Андрей Колесников
Андрей Колесников личный блог
17 декабря 2020, 10:10

Мозг. Инструкция по применению Как использовать свои возможности по максимуму и без перегрузок. Дэвид Рок.

Мозг. Инструкция по применению Как использовать свои возможности по максимуму и без перегрузок. Дэвид Рок.
Электронная книга t.me/kudaidem/1437

 

Из краткого содержания книги вы узнаете:

 Как функ­ци­о­ни­ру­ет мозг;

Каким образом повысить его эф­фек­тив­ность;

И как с помощью этих знаний сти­му­ли­ро­вать изменения в организации.

 

Нам необходима предельная кон­цен­тра­ция внимания, и, как никогда раньше, нас отвлекает огромное множество факторов.

Наши умственные способности ограниченны, тем не менее их эф­фек­тив­ность можно повысить.

Чтобы хорошо справляться со сложными задачами, их выполнение надо перенести на то время суток, когда внимание острее всего.

· Избыточные эмоции мешают нам ясно мыслить, поэтому важно научиться ими управлять.

 

Наши умственные возможности можно значительно расширить и, со­от­вет­ствен­но, повысить эф­фек­тив­ность нашей де­я­тель­но­сти.

 

Эксперт по развитию лидерских навыков Дэвид Рок подробно рас­ска­зы­ва­ет, как это сделать.

Автор объясняет, как наш мозг реагирует на те или иные ситуации, как об­ра­ба­ты­ва­ет информацию, какие ограничения у него имеются и каким образом эти ограничения обойти.

Эффективная работа вовсе не означает од­но­вре­мен­но­го выполнения множества дел и не обязательно со­про­вож­да­ет­ся постоянным стрессом.

Анализируя действия людей автор показывает, как работает в жизни та или иная за­ко­но­мер­ность или методика. 

 Рекомендую это руководство по повышению личной эф­фек­тив­но­сти не только тем, кто за­ин­те­ре­со­ван в развитии карьеры или соб­ствен­но­го бизнеса, но и тем, кто просто хочет успевать значительно больше и при этом жить полноценной жизнью.

 

Сознание – это театр.

В современных эко­но­ми­че­ских условиях все больше требуются работники умственного труда, воз­на­граж­де­ние которых напрямую зависит от способности со­сре­до­то­чен­но мыслить и находить творческие решения.

 В мире пе­ре­из­быт­кок отвлекающих факторов.

А, умственные способности человека не бес­пре­дель­ны: усиленно размышлять мы можем лишь очень короткое время.

Тем не менее повысить эф­фек­тив­ность работы мозга вполне возможно – для этого нужно знать, как он функ­ци­о­ни­ру­ет.

За принятие решений и поиск выхода из за­труд­ни­тель­ных ситуаций отвечает пре­фрон­таль­ная кора мозга.

Ее можно представить в виде небольшого театра.

Сцена – это зона нашего внимания. Актеры – информация, которая попадает в эту зону из внешнего мира.

А зрители – информация из мира внутреннего, наши мысли и вос­по­ми­на­ния. Иногда актеров сменяют зрители – выходят на сцену и начинают играть.

В этот момент вместо того, чтобы со­сре­до­то­чить­ся на конкретной задаче, мы погружаемся в вос­по­ми­на­ния или думаем о посторонних вещах – например, о предстоящем обеде.

Вот как соотносятся функции нашего сознания с тем, что происходит в этом театре:

· Понимание. Актер появляется на сцене и остается там столько, сколько потребуется для налаживания контакта со зрительным залом.

· Принятие решений. Актеры (идеи, мысли) стоят на сцене, мы их сравниваем друг с другом и по поводу каждого принимаем оценочное решение.

· Вос­по­ми­на­ние. На сцену выходит кто-то из зрителей.

· Запоминание. Актеры спускаются со сцены и рас­са­жи­ва­ют­ся среди зрителей.

· Торможение. Когда актеров слишком много, мы отвлекаемся и наше внимание слабеет.

 

Как повысить эф­фек­тив­ность работы мозга.

Подстройте рабочий распорядок под особенности работы своего мозга.

