Лента сообщила, что 18 марта представит долгосрочную стратегию развития. Вероятно, она будет связана с развитием компании как e-commerce игрока. Недавно Мордашов даже поделился с Bloomberg планами по поводу объединения своих активов (в сфере потребления товаров и услуг: туризма, ритейла, здоровья и образования) в «российский Amazon». Так что вскоре мы можем узнать о слиянии Ленты и Утконоса.
В статье поговорим о том, как может выглядеть развитие Ленты в долгосрочной перспективе и как можно спекулятивно заработать на акциях на горизонте полугода.
Бизнес Ленты построен в основном на гипермаркетах, которые теряют свою популярность среди потребителей. Поведение людей поменялось: они хотят тратить меньше времени на покупку и выбирают чаще магазины у дома или готовую еду. На этом фоне у Ленты и других гипермаркетов начался отток трафика.
Другие фуд-ритейлеры — X5 и Магнит — начали трансформацию своих сетей гипермаркетов: частично стали закрывать гиперы, а частично — сокращать под ними торговые площади и передавать под супермаркеты. Ленте такой подход был не близок, так как гипермаркеты — это ее основной формат магазинов, и они приносят ей бОльшую часть выручки.
Лента в меньше степени, чем X5 и Магнит, но все-таки также выиграла от пандемии. В результате спроса на продукты для домашнего приготовления и снижения туристической активности LFL продажи гипермаркетов компании вернулись к положительным значениям в 2020 г. после спада в 2019 г. При этом это временный эффект — намного важнее, как компания планирует выстраивать свое долгосрочное развитие.
Компания завершила экспансию в формате гиперов и сосредоточилась на разработке долгосрочной стратегии. Напомним, в 2019 г. компанию выкупила Севергрупп Алексея Мордашова, и больше года инвесторы ждут обещанную стратегию. Лента обещает опубликовать ее 18 марта 2021 г.
Логично предположить, что стратегия будет направлена на развитие Ленты в формате e-grocery. Мордашов поделился в интервью Bloomberg, что хочет изменить бизнес Ленты, но при этом сохранить изначальную модель гипермаркетов — фокус сместится на онлайн-продажи и быструю доставку, используя опыт и технологии Утконоса.
Утконос — один из крупнейших онлайн-ритейлеров на российском рынке — на 2 месте после X5 RetailGroup. Севергрупп является единственным владельцем Утконоса.
В 2020 г. Лента и Утконос стали работать в близком взаимодействии — для повышения эффективности объединили закупки, часть IT-инфраструктуры, маркетинга и цепочек поставок. Это дает свои плоды — Утконос вышел в Санкт-Петербург, где у Ленты сильные позиции, и получил более выгодные закупочные цены. Дэнни Перекальски (гендиректор Утконоса) прокомментировал, что предполагает аналогичное сотрудничество в других регионах.
В то же время, полагаем, Утконос помогает Ленте по технической части. В 2020 г. Лента запустила свой сервис онлайн-доставки Ленточка. Онлайн-выручка компании за 2020 г. составила 6,3 млрд руб. (против 942 млн руб. за 2019 г.). Прирост онлайн-сегмента составил пятую часть общего прироста выручки компании.
И Дэнни Перекальски, и Алексей Мордашов, прокомментировали, что в будущем объединение Ленты и Утконоса возможно, если это будет давать большие преимущества. Кроме того, Мордашов поделился c Bloomberg планами по развитию своего Amazon. Бизнесмен владеет активами в сферах, связанных с человеческими потребностями — ритейл (Лента, Утконос), путешествиями (TUI), образованием и медициной (сеть клиник AVA-Peter, которые будут развиваться в регионах, и на основе которых могут развиваться онлайн-сервисы) — и думает создать на их основе экосистему.
В европейском понимании жесткие дискаунтеры — это магазины с низкими ценами, предоставляющие при этом товары хорошего качества. Это возможно за счет высокой доли собственных торговых марок (СТМ) среди общего ассортимента (~60%).
Российские фуд-ритейлеры начали пробовать развивать новый для себя формат магазинов: у X5 — это Чижик, у Магнита — красная цена, у Окей — ДА! Последний, в отличие от конкурентов, развивает этот сегмент уже на протяжении нескольких лет.
Лента решила не отставать и начала тестировать свои дискаунтеры 365+ — открыла два магазина в Новосибирске и Барнауле на месте супермаркетов Лента после реконструкции. О развитии сети дискаунтеров ритейлер примет решение в первой половине 2021 на основании результатов пилотных магазинов.
Долгосрочно развитие сети дискаунтеров может стать позитивом для Ленты. У компании, в отличие от более крупных конкурентов, нет магазинов малого формата, который сейчас пользуется большей популярностью (магазины у дома или дискаунтеры). Дискаунтеры — новый формат для российского рынка и самый быстрорастущий, и он становится особенно актуальным в период снижения покупательской способности населения.
Кроме того, у Ленты есть хорошая инфраструктура из гипермаркетов и супермаркетов, на базе которой она может развивать новый формат. Компания завершила экспансию гипермаркетов и может пойти по модели Окей — гипермаркеты будут продолжать генерировать стабильный денежный поток, который будет направляться на развитие сети дискаунтеров.
Для того чтобы находить в акциях спекулятивные идеи, важно следить за новостной повесткой и таймингом.
Цена акции Ленты восстановилась к доковидному уровню к концу июля и продолжила расти. Это сопровождалось определенными новостями:
Дмитрий Богод займет новую должность Коммерческого директора. До прихода в «Ленту» Дмитрий занимал позицию ассоциированного партнера в московском офисе McKinsey&Co, а также различные руководящие позиции в других компаниях.
Анастасия Волохова присоединится к «Ленте» в роли Директора по стратегии и трансформации. До прихода в «Ленту» Анастасия занимала руководящие позиции в компании «Магнит» и Boston Consulting Group (BCG), где отвечала за трансформацию и эффективность бизнеса.
Несмотря на то, что акции выросли, по нашей оценке (без учета возможной консолидации Утконоса), у них остается потенциал роста на горизонте года. При этом на новостях акции могут отыграть рост выше справедливой оценки на горизонте года. На что обращаем внимание:
Такая новость способна вызвать сильный позитив у инвесторов, так как e-commerce сейчас пользуется популярностью среди инвесторов. Мы оцениваем Утконос по мультипликатору 3x EV/Sales (американские e-commerce игроки с ростом на 20–30% торгуются по 4x EV/Sales, но Утконос российский и рос более медленными темпами до эффекта пандемии). При LTM выручке ~14,6 млрд руб. оцениваем компанию в 44 млрд руб. Учет актива в оценке Ленты, дает акциям компании потенциал роста до 400 руб. при таком сценарии.
OZON не берем в качестве аналога, так как он растет более быстрыми темпами — на 60–80% в год (торгуется по~8,5 EV/Sales LTM). Если рынок оценил бы Утконос по аналогии с OZON, это дало бы акциям Ленты потенциал роста до 550 руб.
По итогам 2020 мы ожидаем FCF yield ~10% (максимально возможный объем дивидендов). С высокой вероятностью компания не направит весь FCF на дивиденды, при этом выплата даже незначительных дивидендов впервые также может быть позитивно воспринята инвесторами. Тем более если вторая часть денежного потока будет направлена на развитие сети дискаунтеров.
Соответственно, на новостях о долгосрочном развитии, слиянии с Утконосом и дивидендах может быть возможность заработать ~20% и выше на горизонте полугода.
Статья написана в соавторстве с аналитиком Светланой Дубровиной
В евроспаре рядом с домом продукты реально дешевле.
З.Ы. Из личного опыта