Microsoft стала второй компанией после Apple, достигнувшей капитализации в $2 трлн. За 10 лет стоимость бизнеса увеличилась в 10 раз. Почему Microsoft столько стоит и какие факторы важны для оценки компании?
В последние годы Microsoft вновь стала историей роста. Выручка за 3 года выросла на 66% — очень хороший результат для компании, ставшей публичной более 30 лет назад. Аналитики ожидают, что среднегодовой темп роста доходов Microsoft до 2023 года останется на уровне 13%, что выше среднего для компаний рынка акций США.
Главный источник роста доходов Microsoft — облачные решения. Для многих Microsoft до сих пор ассоциируется с Office и Windows, но главный продукт компании сейчас — облачная платформа Azure. Она дает возможность разработки, выполнения приложений и хранения данных на серверах, расположенных в дата-центрах компании. В общей выручке Microsoft облачные решения составляют уже 36%, что делает их главным бизнес-сегментом для доходов компании. Выручка от него будет расти на 20-25% в год в ближайшие 5 лет.
Приложения продуктивности Office 365 — надежный источник роста выручки. Сейчас это второй по размеру доходов сегмент Microsoft, который растет на 10-15% в год. И если у Word и PowerPoint есть хорошие замены, то настоящей массовой альтернативы Excel сейчас нет. У Office почти 260 млн активных пользователей, два года назад было 180 млн.
Microsoft сохраняет доминирующее положение на рынке операционных систем для ПК с долей в 80%. Доход от продажи лицензий на Windows составляет небольшую долю в выручке (менее 15%) и почти не растет. Зато своя операционная система позволяет эффективно продавать другие продукты.
Microsoft имеет быстроразвивающееся игровое направление. В него входит продажа Xbox, подписка Xbox live, позволяющая играть онлайн и доход от внутриигровых покупок. В общих доходах игровое направление дает лишь около 8% выручки, но доход от него растет темпом на 50% в год. Компания также развивает подписку Xbox Game Pass, которая со временем может стать «Netflix для видеоигр».
Негативный фактор оценки — устойчивый тренд перехода на мобильные устройства. Доля устройств ПК сокращается. Люди большую часть времени проводят в мобильных телефонах. Для Microsoft это потеря влияния и стагнация доходов от продажи лицензий ОС. Windows 11 с возможностью установки и запуска мобильных приложений — попытка лучше интегрироваться в «мобильный» мир.
Высокая конкуренция на рынке облачных сервисов. Главный конкурент — Amazon Web Services с долей рынка 32%, у Azure — 19%, у Google — 7%. Со временем высокая конкуренция приведет к ограничению роста доходов. Однако в ближайшие годы общий объем рынка будет расти. По прогнозам аналитиков в ближайшие 5 лет он увеличится в почти в 2 раза со $160 млрд до $300 млрд.
Microsoft стоит дорого. P/E компании на уровне 35x. Сейчас сложно представить, но 10 лет назад Microsoft продавалась за 8 годовых прибылей, а дивидендная доходность превышала 3%. Рынок уже во многом учитывает перспективы будущего роста.
Microsoft входит в портфель по активной стратегии. Доля компании в портфеле — расчет на дальнейший рост доходов от облачных услуг и устойчивое положение на рынке Office 365. Также ждем быстрого развития игрового сегмента. Ожидаемый рост выручки в следующие два года в 27% (входит в топ 20% компаний рынка) и высокая эффективность оправдывают дорогие мультипликаторы.
Как не старайся, компания с капитализацией в 2.0!!! триллиона никак не увеличит прибыль в 3.5-4.0 раза и самое главное после окончания локдаунов, раздачи стимулирующих чеков.
Но у Майкрософт есть несколько козырей:
— azure exchange
— управление корпоративным доменом, ad, ldap
— oracle (его почти ни в одном облаке ставить нельзя из-за лицензии)
В остальном облако как облако, каких десятки. Это явно не визионер. Aws, Google намного круче.