Расстановка приоритетов требует больших мыс­ли­тель­ных усилий, поэтому ею следует заниматься в первую очередь. Например, начните рабочий день с пла­ни­ро­ва­ни­я.

У каждого человека внимание острее всего в опре­де­лен­ное время суток: у кого-то с утра, у кого-то вечером. Именно на это время нужно переносить самые сложные дела.

Мы способны од­но­вре­мен­но удержать на сцене сознания четырех актеров, четыре объекта – допустим, четыре числа или слова.

Удержать четыре предложения уже гораздо сложнее, не говоря уже о четырех идеях. Поэтому необходимо прибегать к упрощению – разбивать массивы информации на меньшие, более легкие для запоминания блоки.

 Другой способ – это группировка объектов по общему признаку. Например, при принятии решении об ин­ве­сти­ро­ва­нии все возникающие идеи можно объединить в четыре группы, относящиеся к: 1) целям; 2) результатам; 3) аргументам за; 4) аргументам против.

 В каждый момент времени наш мозг способен выполнять лишь один осознанный мыс­ли­тель­ный процесс.

Все остальные процессы в это время выполняются “на автопилоте”.

 

Как только мы пытаемся од­но­вре­мен­но решить две когнитивные задачи, наши умственные способности с уровня выпускника вуза падают до уровня вось­ми­лет­не­го ребенка.

Необ­хо­ди­мость постоянно пе­ре­клю­чать­ся от одной задачи к другой ведет к слишком интенсивной загрузке нашей “оперативной памяти”.

Поэтому в первую очередь следует думать, какие решения нужно принять вначале, чтобы иметь возможность принимать другие решения.

 

Отвлекающие факторы и острота мышления.

Нашу про­дук­тив­ность значительно снижают различные отвлекающие факторы: внешние (телефон, почта, телевизор, офисный шум) и внутренние – случайные мысли, вос­по­ми­на­ния.

Отвлекшись, мы вынуждены тратить до­пол­ни­тель­ные силы на то, чтобы снова со­сре­до­то­чить­ся. Это приводит к ошибкам и к тому, что дей­стви­тель­но стоящие мысли забываются. Для того чтобы всегда сохранять со­сре­до­то­чен­ность, необходимо научиться избавляться от отвлекающих факторов.

В первую очередь выключите телефон и закройте почту.

Сложнее отсеивать ненужные варианты поведения.

Для этого потребуется, во-первых, осознанно наблюдать за своими мыс­ли­тель­ны­ми процессами и, во-вторых, пе­ре­хва­ты­вать вредные импульсы до того, как они закрепятся в мозге.

Упрощенно, нужно научиться вовремя пе­ре­хва­ты­вать и тормозить свои желания, например, проверить почту.

Наиболее эффективно мозг работает лишь при оптимальном уровне возбуждения. Если оно слишком слабое, мы испытываем скуку, если слишком сильное – нервную перегрузку.

 Возбуждение возникает при опре­де­лен­ной кон­цен­тра­ции двух веществ: дофамина, отвечающего за пробуждение интереса, и но­рад­ре­на­ли­на, управ­ля­ю­ще­го остротой внимания. Их уровнем можно управлять. Чтобы повысить уровень но­рад­ре­на­ли­на, достаточно живо представить себе какую-то крайне неприятную ситуацию – например, проваленные деловые переговоры.

Включить интерес, повысить уровень дофамина тоже достаточно просто: нужно немного сменить обстановку, обсудить с кем-то предстоящие дела, прочесть интересную или смешную статью.

Когда уровень возбуждения оптимален, мы испытываем прилив энергии. Это состояние можно назвать “состоянием потока”.

Чтобы его достичь, необходимо, чтобы наши действия опирались на уже знакомые шаблоны. Например, человек оказывается за рулем гоночного автомобиля. Если он умеет водить обычную машину, то его мозг будет ис­поль­зо­вать эти навыки в качестве основы. И его уровень возбуждения окажется на оптимальном уровне.

 

Почему так важна осо­знан­ность?

Кроме актеров и зрителей в театре нашего сознания имеется режиссер.

Это та часть сознания, которая внимательно и как бы со стороны наблюдает за событиями нашей жизни. Это “думание о думании”, или осо­знан­ность.

