные банкиры часто упускают из виду мыльные пузыри, поскольку они склонны сосредотачиваться на инфляции, ВВП и безработице.

 

 Кредитные потоки легко поступают, и в системе накапливается кредитное плечо, поскольку изобилие кредиторов и заемщиков укрепляет уверенность и веру в постоянное процветание.

 

На этом фоне Далио объясняет, как заинтересованные стороны создают значительную задолженность, принимают профили с высоким уровнем риска в свои инвестиционные портфели и несут чрезмерное соотношение долга к доходу, что ставит их в шаткое положение.

 

Центральные банкиры часто упускают из виду развитие пузырей, потому что, по мнению автора, они склонны обращать внимание на инфляцию, ВВП, безработицу или некоторую комбинацию этих показателей. Однако основное внимание следует уделять уровню долга.

 

 Далио перечисляет некоторые заслуживающие внимания предупреждающие признаки пузырей — чрезмерные уровни цен по сравнению с историческими показателями, страстное доверие заинтересованных сторон, безудержные спекуляции и гибкая денежно-кредитная политика.

 

Цикл обычно меняется, когда ужесточение действий центрального банка приводит к увеличению затрат на обслуживание долга.

 

Этот разворот приводит к дефолтам, и цикл кредитного плеча начинает разворачиваться. Корпоративные, экономические и потребительские основы начинают ухудшаться, и начинается процесс очищения системы от чрезмерного увлечения.

«Во многих случаях,  денежно-кредитная политика помогает надуть пузырь, а не сдерживает его».

 

Затем Далио рисует мрачную картину: в результате этих ненадежных условий кредитование иссякает, предприятия и потребители теряют связь, а экономические условия ухудшаются по сравнению с ВВП и занятостью.

 

Лица, определяющие политику, могут использовать множество фискальных и монетарных политик для решения проблемных экономических условий.

 

слишком часто чиновники связаны недостатком знаний или политически сдерживаются от принятия необходимых мер, таких как списание долга и сокращение бюджетных расходов.

 

 На этом этапе продолжается процесс сокращения доли заемных средств, поскольку заинтересованные стороны восстанавливают баланс и улучшают свою финансовую отчетность.

 

В центре цикла колесо вращается, и рост доходов снова превышает накопление долга.

 

Эксперты в области политики могут создать экономическую среду, способствующую восстановлению.

 чиновники должны стремиться к достижению наилучшего баланса между сокращением уровня долга, стимулирующей денежно-кредитной политикой и достаточной ликвидностью на рынке.

 

 приоритетом номер один для руководителей должно быть более точное нацеливание на показатели долга.

 

 Типичный цикл восстановления занимает от пяти до 10 лет.

 

как и в экономических моделях спроса и предложения, долговой цикл в конечном итоге возвращается к состоянию равновесия.

 

 типичный этап восстановления занимает от пяти до 10 лет, прежде чем экономические меры вернутся к прежним уровням.

 

«В начале цикла, долг не растет быстрее, чем доходы, даже несмотря на то, что рост долга сильный».

 

Заинтересованные стороны сталкиваются со значительными препятствиями, во время дефляционного сокращения, но инфляционное сокращение доли заемных средств создает еще более пугающую среду.

 

 Страны, валюты которых не входят в число мировых резервных валют, как правило, испытывают спирали гиперинфляции.

 

 обычно эти страны также имеют огромный бюджетный дефицит и накапливают значительную сумму долга у инвесторов, большая часть которого номинирована в иностранной валюте.

 

Хотя окончания инфляционного и дефляционного циклов расходятся, начальные стадии часто похожи.

 

С суверенной точки зрения, заинтересованные стороны в стране, которая полагается на долги, выраженные в иностранной валюте, будут наращивать заимствования, поскольку доходы и экономические условия окажутся благоприятными.

 

Цикл строится на этом первоначальном импульсе, поскольку иностранные инвесторы вкладывают деньги в страну в поисках лучшей прибыли и роста.

 

«На первой стадии пузыря, долги растут быстрее, чем доходы, и они ускоряют высокие доходы и рост активов».

 

Рост цен на активы и сильная валюта укрепляют ожидания людей, но уровень долга по отношению к соотношению доходов и услуг становится все шире, а воздушный шар расширяется.

 

 Тем не менее,  прямые иностранные инвестиции ускоряются, поскольку участники рынка видят энергичный экономический ландшафт.

 

 Признаки такого  рвения, в том числе уровни потоков капитала на уровне примерно 10% от ВВП, оценки валют на 15% выше, чем это было оправдано, и скачки на фондовом рынке, превышающие 20% ежегодно.

 

При этом отношение долга к ВВП увеличивается на 10% в год в течение нескольких лет, а внешний долг накапливается, достигая 45% ВВП.

 

Затем наступает спад: когда цены на активы и долг достигают своего пика, инвесторы ставят под сомнение долгосрочное здоровье страны.

 

Как и в случае восходящего тренда, цикл подпитывается самим собой, а негативные настроения только подливают масла в огонь.

