Предпринимательская инициатива двигает экономику вперёд. Её не может остановить ни пандемия, ни мировой кризис. Сегодня поговорим о новых промышленных предприятиях, которые начали работать в России в марте текущего года.
В Петербурге открылось производство электронных изделий. Это серверы, сетевое оборудование, системы хранения данных, принтеры, многофункциональные устройства, смартфоны и планшеты. Здесь идёт сборка готовой продукции из иностранных комплектующих. Это тоже способ локализации – перенос значительной части трудовых операций из-за рубежа в Россию. До конца года заработает вторая очередь проекта. Она уже будет оснащена конвейером, что даст увеличить объём выпускаемых изделий.
Моя программа Экономика на телеканале Крым-24
Дождевальные машины обеспечивают орошение полей, позволяют получать высокие урожаи, когда осадков не хватает. В эпоху глобального потепления засухи — проблема частая. Так что рост производства таких устройств крайне важен для продовольственной безопасности России. Следующий завод как раз и стал заниматься выпуском этих систем полива. Находится он в Тольятти Самарской области. Его продукция – самодвижущиеся дождевальные машины. Мощность — до 300 единиц в год. 90% комплектующих изготавливают на самом предприятии. Создано 35 рабочих мест.
Ещё одно предприятие, на этот раз в Башкортостане, начало производить запчасти для сельхозтехники, а также несложные агрегаты типа прицепов и тележек. Работу получили 30 человек.
Переместимся в Челябинскую область. Здесь ещё в 2014 году начали добывать белый мрамор и перетирать его в мелкий порошок. В результате получается микрокальцит — ценный компонент для производства строительных материалов. Его используют в качестве наполнителя. В марте предприятие открыло вторую очередь. Мрамор в десятки раз экономичнее своего аналога — диоксида титана, что позволяет удешевить готовую продукцию – лаки и краски, окна и двери из поливинилхлорида, строительные панели и многое другое. По молотому мрамору Россия зависит от поставок из Турции и Греции, хотя своих месторождений этого материала хватает. Теперь потребность в импорте сильно сократится.
В Башкирии заработало новое производство по обработке гранита. Здесь построили камнерезный цех, закупили для него оборудование, включая станки с программным управлением. Полученная продукция – плиты мощения, бордюрные камни, брусчатка.
Производство асфальта – дело нехитрое. Технология существует давно. Но особенность этого вида деятельности в том, что его требуется много, а значит крайне важно сократить транспортные издержки. Поэтому асфальтные заводы строят рядом с местами, где идёт дорожный ремонт. В столице Удмуртии Ижевске сейчас активно устраняют повреждения полотна. Это увеличило потребности в данном материале. В марте здесь запустили два асфальтных завода как раз там, где в них есть надобность. Теперь поездки по улицам города станут комфортнее, а средства на их ремонт расходуются более рационально.
В Башкортостане заработало предприятие по пошиву джинсовой одежды для детей, подростков и взрослых. Продукция реализуется через федеральную торговую сеть, посредством интернет-магазина и оптовым покупателям. Спрос превышает предложение. Будучи резидентом территории опережающего социально-экономического развития, фабрика пользуется льготами по налогам и страховым взносам. Сейчас на ней работает 30 человек, но это лишь начало, так как производство планируется масштабировать.
В Кемеровской области уже много лет работает компания, которая занимается оптовой торговлей спецодеждой. Поставляет её промышленным предприятиям региона. Пришло время двигаться вперёд, расти. Теперь такую одежду она выпускает сама. Шахтёры, энергетики, химики, строители, дорожники – вот потребители данной продукции. Сырьё привозят из Иваново, Барнаула и Москвы. Трудоустроено 25 человек. Любопытно, что работу получили две категории граждан: женщины освободившиеся из мест заключения и инвалиды по слуху и речи.
