В период 2013–2016 годов правительство Китая активно субсидировало индустрию электромобилей: например, в 2015 году за счет налоговых льгот и прямых субсидий в нее было вложено 4,9 млрд. В итоге это привело к ежегодному росту продаж на 180%.
Сейчас в Китае работает 500 стартапов-производителей электромобилей, благодаря чему страна сможет производить по 20 млн таких машин в год уже к 2020 году. В 2019 году официальные планы — продажа 2 млн электромобилей. Прогноз Bloomberg чуть скромнее, но тоже впечатляет — 1,5 млн авто.
Электромобили активно выпускают лидеры местного рынка — YD, BAIC Motor, Geely, но есть и компании, которые специализируются только на «зеленых» авто. Основа технологий Xpeng Motors — сотни патентов Tesla, открытых Илоном Маском. Компания также переманила многих сотрудников Tesla и теперь предлагает электромобили в Китае по привлекательным ценам — в три-четыре раза дешевле, чем сам творения Илона Маска. Компания была основана в 2014 году и уже привлекла свыше $1,4 млрд инвестиций. В 2019 году планируется получить еще $500 млн от продажи ценных бумаг после IPO.
С учетом роста населения в Китае (+0,6% в год) рынок аренды жилья стал основным двигателем роста в секторе недвижимости КНР. Крупнейшим стартапом на этом рынке стал Ziroom — платформа для долгосрочной аренды жилья.
Бизнес-модель компании отличается от традиционных посредников: это целая экосистема, в которой арендаторы могут находить и снимать комнаты или квартиры целиком, оплачивать аренду через мобильное приложение, а также заказывать через программу услуги — от уборки до ремонта. Компания работает в девяти городах с крупнейшими рынками аренды жилья: Пекине, Шанхае, Шэньчжэне, Ханчжоу, Нанкине, Ухане, Гуанчжоу, Тяньцзине и Чэнду. В настоящее время количество домов, управляемых компанией, достигло 600 000, количество домовладельцев — 300 000, а независимых пользователей — 1,4 млн. В январе 2018 года компания привлекла инвестиции на сумму $600 млн при оценке почти в $3 млрд.
В 2017 году рынок искусственного интеллекта в Китае достиг $3 млрд, увеличившись на 67% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года. Количество китайских компаний, занимающихся искусственным интеллектом (ИИ), начало расти с 2012 года, и к июню 2018 года их общее число достигло 1011 — страна заняла второе место в мире, хотя все еще значительно уступает США, где насчитывается 2028 компаний, занимающихся ИИ.
Единорогами в индустрии ИИ в 2018 году стали Cloudwalk, Horizon Robotics и Zuoyebang и другие компании. Перечисленные три компании сейчас оценивают примерно в 20 млрд юаней (около $2,8 млрд) каждую.
Cloudwalk занимается разработкой ПО для распознавания лиц. Компания обслуживает четверку крупнейших китайских банков и поставляет свою систему для полицейских участков в 29 провинциях Китая, а также правительству Зимбабве и еще 1200 клиентам.
Horizon Robotics занимается энергоемкими и недорогими устройствами с искусственным интеллектом, например, компания выпускает чипы с ИИ для автономных автомобилей, камер видеонаблюдения и прочих интеллектуальных устройств, подключенных к интернету. В 2018 году Horizon Robotics привлекла $1 млрд инвестиций. В настоящее время компания сотрудничает с Audi в создании беспилотных автомобилей.
Zuoyebang — специалисты по онлайн-образованию. Ее платформой пользуются университет Цинхуа, Пекинский педагогический университет и китайская телевизионная компания CCTV.
В области здравоохранения в Китае сегодня работает почти 600 стартапов, а общий объем рынка медицинских услуг составляет сегодня $911 млрд.
Один из самых заметных единорогов в этой отрасли — Ping An Healthcare and Technology, дочерняя компания страхового гиганта Ping An Insurance, основанная в 2016 году Ваном Тао. С 2007 по 2009 год он работал старшим вице-президентом Alibaba, где отвечал за развитие B2B-направления в Taobao и Alipay. В 2013-м его пригласили в Ping An, где он стал заниматься медицинским мобильным приложением Ping An Good Doctor. Затем оно выделилось в отдельную компанию, и в мае 2016-го она привлекла $500 млн по оценке $3 млрд (здесь и дальше по тексту капитализация компаний приведена из отчета института Хужунь). В 2018-м компания провела IPO в Гонконге, продав бумаг на $1,1 млрд при оценке в $7,5 млрд. На сегодняшний день Ping An Healthcare and Technology имеет 192,8 млн зарегистрированных пользователей, с ней работает 3100 больниц и 7500 аптек.
Сингапурское подразделение Ping An — One Connect — тоже стало единорогом, но работает в сфере финансовых услуг для небольших и средних банков. В 2018 году компания привлекла $650 млн по оценке $7,4 млрд.
Оригинал статьи: www.forbes.ru/finansy-i-investicii/420733-kitayskiy-novyy-god-pochemu-chastnym-investoram-stoit-prismotretsya-k