Как в Сбере Лев Хасис строит партнерства в e-commerce.
В конце ноября 2020 года Сбербанк проводил День инвестора.
Первый зампред Лев Хасис сказал, что отныне банк будет строить e-commerce самостоятельно.
Сбер переосмыслил формат партнерств: теперь предполагает либо контроль в компаниях со своим участием, либо ясный и понятный путь к нему.
Банк готов отказаться от контроля, только если сервисы будут глубоко интегрированы с его экосистемой, как в случае СП с Mail.ru.
У Сбербанка не получилось построить «значимый бизнес в области электронной коммерции» в партнерстве с другими компаниями — все три попытки закончились неудачей.
Главный урок: е-commerce должен стать флагманским бизнесом Сбера.
Сбер будет развивать его самостоятельно.
И, основная конкурентная борьба в этой индустрии еще впереди.
По итогам 2023 года «Сбер» планирует войти в пятерку или даже тройку крупнейших игроков рынка e-commerce.
Так же в ноябое 2020 на NASDAQ и Московской бирже стартовали торги акциями маркетплейса Ozon, бумаги начали уверенно расти (в первый день на 40%).
В проспекте к IPO компания указала, что должна выплатить Сбербанку 1 млрд рублей за разрыв некоего соглашения.
А примерно за месяц до того, Ozon прекратил операционное сотрудничество со «Сбером» — удалил с сайта «Сбер ID» и отказался от эквайринга.
Причины несостоявшегося партнерства довольно банальны — стороны не договорились о цене.
«Сбер» был готов заплатить за Ozon $1,4 млрд, а компанию устраивала цена $2,1 млрд.
Еще одним спорным моментом был ребрендинг Ozon, на котором настаивал Сбербанк. Также под угрозой могли оказаться финтех-сервисы маркетплейса.
Вряд ли акционеры и менеджеры Ozon пожалели о срыве сделки, ведь в ходе IPO маркетплейс привлек $1,2 млрд — немногим меньше, чем «Сбер» предлагал за всю компанию, которую инвесторы оценили в $6,2 млрд.
«Ozon продолжает сотрудничать со «Сбером» по ряду операционных вопросов. Например, весной 2020 года банк выдал интернет-площадке заем на 6 млрд рублей для финансирования операционной деятельности в условиях повышенного спроса, заем был погашен в начале 2021-го. Продолжается сотрудничество по зарплатному проекту, факторингу и еще ряду направлений.
После этого провала — уже третьего подряд — тема развития e-commerce стала важной для Хасиса еще и лично.
Первый партнер «Сбера» в сфере электронной коммерции пришел к нему сам.
Китайский гигант Alibaba в 2016 году начал развивать проекты по локализации бизнеса и выбрал Россию для пилота, вспоминает бывший глава «Алиэкспресса» в России Марк Завадский: «Российский рынок в масштабах Alibaba был очень небольшим, но в масштабах «Алиэкспресса» — крупнейший. На Россию приходилось 30–45% всех мировых продаж».
Руководство компании решило, что ей будет сложно развиваться в России без местного партнера, в первую очередь с точки зрения GR-риска.
Джек Ма говорил, что не представляет себе, чтобы российское правительство спокойно относилось к тому, что крупнейший онлайн-ретейлер является иностранной компанией, тем более китайской.
От местного партнера ожидали готовности вложиться в бизнес и поддержки на госуровне плюс продвижения среди собственных клиентов».
Отправной точкой для начала переговоров стала встреча Джека Ма и президента «Сбера» Германа Грефа в июне 2016 года в Санкт-Петербурге.
После этой встречи работа над совместным проектом продолжилась на уровне менеджеров двух компаний, от «Сбера» переговоры возглавлял Хасис.
Обе команды общались регулярно, в основном это были звонки, так как команда Alibaba по слияниям и поглощениям находилась в США.
С Alibaba обсуждалась похожая конфигурация партнерства, как позже с «Яндексом», «Алиэкспресс» мог бы пользоваться любыми финансовыми сервисами, а не только «Сбера», если они предоставляли более выгодное предложение».
Но в итоге переговоры с Alibaba зашли в тупик, поскольку стороны по-разному понимали суть партнерства.
«Сбер» хотел на основе СП создать компанию, которая торговала бы за пределами России. У Alibaba была ровно противоположная цель — локализоваться в России.
«На этом у них все и остановилось».
Был один объективный фактор, повлиявший на исход переговоров: «Alibaba — одна из крупнейших мировых компаний, «Сбер» — один из лидеров российской экономики. Поэтому обе компании привыкли вести переговоры с первых позиций и не очень привыкли к партнерствам на равных».
