В данной части взглянем на мировой рынок стали, постараемся разобраться в производственной цепочке по изготовлению стальной продукции и выявим основные критерии, на которые стоит обращать внимание, сравним по критериям ключевые российские компании, торгующиеся на ММВБ: ММК, НЛМК, Северсталь.
В 2019 году в мире было произведено 1.869 млрд тонн стали, на 3,4% больше, чем в 2018 году. При этом спрос на сталь в мире увеличился на 3,9 % и составил 1,775 млрд тонн. Ключевыми факторам замедления роста спроса на сталь в мире являются замедление мирового роста ВВП и торговые войны между Китаем и США.
Ключевым игроком на рынке стали является Китай, который производит и потребляет основные объемы стали. Доля Китая в мировом производстве стали за 2019 год составила 53% или около 1 млрд тонн стали. За 2019 год Китай остался нетто экспортером стали с объемом примерно в 50 млн. тонн.
Остальные крупные игроки мирового рынка стали:
За 2020 год ожидается снижение мирового спроса на сталь на уровне 3,4% из-за пандемии коронавируса, при этом потребление стали в Китае относительно 2019 года вырастет. Такая ситуация привела к тому, что в течение 2020 года Китай стал нетто импортером стали, что сильно повлияло как на цены на сырье для стали (Китай — самый крупный импортер железорудного сырья(ЖРС) и угольного концентрата в мире), так и на цены на сталь.
Российский рынок стали является нетто экспортным: при объеме производства в 2019 году в 71.9 млн. тонн (изменения г/г не существенны) спрос на сталь внутри страны составил всего 42,8 млн тонн ( рост на 4% г/г). Ключевыми отраслями, потребляющими металлопродукцию в России, являются за 2019 год:
Из-за пандемии коронавируса в 2020 году ожидается падение спроса на сталь в РФ на 5,5-6% и последующее восстановление спроса в 2021 году на 6%. Долгосрочно ожидается рост спроса на сталь в России примерно по 2-2,5% в год до 2025 года.
Для лучшего понимания отрасли черной металлургии давайте разберемся в производственной цепочке изготовления металлопродукции.
Традиционно она разделяется на три части:
Основным сырьем для производства стали являются ЖРС и коксующийся уголь.
ЖРС в свою очередь подразделяется на подготовленное (агломерированное) и неподготовленное (неагломерированное) сырье. Оба вида реализуются на товарных рынках.
Неподготовленное — сырье для производства подготовленного, по сути, это железорудный концентрат, доменная или аглоруда. Железорудный концентрат получается из измельченной железной руды с низким содержанием железа чаще всего с помощью процесса магнитной сепарации. Содержание железа в концентрате составляет 60-65%. Аглоруда — это железорудная мелочь, получаемая из богатой руды путем различных процессов дробления. Доменная руда (крупнокусковая) также вырабатывается из богатой руды.
Подготовленное сырье — готовое для использования в доменных печах для производства чугуна. Основные виды подготовленного сырья: агломерат и железорудные окатыши.
Агломерат получается в результате смешения железорудной фракции (концентрат или аглоруда), металлургического кокса и флюсующих добавок и дальнейшего обжига и разламывания спекшейся массы на фракции, подходящие по размеру для доменного производства.
АгломератЖелезорудные окатыши получаются в результате окомковывания железорудного концентрата, флюсов и упрочняющих добавок и дальнейших просушки и обжига получившихся комков.
Железорудные окатышиТаким образом, производственная цепочка получения ЖРС выглядит следующим образом:
Коксующийся уголь также напрямую не используется в производстве стали. Используется же металлургический кокс, получаемый на коксохимическом производстве из коксующегося угля. Металлургический кокс является высококачественным бездымным топливом и используется как для получения чугуна, так и для обжига железорудного концентрата для получения агломерата. Суть технологического процесса получения кокса: бескислородный нагрев и спекание коксующегося угля при температурах свыше 1100 градусов.
Рассмотрим техпроцесс доменного и сталеплавильного производства.
Доменное производство. Основной продукт доменного производства — передельный (жидкий) чугун. Ключевое отличие чугуна от стали — это высокое содержание углерода (более 2,14%), что снижает его пластичность и делает более хрупким. В качестве смеси исходных материалов (шихты) используется смесь из кокса, агломерата, окатышей и известняковых флюсов.