Хорошая тенденция — привлекать к труду заключённых. В Нижнем Тагиле на базе исправительной колонии строго режима открылся швейный цех. Склонные к побегу рецидивисты, осуждённые за убийства, грабежи, разбойные нападения шьют детскую одежду, люльки-переноски для новорожденных, военную униформу, противочумные костюмы. Перед тем как сесть за машинку, заключённые проходят обучение в ПТУ, здесь же при колонии. На этом необычном швейном производстве работают 120 человек.
Пермский край не отстаёт. В Кунгуре, тоже в месте отбывания наказания, открылся аналогичный цех. Для работы в нём прошли обучение 130 человек. Они трудятся в две смены. Первым заказом стали ремешки для строительных касок. В дальнейшем здесь будут производить постельное бельё, спецодежду, рукавицы, занавески, халаты, наволочки. В регионе из-за пандемии сократилось число трудовых мигрантов из стран ближнего зарубежья, а спрос на продукцию остался высоким. Заключённые готовы занять эту нишу, возместить нехватку рабочих рук.
На действующем химическом предприятии Иркутской области открылось новое производство. Здесь начали выпускать гидроксид лития. Его используют в источниках электрического тока – аккумуляторах. На них работают телефоны, ноутбуки, видеокамеры, электромобили. Основные заказчики находятся за рубежом, но и в России есть спрос на такую продукцию. По мере развития отечественной электроники местный рынок сбыта будет расширяться. К 2024 году планируется запустить уже крупнотоннажное производство.
В Вологодской области начали получать активированный уголь для фильтрации воды. Проект финансово затратный и интеллектуально ёмкий. Реализован силами предпринимателей, конструкторов и студентов местного Университета. Сырьём служит щепа берёзы. Древесина нагревается под воздействием водяного пара и позже дробится. На выходе получается пористый материал, состоящий из углерода. Это экологически чистая импортозамещающая продукция. Соответствует требованиям ГОСТ и может использоваться во всех отраслях промышленности, в том числе в пищевой, а также на очистных сооружениях.
В Кургане на заводе, который производит в основном военную продукцию, реализован крупный гражданский проект. Здесь начали выпускать плёнку из полистирола. Она используется в качестве упаковки, но это применение далеко не единственное. Будучи расплавленной и залитой в форму, она может стать основой самых разных товаров. Сейчас доля импортной полистирольной плёнки на нашем рынке 70%. Запуск этого цеха позволит снизить зависимость до 40%. У предприятия уже есть заказы до конца года и снижения спроса не планируется. Задействованы 90 человек.
Следующий завод не новый, а воскресший из пепла старый. 8 лет простаивало стекольное предприятие в Вологодской области. Его история продолжительностью 160 лет чуть было не прервалась. Но инвестор вложил деньги в модернизацию (около 1 миллиарда рублей) и перезапустил производство. 150 человек, большинство из которых — сотрудники прежнего состава — снова обрели работу. Выпускаемая продукция — стеклянные бутылки для напитков. Предприятие уже снабжает российский рынок, но планирует умножать каналы сбыта за счёт Франции, Германии и Скандинавии.
В Горном улусе Республики Саха открылось производство изделий из пластика. Ассортимент продукции довольно разнообразный: ёмкости для воды, антисептиков, кормушки для скота, рыболовные лодки. Налажено здесь и изготовление окон. Из пластика можно делать что угодно, поэтому предприниматели всегда могут подстраиваться под потребности рынка. Компания является резидентом местного бизнес-инкубатора. Для развития бизнеса получила субсидию от регионального Правительства.
Делать медицинские перчатки из латекса в России научились уже давно. А вот из синтетического каучука – нитрила – их ещё не производили. Приходилось закупать в Юго-Восточной Азии. В Тольятти начал работу завод медицинских изделий, который специализируется на перчатках как раз из такого материала. Благо что сам нитрил в России тоже производят из отходов нефтепереработки. Готовые изделия востребованы не только в медицине, но и в других сферах народного хозяйства. Это открывает широкие перспективы для сбыта готовой продукции. Мощность завода 100 миллионов пар в год, трудоустроено 85 человек.
