Тема освоения космоса из года в год собирает вокруг себя всё новых и новых инвесторов. Сначала её подпитывал Илон Маск, обещая отправить людей на Марс при помощи своей компании SpaceX. Затем на биржу вышла компания Ричарда Бренсона — Virgin Galactic, которая обещает обеспечить космический туризм. Недавно к теме подключилась и Кэти Вуд, основатель Ark Invest, с запуском нового фонда на космос.
В сегодняшней статье мы попытаемся разобраться:
— что привлекает инвесторов в космосе;
— справедливы ли прогнозы Ark Invest;
— кто является реальным двигателем инноваций в индустрии;
— какие игроки перспективны для инвестиций.
Тема космического туризма стала популярной среди инвесторов в 2020 году благодаря Илону Маску и Ричарду Бренсону.
Илон Маск довольно часто говорит о том, что хочет отправить первых поселенцев на Марс. Для этих целей Маск создал SpaceX — производителя комической техники. За успехами частной компании в запуске ракет-носителей Falcon следит большое количество людей - это им кажется ближайшим будущем.
Не менее известная компания в этой сфере — Virgin Galactic. Компания собирается организовывать туристические суборбитальные космические полеты. Особенно она популярна среди российских инвесторов и является второй по обороту на Санкт-Петербургской бирже после Tesla. Но если Tesla имеет капитализацию в 587 млрд долларов, то Virgin Galactic — всего 7 млрд.
Недавно и нашумевший фонд Ark Invest объявил, что открывает ETF, ориентированный на космос. Ark вкладывается во все сферы «будущего»: автономное вождение, роботизация, генная инженерия, финтех и 3D печать. Все фонды Ark в 2020 году показали отличные результаты, оставаясь в тени во все предыдущие годы:
Источник: YCharts
Такой взрыв доходностей фондов Ark привлек к ним дополнительный капитал, что укрепило веру основателей в их деле, поэтому Ark открывает новый фонд на очередную сферу будущего — космос.
Космическую индустрию делят на несколько частей:
1. Запуск мощных спутников, которые способны обеспечить значительную часть поверхности Земли интернетом.
Здесь речь идёт именно о малых спутниках, которые находятся на околоземной орбите и предоставляют быстрый доступ к интернету:
Геоорбитальные спутники обеспечивают высокую зону покрытия сети, но задержка сигнала слишком высокая для надежного функционирования 5G сети и связанных технологий — Интернета вещей, облачных вычислений и т.д.
Также Ark условно посчитал объём рынка низкоорбитальных спутников через анализ доступа людей к широкополосному скоростному соединению:
Итого, по данным Ark, в течение 5-10 лет объём рынка малых спутников может составить около 50 млрд долларов. Мы специально берем анализ Ark, так как это наиболее позитивный прогноз из-за их прямой заинтересованности в привлечение средств в специализированные фонды.
При этом аналитики из Market Insight Reports прогнозируют объём рынка к 2025 году на уровне 8 млрд долларов, а аналитики Valuates Report — 15,7 млрд долларов, что от 3 до 6 раз ниже, чем предсказание Ark.
2. Гиперзвуковые передвижения. Это ставка на то, что богатые люди стремятся экономить своё время и готовы обменять деньги на скорость передвижения. Гиперзвуковые летальные аппараты (космопланы или истребители) способны сократить время полета с 12-13 часов до 2-3 часов.
В целом это становится возможным, так как частные компании при помощи инноваций смогли значительно удешевить стоимость ракет-носителей, способных выводить летальные аппараты на околоземную орбиту:
Ark также попытался рассчитать объём рынка гиперзвуковых полетов через кол-во средств, затраченных на частные самолеты. Около 2,7 млн полетов длительностью более 7 часов осуществляется на частных самолетах. Ark считает, что эти люди готовы заплатить 15 000 долларов за каждые сэкономленные 2 часа полета. Так как с 12-13 часов полет уменьшается до 2-3 часов, то человек заплатит 100 000 долларов за полет. Итого объём рынка, по мнению Ark, составляет 270 млрд долларов.