Схематичное изображение доменного процессаКоротко физико-химический процесс выглядит как постепенная (сверху вниз) плавка шихты при высоком давлении и высокой температуре подаваемого дутья (разогретого воздуха). Происходящие физико-химические процессы при высоких температурах позволяют очистить руду от примесей и горных пород. В результате процесса образуется расплав чугуна, а также выделяется огромное количество доменного газа, который затем повторно используется как топливо для хозяйственных нужд производства.
Сталеплавильное производство. По сути, процесс заключается в снижении в чугуне содержания углерода и прочих примесей. В России используется 2 основных способа производства стали:
Самый распространенный как в России, так и в мире. В качестве сырья используются в основном переделный чугун и подготовленный металлический лом (для регулирования теплового баланса плавки), которыми заполняется конвертер. По сути, осуществляется продувка сплава в конвертере (емкость, где находится сплав) разогретым кислородом через фурму (тугоплавкая трубка, погружаемая в сплав). Это позволяет за счет ряда физико-химических процессов убрать углерод и примеси из сплава.
После получения заданного содержания углерода и физико-химических свойств сталь передают в сталеразливочные ковши, где происходит дополнительная внепечная обработка (добавление ферросплавов и т.д.) и дальнейшая разливка и порезка на толстолистовые (те самые слябы) и сортовые (различных сечений) заготовки. Заготовки еще называют стальными полуфабрикатами.
Стальной слябВыделяется несколько ключевых видов продукции:
Основным по объему производства является листовой прокат.
По способам прокатки также есть разделение на 2 типа:
Для каждого типа проката существует огромный ассортимент продукции. Весь прокат производится специальными станами соответствующей прокатки с различными параметрами (например, станы 2000, 2500, 5000. Числа означают максимальную ширину выпускаемых изделий).
Виды станов: листовые, широкополосные, рельсобалочные, сортовые и т.д.
Рулоны стали горячей прокаткиВ свою очередь среди всего ассортимента металлопродукции выделяется отдельный сегмент: продукция с высокой добавленной стоимостью (HVA-продукция). По сути, это либо конечная продукция, которая не требует еще одного производственного этапа обработки, либо продукция с какими-то особыми физико-химическими свойствами. Примеры: холоднокатаный прокат, горячекатаный прокат с полимерными/оцинкованным покрытиями, толстолистовой прокат и многое другое.
Коксующийся уголь. Для коксующегося угля самый верный бенчмарк — австралийские цены на премиальный и обычный угольный концентрат, а именно DBCT (DALRYMPLE BAY COAL TERMINAL) FOB. Многие международные продажи идут по ценам, которые являются его производными в зависимости от марок реализуемого угля. На сколько мне известно, внутренние цены в РФ также привязаны к этому бенчмарку, но с определенным дисконтом к цене. Из существенного: отдельно есть бенчмарк для угля на китайском рынке — цены в порту Цзиньтан (CFR Jintang). Обычно они идут синхронно с примерно одинаковым спредом (из-за разных базисов поставки), но из-за недавнего отказа Китая покупать уголь у австралийских компаний спред разошелся очень сильно, и цены движутся в противофазе (DBCT FOB — 90$; CFR Jintang — 178$), что в целом логично и рано или поздно вернется к нормальному состоянию по мере исчерпания конфликта и перераспределения сбыта на рынке угля.
Аббревиатуры FOB («Free on board») и CFR («cost and freight») — это разновидности базисов поставки (есть и другие). Если простыми словами, то какая сторона сделки платит за погрузку на судно, фрахт, прохождение таможни и т.д.
ЖРС. Цены на разные виды ЖРС в зависимости от концентрации железа и типа ЖРС в китайском порту Циндао (CFR QingDao) в целом неплохо отражают ситуацию на мировом рынке. Как уже упоминал в обзоре рынка стали, спрос на сталь и производство стали со стороны Китая во второй половине 2020 года начали резко расти, что привело к сильному ралли в ценах на ЖРС. При средних ценах на железорудный концентрат с содержанием 62% железа в диапазоне 60-80$ за тонну за последние 5 лет сейчас цена составляет около 166$ за тонну.
Сталь. С ценами на сталь сложнее всего, и на это есть ряд причин:
По вышеуказанным причинам цены на внутренних рынках могут плохо коррелировать с международными бенчмарками. Для общего понимания цен на сталь можно пользоваться: LME Steel Scrap (фьючерс на стальной лом), LME Steel HRC FOB China (фьючерс на горячекатаный прокат в портах Китая). Для российских металлургов наиболее актуальны внутренние цены на стальную продукцию и экспортные цены (FOB Black Sea).