Пандемия коронавируса перекроила, перепахала всю мировую экономику. Сместила акцент промышленности в пользу производства медицинских изделий. Эта тенденция характерна и для России. Так, в Курской области освоили изготовление респираторов, которые востребованы в красных зонах больниц. Здесь оборудован швейный цех для раскроя материала и ещё одна площадка для выпуска готовой продукции. Также налажено производство многоразовых масок, бахил и комбинезонов.
В России долгое время проблема мусора решалась неэффективно. Росли свалки, ухудшалась экологическая обстановка. Но сейчас сбор, сортировка и переработка отходов – важный тренд отечественной экономики. Новый объект этого профиля возник в Омской области. Здесь мусор делят на 12 фракций. Среди них черный металл, стекло, картон, бумага, пластик. В качестве вторсырья они поступают на другие предприятия, где из них производят готовую продукцию. Создано 300 рабочих мест. Любопытно, что скоро на таких объектах людей будет намного меньше. Оценку, что это за предмет и в какую тару его положить может делать и робот, оснащённый машинным зрением. Умные сортировщики уже широко применяются на зарубежных заводах. Скоро это станет массовым явлением и у нас.
В городе Менделеевск (это Татарстан) заработал завод по производству автомобильных шин. Сырьём служат старые шины. Их перетирают в резиновую крошку и из неё делают новенькие экземпляры. Другое название такой крошки — вторичный каучук. Образуется его много. Излишки поставляют на соседние предприятия, где из него делают коврики и спортивные покрытия. Вот так бизнес не только зарабатывает деньги, но и очищает — повторно использует то, что выброшено на свалку.
Я уже рассказывал о предприятиях, которые производят из песка и мусора элементы городской среды типа скамеек и урн. Это популярная франшиза, заводы по ней открывают массово по всей России. И вот ещё один объект. На этот раз в Хабаровске. Основная продукция – по традиции предметы для благоустройста парков и улиц. На изготовление одной скамейки идёт 50 кг бывшего в употреблении пластика и 100 кг песка. Изделия могут быть покрашены в любые цвета и обладают повышенной износостойкостью. Также предприятие может выпускать из этого же сырья брусчатку и облицовочные материалы. Поставщиками пластика выступают местные мусороперерабатывающие заводы.
На сегодня всё, но разговор о новых заводах, открывшихся в России в марте не завершён.
Продолжение следует.
Большого ума собрать из готовой продукции не надо. Почему в России не производится микроэлектроника? Почему нет заводов по производству жёстких дисков, видеокарт?
"В селе Кугульта Грачевского муниципального округа разваливается новая больница, на строительство которой власти потратили 120 миллионов рублей."
Сельхозтехника из России завоевала пятую часть мирового рынка!
Сегодня российская сельхозтехника, по оценке Forbes, занимает уже более 20% мирового рынка в денежном выражении.
Экспорт российской сельхозтехники уже третий год подряд идет по нарастающей. В 2018 году продажи поднялись на 40%, а год назад — еще на 30%, достигнув 15,9 млрд рублей.
Среди 38 стран, куда экспортируется российская сельхозтехника, львиная доля приходится на страны СНГ, затем следуют Евросоюз, страны Африки и Ближнего Востока. Тем не менее, лидерами роста экспорта стали именно страны ЕС. Так, экспорт в Германию в прошлом году в денежном выражении вырос в 4,6 раза, Австрию — в 4,5 раза, Чехию — в 2,9 раза, Болгарию — в 2,1 раза. Поставки во Францию увеличились на 84%, Нидерланды — на 73%, Киргизию — на 51%, Венгрию — на 44%, Казахстан — на 29%.
Ну ладно, рецидивист сошьет люльку для новорожденного.
Но на одном предприятии шить люльки и противочумные костюмы…