Термин “осо­знан­ность” по­за­им­ство­ван ней­ро­био­ло­га­ми из буддизма. Живя в состоянии осо­знан­но­сти, мы живем здесь и сейчас, реагируем на ситуации по мере их воз­ник­но­ве­ния, полностью осознаем свой внутренний опыт.

Существует два способа восприятия мира.

Первый заключается в том, что, получив информацию из окружающего мира, мы ее об­ра­ба­ты­ва­ем и ин­тер­пре­ти­ру­ем.

Так, по­чув­ство­вав легкий ветерок, человек начинает размышлять о том, что ветерок предвещает скорое наступление осени, после которой придет зима, а на новогодние каникулы еще нет никаких планов.

 

Другой способ – непо­сред­ствен­ное восприятие про­ис­хо­дя­ще­го. Человек ощущает, как ветер ласкает кожу, как пригревает солнце. Этот способ позволяет получать больше сенсорной информации, а также информации о том, что происходит внутри нас – какие мысли и чувства нами завладели. Это и есть работа внутреннего режиссера, осо­знан­ность.

 

С точки зрения ней­ро­био­ло­га, осо­знан­ность не имеет отношения к духовности, религии или любому… типу медитаций. Кроме того, существует немало способов развить эту черту, которой обладает в той или иной степени каждый человек.

 

Чтобы достичь осо­знан­но­сти, необходимо научиться пе­ре­клю­чать­ся между двумя способами восприятия мира. Например, сидя в кресле и читая книгу, нужно со­сре­до­то­чить­ся на своих ощущениях – глубине и мягкости кресла, текстуре бумаги. Чем чаще вызывать состояние осо­знан­но­сти, тем дольше оно будет длиться.

Это очень полезный навык.

Он позволяет не только повысить эф­фек­тив­ность работы мозга, но и улучшить свое физическое са­мо­чув­ствие.

“Проявлять осо­знан­ность не сложно: сложно не забывать это делать. Необходимо всегда держать режиссера в первых рядах зрительного зала, чтобы, когда понадобится, он мог в любой момент впрыгнуть на сцену”.

 

Выбрать вариант поведения помогает лимбическая система мозга. Она отвечает за наши эмоции, которые относятся к мыслям, событиям, объектам и людям.

Главная задача лимбической системы – дать ка­че­ствен­ную оценку. Например, она помогает решить, нравится нам пред­ло­жен­ный вариант завтрака или нет.

 Она же сообщает нам, пред­став­ля­ют ли собой опасность найденные в лесу ягоды или это лакомство.

Лимбическая система постоянно заставляет нас либо бежать от угрозы, либо стремиться к награде.

Бывают ситуации, когда лимбическая система начинает получать слишком много сигналов о реальной или мнимой опасности.

В таких случаях она пе­ре­воз­буж­да­ет­ся. В результате пре­фрон­таль­ная кора получает меньше энергии. По этой причине в напряженных ситуациях мы, как правило, действуем “на автопилоте”, а не пытаемся рационально мыслить.

Кроме того, при пе­ре­воз­буж­де­нии становится недоступным состояние осо­знан­но­сти, которое позволяет принимать лучшие решения.

Любая новая ситуация вос­при­ни­ма­ет­ся негативно.

Снизить пе­ре­воз­буж­де­ние лимбической системы можно до появления эмоций. Один из способов – попробовать избежать ситуации, таящей явную угрозу.

Другой – попробовать изменить ситуацию.

Третий – постараться ор­га­ни­зо­вать свое внимание, к примеру, отсечь все отвлекающие факторы.

 

Если эмоции все же проявились, то их можно выплеснуть.

Либо постараться их сдержать, но тогда лимбическая система останется в пе­ре­воз­буж­ден­ном состоянии.

В таком случае может помочь изменение отношения к ситуации.

 

Мозгу необходимо знать, что происходит. Поэтому он постоянно делает прогнозы. Едва получив намек на какую-то знакомую ситуацию, он тут же пытается установить за­ко­но­мер­ность.

При этом на поступающую в мозг информацию непо­сред­ствен­но влияют наши ожидания. Информация, со­от­вет­ству­ю­щая ожиданиям, принимается, не со­от­вет­ству­ю­щая – отвергается.