Касательно текущих цен на сталь: сильный спрос на ЖРС и сталь со стороны Китая во втором полугодии 2020 и медленное восстановление после остановки сталепроизводительных мощностей в мире привело к ралли в ценах на сталь вслед за ценами на ЖРС. Текущие мировые цены держатся у рекордных отметок в районе 700$ за тонну горячекатаного проката.
Теперь перейдем к сравнению ключевых игроков на российском рынке стали, торгующихся на ММВБ, а именно: ММК, НЛМК, Северсталь. С учетом разобранной стальной производственной цепочки и ценообразования сравнивать будем по следующим критериям:
ММК. ММК представлен 3 ключевыми дивизионами:
Объем продаж металлопродукции по итогам 2019 года составил 11.3 млн тонн, 10.6 из которых приходятся на ММК-Россия и около 0.7 млн тонн на ММК-Турция. Доля продаж продукции с высокой добавленной стоимостью составляет около 48.5%. Основным и ключевым рынком сбыта для ММК является внутренний российский рынок. Доля продаж на российском рынке составляет около 75%, экспорт+Турция — около 17%, внутри СНГ — около 8%.
НЛМК. Структура и активы НЛМК гораздо разнообразнее:
Доля продаж на российском рынке составляет 35-40%. Доля продаж продукции с высокой добавленной стоимостью составляет всего около 35%.
Северсталь. У Северстали также непростая структура активов:
Около 65% металлопродукции Северсталь реализует на внутреннем российском рынке, а остальное экспортирует. При этом доля продукции с высокой добавленной стоимостью составляет примерно 45%.
В целом, наши металлурги являются одними из самых эффективных компаний в мире с высоким уровнем вертикальной интеграции. Все три компании находятся в 1 квартили кривой затрат на производство. Но и тут есть существенные различия между компаниями.
ММК. У ММК очень низкий уровень обеспечения собственным сырьем. Около 37% потребностей компании в угле добывается на ММК-Уголь, остальной концентрат закупается у третьих лиц. Весь кокс компания производит своими силами. Обеспеченность ЖРС еще ниже, всего около 20%. При этом стоит отметить, что компания закупает как железорудный концентрат, так и окатыши. Производство агломерата из руды у ММК полностью собственное.
Низкая обеспеченность сырьем приводит к относительно сильной волатильности кеш-коста сляба у ММК и, как следствие, маржи компании при сильных движениях цен на сырье и сталь. Значения интегрированного кеш-коста сляба за последние периоды: 2020 — 261 $/т; 2019 — 305 $/т; 2018 — 291 $/т. Низкая величина в 2020 году обеспечена низкими мировыми ценами на угольный концентрат.
НЛМК. Ситуация у НЛМК лучше. Компания обеспечена собственными необходимыми видами ЖРС на 100%. При этом у НЛМК нет своей добычи концентрата коксующегося угля, он закупается в полном объеме. А вот кокс из покупного угля компания производит самостоятельно в полном объеме.
Значения интегрированного кеш-коста сляба следующие: 2020 — 208 $/т; 2019 — 255 $/т; 2018 — 266 $/т. Низкие цены на коксующийся уголь способствуют увеличению маржи.
Северсталь. Обеспеченность сырьем у Северстали самая высокая среди сестер. Компания обеспечена всеми видами ЖРС на 130%, т.е. часть окатышей и концентрата руды она реализует третьим лицам, где еще неплохо зарабатывает. С коксующимся углем ситуация чуть хуже, обеспеченность составляет 80%, но при этом компания дополнительно реализует третьим лицам энергетический уголь.
Значение интегрированного кеш-коста сляба минимальное из сестер: 2020 — 189 $/т; 2019 — 217 $/т; 2018 — 233 $/т. Северсталь лучше всего защищена от волатильности цен на сырье и выигрывает от высоких цен на ЖРС.
Все три компании в конце 2017-начале 2018 утвердили новые стратегии. Суть у всех примерно одна — увеличение экологичности производства, эффективный CAPEX и рост отдачи от бизнеса акционерам.