При этом Deloitte оценивает потенциал рынка в 5 млрд долларов. А если учесть, что в основном гиперзвуковые аппараты развивают крупные военные компании (Boeing, Lockheed), то этот рынок Reports&Markets оценивает в 15 млрд долларов.
А рынок именно космического туризма, на котором пытается работать Virgin Galactic, оценивается тремя агентствами (Business Wire, Report Linker и For Market) от 1,2 до 2 млрд долларов.
Ark — это компания, которая занимается активным управлением фондов. Провайдеры ETF зарабатывают комиссию, исходя из общего числа активов под управлением (AUM). Фонд покупает какие-то активы на деньги инвесторов, и рыночные колебания влияют на прибыль/убыток инвестора. Фонд же никак от рыночных колебаний не зависит, он берет свою комиссию от общего размера фонда. Для Ark Invest в среднем она составляет 0,71% годовых. Это значит, что инвестор с 1000 долларов активов платит фонду за управление $7,1 в год.
Так как Ark максимально заинтересован в увеличении объёма капитала под управлением, вся аналитика фонда ориентирована на «продажу» своих идей. Ark нужно, чтобы инвестор видел перспективу в отраслях, куда инвестирует фонд, и нёс средства к нему. Поэтому аналитика Ark — бычья.
Давайте сравним прогнозный объём рынка космоса от Ark и других аналитических агентств с другими топ отраслями:
По версии Ark, космическая индустрия обгонит все технологические «земные» тренды, что достаточно далеко от истины.
Если взять малые спутники, то Ark считает объём рынка через домохозяйства и широкополосное соединение. А если взять рынок гиперзвукового передвижения, то он рассчитывается от путешествий на частных самолетах. Два этих рынка не могут быть больше, чем рынок технологий, рассчитанный на всех жителей планеты — облачные вычисления, Интернет вещей и 5G.
Н всё-таки в ставке на космос есть и своя доля рациональности. Как недавно многие считали мир на электрокарах невозможным из-за высокой себестоимости аккумулятора, точно также считают и про космический туризм.
Давайте разбираться, кто служит бенефициаром космических инноваций.
Мы выбрали 12 акций, доступных на Санкт-Петербургской бирже неквалифицированным инвесторам.
Virgin Galactic (SPCE) — американская компания, которая собирается организовывать туристические суборбитальные и орбитальные полеты в космос, а также запускать малые искусственные спутники Земли. Компания имеет собственный реактивный самолет для кругосветного путешествия без дозаправок, космолеты и самолёты-носители. Также компания сотрудничает с NASA.
Teledyne Technologies (TDY) — компания производит сенсоры и электронику для оборонного комплекса и аэрокосмической индустрии. По сути, компания производит «начинку» для спутников и летальных аппаратов.
Garmin (GRMN) — еще один производитель электроники для автомобильной, авиационной, морской и туристической отраслей. В основном компания сосредоточена на GPS технологиях, то есть навигации.
Trimble (TRMB) — занимается тем же, чем Garmin — производит интегрированные схемы для сбора, анализа и отображения данных о геолокации.
Honeywell (HON) — крупная американская корпорация, ориентированная на оборонный сектор. HON создаёт системы автоматизации и управления в области безопасности, двигатели и электронику для авиации и космоса.
Northrop Grumman (NOC) — крупная военно-промышленная компания. NOC создаёт военные корабли, самолёты, дирижабли и космические корабли. С 2019 года у компании есть договор с NASA о разработке аппаратов для высадки на Луну.
L3Harris (LHX) — технологическая компания и шестой оборонный подрядчик в мире. Компания производит тактические радиостанции, средства ночного видения, авионику, а также наземные и космические антенны.
Heico (HEI) — один из крупнейших производителей запасных частей для спутников и летальных аппаратов. Также компания производит электроприборы для летальных аппаратов и занимается их ремонтом. Компания сотрудничает с крупными частными компаниями, оборонным сектором США и NASA.