К тому моменту, как в декабре 2017 года газета Financial Times сообщила, что «Сбер» и Alibaba остановили переговоры, банк уже пять месяцев как строил партнерство с «Яндексом»: в августе 2017 года компании подписали соглашение о намерении создать совместный проект на базе «Яндекс. Маркета», а в декабре — обязывающее соглашение.
Герман Греф говорил, что с «Яндексом» договорились «буквально за месяц-полтора» по всем позициям. Он назвал IT-компанию «давним партнером и другом» и отметил, что задача нового СП — обогнать Alibaba.
Партнерство с «Яндексом», впрочем, также не сложилось.
В июле 2020 года стороны объявили о разделе активов: Сбербанк консолидировал 100% «Яндекс.Денег», выкупив долю 25% плюс 1 рубль за 2,4 млрд рублей, а у «Яндекса» остался маркетплейс.
В СП «Сбер» вложил 30 млрд рублей, в 2020 году банк получил от «Яндекса» 42 млрд рублей за долю в Yandex.Market B.V. (бренды «Яндекс.Маркет», «Беру» и др.).
Совокупная прибыль Сбербанка от сделки составила 20 млрд рублей до налогообложения.
Эта сделка позволила «Сберу» показать положительный финансовый результат нефинансовых сервисов — прибыль до налогов 8,6 млрд рублей, без нее результат был бы отрицательным — EBITDA минус 12 млрд рублей.
Управляющий директор «Яндекса» Тигран Худавердян говорил, что банк начал развивать собственную экосистему и стало «совершенно непонятно, как можно сочетать одновременно брак и конкуренцию».
Стороны не смогли поделить клиентов и «провести границу» — как СП будет встроена в финансовую экосистему «Сбера» и одновременно в медийную экосистему «Яндекса».
«Яндекс» — это, наверное, самая большая боль, самое большое разочарование и обида. И желание его уязвить — мотивация многих сделок.
«Сбер» после развода забрал «Яндекс.Деньги» и остался в плюсе. Но это все пыль по сравнению с упущенной возможностью построить огромного игрока на рынке».
Сейчас «Сбер» развивает партнерство с Mail.ru Group — совместное предприятие в сфере транспорта и доставки еды (в него входят Delivery Club, YouDrive, «Ситимобил», «Самокат» и «Кухня на районе»).
В СП у сторон по 45%, еще 10% зарезервировано для программы поощрения менеджмента. Однако и в этом партнерстве не все гладко.
У сторон есть множество разногласий в том, как дальше развивать совместный бизнес, в частности, компании не могут договориться, чьи разработки должны лечь в основу совместной экосистемы в рамках СП, а кроме того, «Сбер» обеспокоен недостатком влияния на Mail.ru Group.
Между тем развод сторон все еще стоит в повестке дня.
Один из вариантов раздела активов: «Сберу» достанется «Ситимобил», a Mail.ru — компании, связанные с едой и доставкой.
Причины, которые угрожают этому партнерству, схожи с теми, что привели к разводу с «Яндексом»:
нет ясности, кому принадлежат клиенты СП и как правильно развивать компанию. Источник в одной из IT-компаний говорит, что внутри СП стороны не могут договориться о совместных тратах:
«Есть какое-то количество вопросов к партнерству, пока непонятно, насколько они неразрешимые. Mail.ru — договороспособная компания, а «Сбер» не умеет играть в равные позиции».
Mail.ru Group обладает экспертизой создания сложных IT-решений, пользовательских цифровых продуктов и является сейчас одним из ключевых стратегических партнеров.
«Сбер» строит экосистему, способную предлагать своим клиентам целый ряд качественных сервисов, помогающих решать повседневные задачи; экосистему, способную конкурировать с мировыми IT-гигантами.
И даже несмотря на три провала с партнерствами и небольшой вклад нефинансовых сервисов в показатели «Сбера», авторитет Хасиса в банке только укрепился, в том числе благодаря тому, что в пандемию цифровые сервисы сильно взлетели.
Выручка нефинансовых сервисов в 2020-м составила 71 млрд рублей (рост за год в 2,7 раза).
Банк уже потратил на развитие нефинансовых бизнесов около $2 млрд и к 2030 году хочет получать от них 60% выручки, сказал Греф.
Сейчас нефинансовые сервисы приносят 2,1% выручки. «Сбер» всегда подчеркивал, что ключевое направление его экосистемы — это e-commerce.
«А Хасис на 100% был погружен в тему строительства системы электронной коммерции. Он вообще идеолог этой истории, это его поляна.