ММК. Общий количественный смысл новой стратегии — прирост EBITDA компании за 2019-2025 года на 1 млрд $ (примерно +50%) к значению 2018 года без учета влияния рыночных флуктуаций цен на сырье и продукцию. 2/3 планируемого прироста планируется достичь за счет увеличения операционной эффективности.
Средний IRR проектов — 25%. Ключевые проекты, которые завершили недавно: запуск новой аглофабрики (+50 млн $ к EBITDA) — 2019; реконструкция стана 2500 (+100 млн $ к EBITDA в 2021 году) — июль 2020.
На весь комплекс проектов компания закладывает следующий CAPEX: 2020 — 700 млн $; 2021-2023 — 950 млн $; 2024-2025 — 700 млн $.
НЛМК. Аналогичным образом стратегия подразумевает прирост EBITDA компании за 2019-2022 года на 1.25 млрд $ (примерно 45%) к нормализованному значению 2018 года. 55% будет достигнуто за счет дополнительных инвестиций (обновление производственных мощностей, расширение производства), а 45% за счет увеличения операционной эффективности и рынков сбыта. Суммарный эффект за 2019-2020 уже составит около 350 млн $.
Средний IRR проектов составляет 29%. Компания прогнозирует следующий размер CAPEX: 2020 — 1.1 млн $; 2021-2022 — 0.7-0.8 млн $.
Северсталь. Аналогично, рост EBITDA на 2.1 млрд $ (примерно 80%) за период 2018-2023 к нормализованному уровню 2017 года. Эффект разделяется на 2 части: 1 млрд за счет роста производства и операционной эффективности; 1.1 млрд за счет улучшения портфеля продаж и качества новой продукции. Суммарный эффект за 2018-2020 уже составит около 700 млн. $.
Средний IRR проектов составляет 30%. Компания прогнозирует следующий CAPEX на период стратегии: 2020 — 1.4 млрд $; 2021 — 1.4 млрд; 2022-2023 — 0.9 млрд.
Компании не просто так называются сестрами. Действующие дивидендные политики у компаний, по сути, одинаковые. Суть их следующая:
Принцип расчета базового FCF у всех компаний одинаков. Но и тут оказалось не все так просто. На периоды действия стратегий и, как следствие, повышенного CAPEX компании сделали следующие идентичные исключения (это не закреплено в див. политике): для расчета выплаты дивидендов берется нормализованный FCF. Суть нормализации заключается в том, что учитывается не весь размер CAPEX, а его предельное установленное значение. В случае, если за заданный период CAPEX превысил это значение, то превышение на дивидендную базу никак не влияет, если не превысил — то берется фактическое значение CAPEX. Таким образом, на время периода активных инвестиций компании готовы платить дивиденды частично в долг.
Предельные значения CAPEX для ММК — 700 млн$ до 2025; НЛМК — 700 млн $ до 2022; Северсталь — 800 млн $ до 2023. Можно легко сопоставить указанные значения с прогнозными CAPEX компаний.
Для расчета базовых мультипликаторов в качестве EBITDA будем брать не LTM результаты 2020 года, а EBITDA2019 с добавлением эффектов от реализации стратегий компаний. Такой подход используем, чтобы не учитывать слабые 1 и 2 кварталы 2020 из-за пандемии и заложить прогнозируемое восстановление спроса в 2021 году. На мой взгляд, это будет более показательным. Более того, 2019 год был очень сбалансированным по ценам как на сырье, так и на сталь. Остальные показатели берем актуальными на данный момент.
EBITDA*: ММК — 1.8 млрд; НЛМК — 2.8 млрд; Северсталь — 2.9 млрд
NetDebt/EBITDA*: ММК — (-0.02); НЛМК — 0.7; Северсталь — 0.62
EV/EBITDA*(средняя за 2015-2019): ММК — 4.9 (3.9); НЛМК — 7.2 (6.45); Северсталь — 5.95 (5.78).
Можно выделить несколько интересных моментов:
Отрасль черной металлургии действительно очень непростая. В ней много деталей и особенностей, без понимания которых сравнивать «в лоб» мультипликаторы компаний выглядит немного опрометчивым. Давайте подведем основные итоги:
Возможность обсудить статьи на авторском канале «Спроси Василича» в Telegram и Вконтакте
Данный материал не может рассматриваться или использоваться как индивидуальная инвестиционная рекомендация. Автор не осуществляет деятельность по инвестиционному консультированию и не является инвестиционным советником.