Если ситуация развивается так, как пред­по­ла­га­лось, происходит выброс небольшой дозы дофамина.

Доза уве­ли­чи­ва­ет­ся, если реальность превосходит ожидания. Если же мы ошиблись в своих ожиданиях, нас охватывает тревога.

Для мозга крайне важна опре­де­лен­ность, а с нею тесно связана са­мо­сто­я­тель­ность в действиях.

Отсутствие контроля над ситуацией или возможности сделать выбор порождают ощущения неопре­де­лен­но­сти и опасности.

В таких ситуациях помогает “когнитивная переоценка”.

Она позволяет увидеть варианты. Наличие же выбора, пусть и небольшого (или ощущения, что он есть), меняет негативное восприятие на позитивное. Большинство людей чувствуют удо­вле­тво­рен­ность, принимая даже самые простые, бытовые решения, касающиеся их жизни.

Иногда человеку достаточно подумать, что он сам является хозяином своей судьбы.

 

“Когнитивную переоценку” можно совершить несколькими способами.

Один способ – иначе ин­тер­пре­ти­ро­вать событие, решить, что оно не пред­став­ля­ет опасности.

Другой – “нор­ма­ли­зо­вать”. Первое время на новом рабочем месте – это всегда стресс.

Если признать такое состояние за норму, то уровень стресса заметно снизится.

Третий способ – “ре­ор­га­ни­зо­вать информацию”.

Предложение войти в команду может вызвать негативную реакцию у того, кто привык работать са­мо­сто­я­тель­но, ведь для него на первом месте стоит свобода.

“Переоценка” состоит в том, чтобы поставить на первое место выгоды командной работы.

Четвертый способ, “сменить позицию”, означает взглянуть на ситуацию с позиции другого человека, другой культуры, другой страны и так далее.

 

Наш мозг, как в древние времена, внимательно следит за нашим социальным окружением.

Если мы считаем кого-то врагом, конкурентом или по­тен­ци­аль­ным противником, то при общении с ним эф­фек­тив­ность наших мыс­ли­тель­ных процессов снижается. Кроме того, мы не в состоянии воспринять его самого и его идеи объективно.

Совсем иначе с друзьями: во время общения с ними вы­ра­ба­ты­ва­ет­ся гормон удо­воль­ствия окситоцин, а эф­фек­тив­ность наших мыс­ли­тель­ных процессов повышается.

Если нам предстоит работать в новой команде, то мы вос­при­ни­ма­ем ее членов как по­тен­ци­аль­ных врагов. Поэтому, чтобы работа была пло­до­твор­ной, в первую очередь необходимо “показать” мозгу, что они друзья, – посвятить время укреплению связей, нефор­маль­но­му общению.

Важную роль в общении играет статус. Мозг вос­при­ни­ма­ет его как одно из основных условий выживания, поэтому мы уделяем ему такое повышенное внимание.

Стоит нам по­чув­ство­вать, что наши дела идут лучше, чем у других, и мы испытываем удо­воль­ствие. Угроза статусу может привести к разрыву социальных контактов. Кроме заботы о статусе мозг жаждет честности и открытости.

Они запускают механизм воз­на­граж­де­ния, которое выражается в выделении дофамина.

Люди, считающие свои компании честными и спра­вед­ли­вы­ми, получают больше удо­воль­ствия от своей работы. А ощущение неспра­вед­ли­во­сти причиняет боль, которая может привести к разрыву отношений и вос­пре­пят­ство­вать ра­ци­о­наль­но­му мышлению.

 

Как сти­му­ли­ро­вать перемены?

Ру­ко­во­ди­те­ли побуждают людей измениться, предо­став­ляя им обратную связь в виде критики. Однако независимо от способа ее вы­ска­зы­ва­ния критика создает угрозу для статуса других людей, поэтому они машинально начинают защищаться.

“Критика часто порождает у кри­ти­ку­е­мо­го острую реакцию на угрозу, которая никак не помогает улучшить качество работы”.

 

Четко формулируя цели, вы создадите у людей чувство опре­де­лен­но­сти.

