Сергей Пирогов
Сергей Пирогов личный блог
22 января 2021, 11:07

Литий: металл будущего

Литий — один из основных компонентов литий-ионных аккумуляторов, которые широко используются в электрокарах и солнечной энергетике. Растущий спрос на литий со стороны этих сегментов значительно укрепит финансовое положение литий-добывающих компаний.

В статье мы посмотрим:

  • каков рынок лития сейчас;
  • что с ним будем завтра;
  • кто выиграет от растущего спроса на литий.


Рынок лития вчера и сегодня: перепроизводство и падение цен


Основным потребителем лития на данный момент, по версии Roskill, являются аккумуляторы — на них приходится 54% потребления:
Литий: металл будущего

С 2017 года на рынке литий-ионных аккумуляторов наблюдался застой из-за падающего спроса со стороны потребительской электроники, а также сокращения в некоторых регионах денежной формы поддержки электромобилей (EV) от государств:

Литий: металл будущего

Источник: BloombergNEF

При этом на рынке наблюдается дисбаланс спроса и предложения, так как многие компании, особенно австралийские, наращивают производственные мощности в ожидании растущего спроса на литий. Однако падение потребления со стороны EV сектора в 2018-19 годах вызвало перепроизводство и значительно сократило цены на сырье:

 Литий: металл будущего

В результате под ударом оказались основные добытчики лития из-за снижения цены на продукцию на 35%.


Рынок лития завтра: EV — главный двигатель сектора


Но рынок живет ожиданиями, и два сектора способны значительно повлиять на него.

Как мы поняли, вчера спрос на литий в основном уже обуславливался состоянием рынка литий-ионных аккумуляторов. Такая тенденция сохранится и далее.

Рынок электрокаров (EV), по версии Grand View Research, вырастет в 7 раз к 2028 году:
Литий: металл будущего

А это значит, что каждый 10 автомобиль в мире будет использовать литий-ионный аккумулятор.

В результате, по данным Bloomberg NEF, потребность в литий-ионных аккумуляторах будет расти в среднем ежегодно на 23% до 2030 года. Причем основной спрос будет формироваться за счет роста производства электрокаров:

Литий: металл будущего

Немаловажную, однако менее значимую роль, окажет сектор солнечной энергетики.

Зеленая повестка США и ЕС требует от большинства компаний соблюдать нормативы по выбросам углекислого газа в атмосферу. Такая повестка формирует спрос на солнечные панели со стороны многих энергетических компаний, так как солнечная энергия дешевле и чище аналогов и уступает только ветрогенерации:

Литий: металл будущего
Из-за дешевизны и эффективности, по данным Международного энергетического агентства, спрос на солнечную энергетику вырастет в 4 раза за 10 лет:

Литий: металл будущего


Основные игроки на рынке добычи лития


На рынке добычи лития сегодня присутствует пять основных игроков:

Литий: металл будущего

Albemarle — самый крупный добытчик лития в мире, дислоцирующийся в США. Доля выручки от лития составляет 37%. Оставшуюся часть выручки делят между собой бром и катализаторы для отчистки нефти. Среди основных потребителей сектор электрокаров занимает малую часть, большая часть лития уходит в сектор электроники, который уже давно не растёт.

SQM — чилийская химическая компания с мировой долей добычи лития 14%. Однако и в случае SQM литий занимает в доле выручки компании невысокую долю в 28%. Компания в основном специализирована на продаже калийных удобрений.

Livent — американская компания, которая специализируется только на добыче лития, производства находятся в Аргентине. На фоне остальных компаний Livent выглядит основным бенефициаром тренда, так как полностью сфокусирована на добыче лития.


Цена имеет значение


Мы не просто так упомянули, в каких регионах компании ведут свою добычу.

Литиевые компании также конкурируют за различные месторождения. По сути, есть два варианта добычи лития — из солевых растворов или минералов:

Литий: металл будущего

Добыча лития из солевого раствора намного дешевле и экологичнее, чем из минералов, так как литий добывается путём естественного испарения воды:
Литий: металл будущего
Многие производители электрокаров стремятся перейти от премиального сегмента к масс-маркету, а это возможно сделать только путём сокращения стоимости аккумулятора — главной составляющей себестоимости. Сейчас стоимость аккумулятора в EV составляет примерно $11 000, и один из путей снижения его цены — как раз переход к более эффективным добытчикам лития:

Литий: металл будущего

И здесь также основным бенефициаром тренда является LiventПомимо фокуса на литий, Livent входит в топ-4 по себестоимости добычи лития. С компанией контракт уже заключила Tesla.


Спрос на литий превысит предложение


Снижение стоимости цен на литий в значительной степени отразилось на финансовом положении добывающих компаний, что заморозило ввод новых мощностей на неопределённый срок:

Литий: металл будущего
Из-за заморозки мощностей спрос на литий обгонит его предложение уже к 2022 году, что позволит цене на литий вырасти:

Литий: металл будущего


Livent — главный бенефициар тренда


Livent — наш фаворит в гонке за растущий рынок лития.

Во-первых, Livent сфокусирован только на литии, что позволит ей расти быстрее остальных компаний.

Во-вторых, стремление производителей EV к эффективности и экологичности повышает требования и к поставщикам основных ресурсов. Livent — одна из компаний с наименьшей себестоимостью добычи. Именно этот факт позволил Livent заключить долгосрочный контракт с Tesla — лидером рынка EV в мире.

В-третьих, Livent особенно озабочена темой устойчивого развития и внедрила стандарт корпоративного управления ISO 14001. Приверженность компании к стандартам экологичности позволит компании привлечь внимание крупных ESG фондов, роль которых только растёт.

Мы уже отыграли фундаментальный рост в Livent в рамках подписки:
Литий: металл будущего
Будем следить за рынком лития и ждать новой возможности заработать на этом тренде — либо за счёт переоценки, в случае опережающего роста цен на литий, либо за счёт коррекции акций.

Статья написана в соавторстве с аналитиком Дмитрием Новичковым

9 Комментариев
  • Осторожный спекулянт
    22 января 2021, 11:37
    Я думаю, в случае с ливентом этот рост связан не с фундаментом, а с тем, что бабла на рынок неконтролируемо вливают. Ну не отразились пока прогнозируемый спрос, продажи, прибыль в финансовой отчётности.
    Хотя сам локти кусаю, что ещё в сентябре не влез во всю эту историю на опасении о том, что деньги не обеспеченные ничем вкачиваются.
  • Александр Спирянин
    22 января 2021, 11:39
    красивый график по 15 бы можно пробовать
  • 3Qu
    22 января 2021, 12:06
    Уже новые аккумы придумали, без лития и большей ёмкости, да ещё и экологически чистые. В производстве их пока нет.
    • Иванов Иван
      22 января 2021, 17:11
      3Qu, А по-точнее? Реально интересуюсь. Электрички 100% переедут ДВС.
      • 3Qu
        22 января 2021, 17:15
        Иванов Иван, в ближайшее время вряд ли. Пока, вроде, рынок емобилей к 30-му году оценивается в 20%
  • Даниил Болотских
    22 января 2021, 12:17
    интересная статья, спасибо большое! вопрос- есть в РФ фирмы-производители?
    • Сергей
      22 января 2021, 12:44
      Даниил Болотских, в РФ лития особо не нашли.
  • Михаил Копытин
    22 января 2021, 13:20
    Ага… Как когда то «Медь металл будущего». А потом раз и придумали оптическое волокно))))
  • Константин
    22 января 2021, 13:25
    А етф на литий есть? и на природный газ?

Активные форумы
Что сейчас обсуждают

Старый дизайн
Старый
дизайн