В банке две ноги, одна — собственно банковский бизнес, а вторая нога — это экосистема. И это Хасис».
Лев Хасис выступал главным переговорщиком «Сбера» по электронной коммерции со всеми партнерами.
«Его жесткое поведение на переговорах — особенности характера, помноженные на масштаб «Сбера». Он не умеет играть в партнерские отношения. Но Греф очень ценит его и считает, что он самый лучший в мире управленец». Хасиса сложно склонить к компромиссам.
«На переговорах он супервыдержанный, но может прессовать, а поскольку за ним стоит понятная сила в виде банковской империи, не каждый это выдержит».
«Банк привык быть контролирующим акционером и жестко диктовать условия, начиная от названия бренда и заканчивая использованием сервисов «Сбера» для развития продуктов компании и поддержки ее операционной деятельности».
Жесткое отношение распространяется не только на внешних партнеров, Хасис — авторитарный руководитель и микроменеджер.
До Хасиса можно донести свою позицию, если у него еще нет четко сформулированного мнения: «А если он свою позицию сформулировал, его с места сдвинуть могут только несколько человек, которые для него достаточно авторитетны. Это Греф, а также два-три человека среди подчиненных. Но проблема в том, что в банке никто с ним не спорит».
Хасис склонен контролировать мельчайшие детали.
Например, по инициативе Хасиса в онлайн-кинотеатре Okko появилась коллекция фильмов с Луи де Фюнесом и Пьером Ришаром. Он их любит и считает, что онлайн-кинотеатр не может без этого жить».
Очередная попытка Двадцать восьмого января 2020 года «Сбер» объявил о подписании соглашения о намерениях развивать маркетплейс goods.ru.
По итогам сделки Сбербанк вложит 30 млрд рублей в развитие площадки и выкупит за 4 млрд рублей часть доли у «М.Видео-Эльдорадо».
В итоге «Сбер» получит 85% долей в компании.
Goods.ru станет основной e-commerce-площадкой Сбербанка, для сделки банк оценил компанию в 10 млрд рублей. «Goods.ru развивался на деньги акционеров и находился в поиске сильного партнера для более быстрого развития. У «Сбера» был незакрытый гештальт в e-commerce, и он уже не мог просто так эту историю отпустить после стольких попыток. И им нужно было доказать, что они могут эту историю завершить».
По итогам 2020 года доля goods.ru на рынке e-commerce составляла 0,5%, по оценке экспертов. Для сравнения: доля Wildberries — 16%, а Ozon — 7%.
Это приобретение позволит банку сэкономить время и не тратить его на создание e-commerce-платформы с нуля. У goods.ru уже есть собственная IT-инфраструктура, покупательский трафик и отношения с продавцами.
Оборот goods.ru по итогам 2020 года оценивается в 13 млрд рублей, в 2019 году он составлял 6,1 млрд рублей.
«По меркам Ozon и Wildberries у компании небольшой оборот. Но он достигнут за меньшие деньги и меньшее время. При этом компания вкладывала в развитие технологической платформы и меньше тратила на маркетинг. Для локальных продавцов IT-инфраструктура goods.ru уж точно не хуже, чем у «Алиэкспресса».
Полная интеграция сервиса в экосистему оказалась для «Сбера», по сути, единственно возможной сейчас в е-commerce.
«Goods — это шанс для «Сбера» доказать, что он может самостоятельно построить e-commerce, используя финансовые и любые другие ресурсы».
Но ему все это мало
Сыр опять он раздет
В мышеловку Вас зовет=)
Приходи честной народ
Предъяви Q-R ты код
Можешь лоб ты свой подставить
Руку правую направить=)
Ты в системе обезличен
Для Люцифера ты привычен
Взял себе ты цифро-код
Вместо имени народ
Нюрнберг давно прошел
И народ опять готов
Только здесь без принуждения
С личного твоего веления=)
smart-lab.ru/blog/offtop/684967.php
Из которых платят пенсии и зарплаты учителям.
Но в интернетике и дальше будут визжать, что Сбер — нищеброды.
А то что платит он много налогов люди должны расценивать как смягчающий фактор?=) или реабилитирующее основание?
Выплата больших налогов и дивидендов, в том числе, может говорить, что стоимость его услуг завышена для населения и предприятий=)
Банк-как финансово-спекулятивный институт выплачивающий зарплаты учителям — это указывает только на то, что существующая финансовая система позволяет таким учреждениям перераспределить в свою пользу не малую часть общественного пирога в виде реального продукта=)
Из этих денег платят вашим мамам за пенсии.