Lockheed Martin (LMT) — крупнейшая оборонная компания США. LMT работает во всех военных сферах от стрелкового оружия до кораблей, спутников и баллистических ракет.
Boeing (BA) — также один из лидеров в области воздушных перевозок. Компания делит половину рынка коммерческих перевозок с Airbus. Также компания — второй крупнейший подрядчик ВВС США.
Raytheon Technologies (RTX) — входит в большую тройку поставщиков вооружений для США. Спектр услуг компании также огромный: от GPS трекеров до ракетно-космической техники.
DISH Network (DISH) — предоставляет услуги по подписке в сфере спутникового кабельного вещания в США.
Большая часть представленных компаний тем или иным образом связана с военным сектором, так как они главные инновационные двигатели отрасли. Военные компании соревнуются между собой в создании военных спутников и ракет, попутно развивая всю индустрию. Когда-то таким же образом был создан Интернет — изначально им пользовался оборонный комплекс для скоростной передачи секретной информации.
Из частных компаний лучше всех смотрится DISH, так как она дешевая по мультипликаторам относительно широкого рынка телекоммуникаций и недооценена по мнению инвестиционных домов. Сектор частной электроники достаточно нагретый, и в нём уже почти нет потенциала роста. Virgin Galactic почти ничего не зарабатывает — это скорее венчурная история и ставка на будущее. Котировки акции в большей степени зависят от успехов/неудач в запусках самой компании и главного конкурента — SpaceX:
Среди военного сектора наиболее перспективными игроками выглядят два крупнейших военных подрядчика США — Lockheed Martin и Northrop Grumman. Это две классические компании стоимости, у них нет серьезных триггеров для роста, и они занимают существенную долю рынка в военно-промышленном комплексе. Не удивительно, что такие стабильные компании не были замечены инвесторами на бурном рынке 2020 года.
Сейчас инвесторов привлекает скорее не перспектива освоения космоса, а «вера» в эту перспективу популярных ораторов — Маска, Брэнсона и Вуд.
Также к общему хайпу подключаются люди, которым это наиболее выгодно. К примеру, фонд Ark зарабатывает на комиссиях с общего капитала под управлением. Значит Ark необходимо показать, что у индустрии космоса воистину космический потенциал роста. Однако Ark перестарался и оценил объём рынка космоса больше, чем «земные» технологии будущего — 5G, Интернет вещей и облачные вычисления. При этом земные технологии ориентированы на всех людей, а космические, по крайней мере в ближайшем десятилетии, на богатых — тех, кто готов променять путешествия на частных самолетах на гиперзвуковые летальные аппараты.
Если откинуть всю «веру» — фундаментальные основания для роста отрасли есть, только это горизонт десятилетий. В принципе, космос может повторить судьбу электрокаров и Интернета с технологическим развитием индустрии.
Главными бенефициарами рынка освоения космоса были и останутся крупнейшие игроки оборонного комплекса. Эти компании уже давно конкурируют между собой и развивают инновации в секторе, чтобы сохранить долю на рынке вооружений. Частные компании пришли на рынок сравнительно недавно и не имеют за плечами десятилетий в области разработки летальных аппаратов. Более того, у военных компаний хватает средств для развития дорогостоящих космических кораблей, и они являются прямыми бенефициарами субсидирования данной отрасли.
Из военного комплекса наиболее привлекательными являются Lockheed Martin и Northrop Grumman как с позиции показателей стоимости и оценок инвестиционных аналитиков, так и с позиции накопленного опыта в развитии космических и спутниковых установок и оборудования.
Частные компании являются скорее вторичными бенефициарами развития космоса. Из них можно выделить DISH Network, которая привлекательно выглядит относительно конкурентов в отрасли. Также компания уже более 10 лет генерирует стабильный положительный денежный поток, который может направить на инновации в данной сфере.
Статья написана в соавторстве с аналитиком Дмитрием Новичковым
чё это не вышло ?
мультик покажут и пипл снова схавает.
а герои на заработанные деньги поселятся на островах. как победители конкурса в «бегущем человеке»