Не под­ска­зы­вай­те другим решение их проблем – это напрасная трата времени. Помогите человеку перевести его мозг в спокойное состояние, и это позволит ему са­мо­сто­я­тель­но найти нужное решение.

Чтобы помочь другому высвободить умственную энергию, используйте прием упрощения.

Управляя процессом пре­об­ра­зо­ва­ний в организации, не прибегайте к методу кнута и пряника.

Вместо этого нужно сделать три вещи:

1. Создать для сотрудников безопасную среду. Они не должны ощущать угрозу своему статусу. Многие опытные и мудрые лидеры отличаются скромностью и всегда готовы к простому че­ло­ве­че­ско­му общению.

2. Создать условия для фор­ми­ро­ва­ния в сознании людей новых связей. Для этого нужно, чтобы они со­сре­до­то­чи­ли свое внимание на новых объектах. Правильно заданные вопросы помогут переключить их внимание.

 3. Поддержать су­ще­ство­ва­ние новых мыс­ли­тель­ных схем. В этом могут очень помочь совместная работа и общение в ее процессе.

 

Резюмирую 6 главных идеи книг:

 

1· Мозг крайне негативно реагирует как на неопре­де­лен­ность, так и на отсутствие выбора. “Успокоить” его можно, просто подумав о том, что выбор есть всегда и что человек – хозяин своей судьбы.

2· Осо­знан­ность – это такой способ восприятия мира, при котором мы живем настоящим и полностью осознаем свои переживания.

3· Мозг работает лучше всего на опре­де­лен­ном уровне возбуждения. Чрезмерное возбуждение замедляет его работу, а недо­ста­точ­ное погружает в скуку. Этим можно управлять.

4· Чтобы мыслить эффективнее, не следует выполнять несколько задач од­но­вре­мен­но. ·

5. Изменить свое отношение к ситуации с негативного на позитивное поможет ее переоценка, взгляд под иным углом.

·6. Чтобы плодотворно вза­и­мо­дей­ство­вать с новыми людьми, надо “показать” мозгу, что они являются не врагами, а друзьями.

 

Под видео вы найдете десять интересных цитат из книги.

Подписывайтесь на мой канал в ютуб. Читайте, слушайте, будьте в курсею

 

 

10 ярких цитат

“Наш мозг пред­став­ля­ет собой машину, но это не просто машина. Однако един­ствен­ный способ стать больше, чем машиной, – как следует разобраться в ма­ши­но­по­доб­ной природе соб­ствен­но­го мозга”.

 

“Если разобраться в мозговых процессах, за­дей­ство­ван­ных, к примеру, в принятии решений, то можно поразиться собственным воз­мож­но­стям. Наверное, стоит уважать свои ограничения, а не бороться с ними”.

“Мозг – это не просто логическая машина. Цель его де­я­тель­но­сти – сохранить жизнь хозяина”

“Химия мозга изменяется в течение дня в результате действия есте­ствен­ных внешних раз­дра­жи­те­лей. Если вы едва не попали под автобус, то остальную часть дня, вероятно, будете ощущать себя на взводе”.

 

“Если вы не можете предсказать, как разрешится ситуация, в мозге ав­то­ма­ти­че­ски включается сигнал тревоги: внимание!”

“Отыскав способ сделать хоть ка­кой-ни­будь выбор, даже небольшой, вы можете заметно повлиять на работу своего мозга и переключить его реакцию с негативной на позитивную”

 

“Можно тре­ни­ро­вать­ся в мар­ки­ро­ва­нии и переоценке, учиться проводить эти операции более качественно и быстро. Можно учиться считывать состояние других людей и успокаивать сознание, когда это необходимо”.

 

“Озарения случаются тем чаще, чем вы спокойнее и счастливее”.

 

“Статус относителен, и чувство удо­вле­тво­ре­ния от его повышения человек испытывает всякий раз, когда чувствует себя в чем-то «лучше» другого”.

“Все больше людей в современном мире получают деньги за то, что думают, а не за то, что просто выполняют рутинную работу”.

 

0 Комментариев

Активные форумы
Что сейчас обсуждают

Старый дизайн
Старый
дизайн