Вышла новость о том, что Fix Price может провести IPO на Лондонской бирже со вторичным размещением на Московской бирже. Если это случится, то сделка будет проходить по модели cash out — акции будут продавать действующие акционеры (то есть деньги не пойдут в компанию), при этом у основателей останется существенная доля владения.
Компания планирует привлечь минимум $1 млрд, при этом весь бизнес может быть оценен в $6 млрд. Размещение может состояться в марте.
В статье посмотрим:
Компания FixPriceбыла создана в 2007 г. основателями «Копейки» Сергеем Ломакиным и Артемом Хачатряном (владеют по 41,7% акций ритейлера). В магазинах сети представлен широкий ассортимент товаров для дома по низким фиксированным ценам.
По состоянию на январь 2021 г. работают 4241 магазин Fix Price более чем в 1000 населенных пунктах, в 78 субъектах России, а также в Казахстане, Грузии, Беларуси, Латвии, Киргизии и Узбекистане.
Источник: презентация компании
Fix Price также работает по модели франшизы — предоставляет возможность партнерам открывать магазины под своим брендом в разных странах и регионах, за исключением территории развития собственной сети.
Источник: презентация компании
Рынок, на котором работает компания — товаров по фиксированным низким ценам — один из наиболее быстро растущих сегментов российского ритейла. Ожидается, что к 2027 г. этот рынок может вырасти втрое c совокупными темпами годового роста в период 2019-2027 гг. на уровне 16,9% (данные компании).
По данным компании, она является лидером на рынке товаров по фиксированным низким ценам в России с долей 93% (по состоянию на 2019 год), что в 13 раз больше, чем у всех остальных российских сетей магазинов фиксированных цен вместе взятых. Компания видит себя первопроходцем на пути к развитию концепции экономного ритейла в России, что сделало ее безусловным лидером на этом рынке — новым компаниям на него выходить будет трудно.
Изначально концепция компании подразумевает модель «все товары по одной цене» (one price shop). После девальвации рубля в 2014 году ритейлер сократил импорт (несколько лет назад доля импорта в ассортименте доходила до 70%, сейчас 25%) и ввел несколько ценовых категорий, чтобы снизить риски курсовой волатильности иметь возможность далее поддерживать фиксированные цены. Сейчас Fix Price продает товары по нескольким фиксированным ценам от 50 до 250 рублей (примерно $3,4). Тенденция на переход к линейке фиксированных цен наблюдается среди большинства зарубежных аналогов по мере расширения ассортимента. На 31 декабря 2020 г. стоимость около 80% товаров в ассортименте FixPriceсоставляла менее 100 руб. (примерно $1,3).
Источник: презентация компании
По последним данным, на продовольственный товар приходится 37% от всего ассортимента Fix Price, еще 23% составляет дрогери (косметика, парфюмерия, бытовая химия и т.д.) и 40% — непродовольственные товары (одежда, игрушки, канцелярия и т.д.).
Источник: презентация компании
Для того чтобы удерживать фиксированную цену, компания ведет работу по снижению себестоимости при сохранении качества. Это происходит за счет прямой работы с поставщиками и участия в разработке товаров (у Fix Price сформирована база из 600 поставщиков). Также снижение себестоимости происходит за счет оптимизации затрат на то, что не в первую очередь важно для покупателя (на упаковку). По словам ген директора, правильная упаковка и правильный размер порой могут сократить издержки на себестоимость на 50%.
У компании нет товаров, которые продаются в минус, в отличие от других сетей (например, гипермаркеты могли продавать товар из непродовольственного сегмента себе в убыток, поэтому начали сокращать площади под ним). Fix Price зарабатывает на всех товарах — на каких-то больше, на каких-то меньше.
Около трети ассортимента компании приходится на СТМ (собственные торговые марки), столько же на небрендированный товар и столько же на брендированный.