 

Для чиновников сигнал тревоги о суверенном инфляционном кризисе обычно звучит, когда иностранные инвестиции замедляются.

 

«Все меняется на противоположное, когда пузырь лопается, и те же связи, которые надували пузырь, делают спад самоподдерживающимся».

 

Именно здесь, происходит расхождение в результатах.

 

Центральные банкиры могут манипулировать своей валютой, пытаясь смягчить экономическое недомогание.

 

 Благодаря девальвации — обычно примерно на 30% по отношению к международным валютам — уровень долга становится более управляемым, но это кратковременное явление.

 

Заинтересованные стороны видят ослабление валюты и реагируют неблагоприятно.

 

Исходящие потоки валюты приводят к дальнейшему обесцениванию, которое распространяется на всю экономику за счет повышения цен и экономического спада, включая сокращение ВВП примерно на 8% и высокий уровень безработицы.

 

Далио советует инвесторам дождаться того момента, когда условия ухудшатся до апокалиптического уровня.

 

Руководители центральных банков страны в конечном итоге находят одинаковую валютную оценку, которая привлекает иностранных покупателей.

 

разорение остается в виде высокого уровня долга, инфляции и слабого экономического роста до тех пор, пока настроения не подтолкнут вперед новый цикл роста.

 

Некоторые страны никогда не вырвутся из гравитационного колодца инфляционной депрессии.

 

страна, которая держит свои долги в собственной валюте, лучше всего справляется с циклом сокращения доли заемных средств.

 

Политики обычно не хотят идти на жесткие уступки, ограничивая расходы и сокращая долю заемных средств.

 

Вместо этого они продолжают девальвировать свою валюту, запуская печатный станок.

 

яркий пример, Веймарскую республику Германии в 1920-х годах, когда наблюдалась массовая гиперинфляция.

 

Во многих отношениях, Великая рецессия 2008 и 2009 годов прошла по пути дефляции и сокращения доли заемных средств, аналогичному Великой депрессии.

 

Чрезмерная задолженность, спекуляции с недвижимостью и токсичные финансовые инструменты способствовали ошеломляющему спаду кредита.

 

 как это произошло во время Великой депрессии, Федеральная резервная система США подготовила почву для пузыря и его последующего разрушения.

 

Денежно-кредитная политика с 2001 по 2004 год подпитывала спекулятивную жилищную манию, которая продолжалась даже после того, как официальные лица ФРС изменили траекторию ставок и к 2006 году повысили ставку по федеральным фондам с 1% до 5%.

 

На рынке произошел всплеск долга, поскольку потребительские займы выросли с 85%. доходов в 2000 году до 120% в 2006 году.

 

Заемщики, кредиторы и инвесторы оказались в середине пузыря, характеризуемого яростно бычьим менталитетом.

 

Оценки резко выросли, и заинтересованные стороны предположили, что вечеринка будет длиться вечно.

 

Кредитное плечо, рискованные методы кредитования и экзотические финансовые инструменты создали настоящий шторм излишеств.

 

Ужесточение ФРС продолжалось, что привело к росту затрат на обслуживание долга для потребителей и предприятий.

 

«Неисполнение долгов и реструктуризация бьют по людям, особенно кредиторам с заемными средствами (например, банкам), и страх каскадирует по всей системе».

 

дела начали ухудшаться в 2007 году, когда рынок субстандартного ипотечного кредитования испортился.

 

Дефолты по жилью быстро росли, что спровоцировало снижение цен на жилье.

 

 Кредиторы понесли большие финансовые потери, и пузырь лопнул.

 

по мере распространения инфекции по финансовой системе участники рынка, столкнувшиеся со сложными механизмами финансирования, понесли огромные убытки.

 

 В 2008 году неудачи Bear Stearns и Lehman Brothers и последующий обвал рынка поставили систему на колени.

 

Должностные лица ФРС и законодатели приняли чрезвычайные и нетрадиционные меры, включая политику нулевых процентных ставок, количественное смягчение и Программу помощи проблемным активам.

 

В последующие годы, сообщает Далио, цикл сокращения доли заемных средств продвинулся вперед и в конечном итоге восстановил здоровье и баланс финансовой системы и экономики.

 

 Рэй Далио, дальновидный инвестор и эксперт по рынку, сосредотачивает свое грандиозное видение на процессе создания и разрушения пузырей.

 

 Это его благонамеренная и грозная попытка поделиться своими кровно заработанными и глубокими знаниями о том, как рынки функционируют в этих условиях.

 

 Хотя работа Далио далека от легкого чтения и не предназначена для непрофессионала, она освещает возможные стратегии инвестирования и выживания для тех, кто уже хорошо разбирается в рынках и их моделях.

 читатель должен прийти к Далио, вооруженный терпением и готовностью учиться.

Те, кто это сделает, получат большие награды.

 

  

0 Комментариев

Активные форумы
Что сейчас обсуждают

Старый дизайн
Старый
дизайн