Ключевая ставка – это процент, под который Центральный банк кредитует коммерческие банки. Те добавляют свою накрутку – маржу – и выдают кредиты бизнесу и населению. Чем ниже ключевая ставка, тем дешевле кредиты, тем лучше развивается экономика. Но влияние этого показателя сложное и многогранное. В российских реалиях, в отличие от американских или европейских, его нельзя опустить до нуля. Если это сделать, то у нас резко ослабеет рубль, а инфляция станет галопирующей.
Моя программа Экономика на телеканале Крым-24
Поэтому ключевой ставкой надо пользоваться аккуратно с учётом большого числа факторов. Кроме роста цен, это ещё и динамика ВВП, сальдо торгового баланса, доходы населения, международная экономическая конъюнктура. Недавно на очередном заседании регулятор принял решение не менять ключевую ставку, оставить её на прежнем уровне
4,25%.
Любопытный факт Международный валютный фонд и Всемирный банк в два голоса советуют России снизить ключевую ставку. МВФ предлагает уровень 3,75%, то есть на пол-процентных пункта меньше, чем сейчас. Мол, это полезно для экономического роста страны. С этим не поспоришь, дешёвые кредиты – кровь экономики. Мягкая денежно-кредитная политика, то есть политика низких ставок – прекрасная почва для роста. Что же здесь не так? Ведь МВФ находится под контролем США и его сложно заподозрить в том, что он желает России добра.
Всё дело в керри-трейде. Это ситуация, когда спекулянты кредитуются в развитых странах под низкий процент. После этого взятые в долг деньги заводят в другую страну (в данном случае в Россию), где процентные ставки выше, размещают их в местные доходные инструменты, например, гособлигации и на пустом месте из воздуха зарабатывают 1,2,3, а то и больше процентных пунктов. Из воздуха, потому что всё это они проделывают на кредитные деньги, ничего своего не вкладывая. А вот прибыль получают реальную. Попутно это служит укреплению рубля, потому что взятые в долг доллары нужно в России обменять на рубли и уже на них купить ценные бумаги.
Если вы торгуете на форексе, то что-то похожее на керри-трейд видите в торговом терминале, когда вам раз в сутки капает (или наоборот отнимается от вас) своп – плата или наоборот вознаграждение за перенос позиции через ночь. Если вы купили валюту страны, где процентные ставки более высокие, свопы будут положительные.
В 2017 году, когда ключевая ставка в России была намного выше, чем сейчас –
9%, керри-трейд играл для нашей экономики огромную роль. Во многом благодаря активности таких спекулянтов, доллар тогда опустился ниже
60 рублей.
Международные инвесторы заводили доллары или евро в Россию, меняли их на рубли, тем самым укрепляя курс отечественной валюты. На полученные деньги они закупали какие-то инструменты, дающие процентный доход – облигации или акции.
Попутно керри-трейдеры несут валютные риски. Денежные знаки, на которые они обменяли доллары, могут обесцениться. А отдавать кредит на родине – в США – им надо в долларах, а не в рублях. Тем не менее, такой вид перетока капитала из одной страны в другую, был и остаётся крайне популярным.
Сейчас ключевая ставка в России намного ниже, чем в 2017 году, когда был расцвет керри-трейда. Но в Штатах ставка и вовсе упала до нуля. Поэтому данный вид международной спекуляции по-прежнему актуален. Власти США такая ситуация, разумеется, бесит. Это равносильно оттоку денег из страны. Получается, что печатный станок включенный в Штатах, финансирует экономику России, Китая, Турции и других стран, где процентный доход выше, чем в США. Поэтому в Конгрессе частенько хотят наложить санкции на российский госдолг. Это значит, что американцам запретят покупать наши ОФЗ.
Один из способов уменьшить привлекательность керри-трейда – убедить Россию снизить ключевую ставку. Эта рекомендация была высказана через МВФ – международный валютный фонд и была отвергнута, потому что у Центробанка свои планы. Ему нужно обуздать инфляцию, вернуть её к приемлемому уровню 4%. А это можно сделать только при относительно высокой ставке. Я говорю «относительно высокой» потому что она и правда большая по сравнению с тем уровнем, который в США и Европе, но для России это самая низкая ставка за всю современную историю. Ниже 4,25% не было никогда со времён распада Советского Союза.
У России уже много лет нет никаких долгов перед МВФ. Более того, она участник этого фонда и в рамках своей небольшой доли
2,5% голосует по вопросам, какой стране давать кредит, а какой не давать. Так что, мнение этой организации приняли к сведению и сделали по-своему.
Раз уж мы заговорили о государственных облигациях, покажу один любопытный график. Это кредитные дефолтные свопы. Говоря по-простому, чем они дороже, тем выше вероятность дефолта России. Низкие цены на них напротив говорят о высокой надёжности ОФЗ – облигаций федерального займа.
Этот график учитывает всё: санкции старые и новые, цены на нефть, динамику российского ВВП, инфляцию, расходы и доходы бюджета, устойчивость вертикали власти, вероятность новой пандемии, надежды, ожидания и страхи по поводу судьбы российской экономики, — всё это заложено в цену.
Когда весной были введены продолжительные выходные, график полетел наверх. В дальнейшем, когда стало ясно, что страна справится со всеми невзгодами, свопы снова начали дешеветь. Сейчас они торгуются на очень низком уровне. Значит международные инвесторы считают российскую экономику стабильной, а гособлигации безопасными. Так керри-трейд будет продолжаться. Уже в январе доля заявок нерезидентов на аукционах ОФЗ увеличилась до
41%, тогда как месяцем ранее была
21%. Санкции санкциями, а капиталы текут туда, где они приносят большую прибыль. Попутно, как я уже говорил, керри-трейдеры способствуют укреплению российского рубля.
Ура, товарищи! (Бурные, нескончаемые аплодисменты).
В реальности карри зависит от воды рубля а так как она огромна никто карри в Россию не занимается — стоимость страховки от падения рубля выше чем разница в доходностях.
Но Эльбрус все про врагов которые не хотят инвестировать в Россию и подрывать экономику. Ржака.
Важно, как этим воспользоваться.
хотя «сильный рубль»… улыбает)