Помимо того, что компания выработала четкий алгоритм работы над себестоимостью, сформированная база поставщиков также позволяет ей быстро реагировать на растущий спрос в каких-либо категориях товаров. Например, в период ограничений в марте, Fix Price смог в течение 3 недель снабдить магазины всеми необходимыми товарами (масками, санитайзерами, бадами и другими товарами для поддержания здоровья, а также игрушками и различными товарами для нахождения дома).
В целом структура ассортимента компании динамична: до 60% товарных категорий обновляется от 1 до 6 раз в год. Каждую неделю в ассортименте магазина появляется от 40 до 60 новых SKU, что обеспечивает компании постоянный трафик.
За последние три года компания показала рост выручки в среднем на 32,2% г/г. Двухзначный прирост выручки был обеспечен как расширением сети магазинов, в том числе в странах ближнего зарубежья (за три года было открыто 1 690 магазинов), так и двухзначным ростом сопоставимых продаж. Fix Price демонстрирует двухзначные LFL продажи на протяжении последних 16 кварталов. В этом, по словам компании, в том числе помогает сдвиг поведения потребителей по всему миру в сторону экономного ритейла.
Fix Price удается показывать также двухзначный прирост на уровне EBITDA и двухзначную рентабельность. По итогам 2020 г. рост показателя составил 35,5%г/г (МСФО 16).
Важный момент, что двухзначный рост бизнеса компания обеспечивает главным образом за счет собственных средств. Чистый долг компании на конец 2020 г. отрицательный (то есть денежные средства превалируют над обязательствами).
Fix Price — лидер на быстрорастущем рынке товаров по фиксированным низким ценам с долей 93% (у ближайшего конкурента осталось до 100 магазинов против 4200 у Fix Price) и несомненно имеет ряд конкурентных преимуществ. Основное — сформированный портфель поставщиков (около 600), с которыми компания наладила гибкие отношения и работает над созданием нужных товаров по сниженной себестоимости для того, чтобы обеспечить фиксированную цену на полке.
Операционные и финансовые результаты выглядят сильно. Рост бизнеса обеспечивается не только за счет экспансии, но и за счет сильных сопоставимых продаж. По итогам 2020 г. значение показателя составило 15,8%. Мало кто из публичных ритейлеров может похвастаться такой динамикой.
Fix Price разработал эффективную бизнес-модель, которая позволяет масштабироваться за счет собственных средств. Все магазины открываются в едином формате (одинаковый набор торгового оборудования, кассового и т.д.) и продают одинаковый ассортимент. Это позволяет компании множить копию одного магазина и эффективно управлять кап. затратами. Магазины открываются в кратчайшие сроки (до 30 дней с момента аренды) и быстро начинают генерировать денежный поток для дальнейшего развития сети. Чтобы быть гибкой, компания не держит площадей в собственности, только арендует. Это позволяет быстро закрывать магазин и переезжать на новую площадь для повышения эффективности.
Если компания будет проводить IPO, оно пройдет по модели cash out. То есть поможет существующим акционерам частично или полностью выйти из собственности, в компанию деньги не пойдут. В такое случае инвесторы, как правило, стремятся продать свои доли как можно дороже (цель — раскрыть акционерную стоимость своих пакетов).
При этом бизнес-модель компании подразумевает эффективное развитие за счет своих средств, и для того, чтобы оценить, насколько перспективно участие в размещении, нужно понимать, какие планы у компании по развитию (открытию магазинов в России и ближайших странах). В 2020 г. прирост магазинов составил 655 штук (+19% г/г). Компания планирует продолжать наращивать сеть и прогнозирует двухзначный рост рынка (а она, как лидер, может им управлять).
Помимо роста сети позитивен тот факт, что компания показывает внушительный рост сопоставимых продаж. Сейчас идет тренд на переход потребителя в экономный ритейл (по этой причине фуд-ритейлеры начали развитие дискаунтеров). При этом на рынке фиксированных цен Fix Price несомненный лидер, а значит будет забирать на себя значительную часть этого спроса.
Статья написана в соавторстве с аналитиком Светланой Дубровиной