ЕВРОПА-РОССИЯ-УГЛЕРОД-РЕГУЛИРОВАНИЕ
14.07.2021 21:48:36
Поставщики чермета, удобрений, алюминия и цемента в ЕС начнут осуществлять платежи в рамках ТУР с 2026г
Москва. 14 июля. ИНТЕРФАКС — Механизм трансграничного углеродного регулирования (ТУР) затронет практически все виды черных металлов (группа кодов ТН ВЭД 72), за исключением ферросплавов и лома, а также распространится на импорт цемента, электроэнергии, азотных удобрений, алюминия, стальных труб и рельсов.
Согласно опубликованной в среду Еврокомиссией программе по борьбе с изменением климата, предварительный переходный период углеродного регулирования будет действовать с 1 января 2023 до конца 2025 года. С 2026 года механизм уже будет окончательно утвержден и вступит в силу. До этого времени платежи не предусмотрены, но импортеры обязаны будут ежеквартально предоставлять соответствующие отчетности о выбросах.
ТУР будет распространяться на всех торговых партнеров ЕС, за исключением тех государств, которые либо применяют систему торговли сборами на выбросы, либо заключили соглашение о слиянии своей системы торговли на выбросы с европейской системой, пояснил «Интерфаксу» собеседник в одной из крупных промышленных компаний.
Механизм взимания углеродных платежей будет регулировать специальный орган — CBAM Authority, выпуская сертификаты, соответствующие выбросам парниковых газов. Импортеры будут приобретать сертификаты для покрытия следа своей углеродной продукции.
Стоимость сертификата определяется рыночной ценой CO2 в рамках европейского механизма торговли квотами (EU ETS), обновляется еженедельно — каждый понедельник на официальном сайте и в журнале ЕК — в соответствии с рыночными трендами ETS.
Импортер, начиная с 2026 года, должен будет ежегодно подавать декларацию в CBAM Authority до 31 мая с указанием объема импорта за предыдущий календарный год и соответствующего размера погашенных CBAM сертификатов, которые покрывают углеродный след продукции, поставленной в ЕС, следует из документа Еврокомиссии.
Величина углеродного следа продукции будет рассчитываться как фактические прямые (scope 1) и непрямые (scope 2) выбросы парниковых газов, связанные с производством продукции. При этом под непрямыми выбросами понимаются выбросы при производстве использованной электроэнергии и тепла. Для продуктов, относящихся к категории complex goods, добавляется углеродный след потребленных сырья и материалов (scope 3).
«По стали — пока не ясно, относят ли ее к complex goods. Также не ясно, будет ли учитываться углеродный след ресурсных активов в углеродном следе продукции импортеров. Требуется дополнительный юридический анализ», — прокомментировали документ в одной из металлургических компаний.
«Важно, что опубликованный проект регламента предполагает возможность корректировки углеродных платежей на основе реального уровня эмиссии иностранных поставщиков. Тем не менее, пока он не позволяет оценить все риски, связанные с введением пограничного углеродного сбора, так как методика расчета и перечень учитываемых производственных процессов не определены, — сказал „Интерфаксу“ директор департамента экологии и климата группы НЛМК (MOEX: NLMK) Никита Воробьев. — НЛМК последовательно занимается снижением углеродоемкости производства и соответствует уровню лучших европейских производителей по данному показателю. В этой связи мы рассчитываем на справедливый подход при оценке поставок в ЕС и на использование фактических данных по эмиссии производителей, а не усредненных или теоретических показателей».
Величина фактических выбросов для каждого поставщика должна быть подтверждена соответствующими верифицирующими органами. При этом предполагается, что в отсутствие фактических данных, действует «переходный период», в течение которого размер выбросов устанавливается равным 10% худших практик европейских производителей.
«Нужно предоставлять фактические и верифицированные данные, в ином случае нас будут оценивать по худшим представителям индустрии (примерно 2,8 тонн СО2/тонна стали у 10% худших компаний)», — пояснил собеседник агентства.
Размер налога может быть уменьшен на величину климатических платежей, уплаченных в стране-экспортере. Сумма оплачиваемых пошлин на своем рынке может учитываться при оплате ТУР при ввозе проката в ЕС, требуется отчитываться о выплатах на своем рынке, сопроводительная документация должна храниться 4 года, при этом платежи должны быть безвозвратными без последующей компенсации со стороны государства.
Представленная Еврокомиссией программа по борьбе с изменением климата, предполагающая ТУР, затронет поставки из России стали, алюминия, труб, электроэнергии, цемента и удобрений общим объемом $7,6 млрд, сообщило в среду Минэкономразвития.
«Когда механизм полностью заработает, металлы, трубы, удобрения, цемент, электроэнергию можно будет импортировать в ЕС только при условии оплаты каждой тонны выбросов СО2, которая образовалась при их производстве. Предполагается, что цена тонны СО2 будет равна средней цене, определяемой на аукционах в рамках системы торговли квотами на выбросы ЕС. Мера затронет российские поставки в ЕС железа и стали, алюминия, труб, электроэнергии, цемента и удобрений в объеме $7,6 млрд», — отмечается в пресс-релизе.
По итогам 2019 года РФ отгрузила в ЕС 4,8 млн тонн стали, крупнейшими сталепроизводителями являются НЛМК, «Северсталь» (MOEX: CHMF), «Магнитогорский металлургический комбинат» (MOEX: MAGN), Evraz, «Металлоинвест», «Мечел» (MOEX: MTLR).
В секторе удобрений регулирование с 2023 года будет распространяться на импорт карбамида и аммиачной селитры (на которую в ЕС уже действует ввозная пошлина в размере 32,71 евро/т), сложных удобрений с содержанием азота, а также сырья для производства азотных удобрений — аммиака и азотной кислоты.
Россия является крупнейшим поставщиком удобрений в Евросоюз, обеспечивая 32% импорта.
Основной объем импорта удобрений странами Европы приходится на карбамид (1 млрд евро в 2019 г.) и аммиак (0,8 млрд евро). Импорт аммиачной селитры в стоимостном выражении составил 67 млн евро, азотной кислоты — 17 млн евро.
Крупнейшими производителями азотных удобрений в России являются «ЕвроХим» «Акрон» (MOEX: AKRN) и «Уралхим», сложных — «ФосАгро» (MOEX: PHOR). В компаниях и Российской ассоциации производителей удобрений заявили, что пока анализируют содержание документа.
Нормально.
Для Европы товары и сырье станут дороже на величину углеродного налога.